Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект по усовершенствованию парламентского контроля и расширению полномочий комитетов при рассмотрении отчетов профильных ведомств (№4131).
Как передает корреспондент Укринформа, соответствующее решение поддержали 323 народных депутата при минимально необходимых 226-ти.
Авторы законопроекта "О парламентском контроле», одним из которых является Председатель ВР Дмитрий Разумков, предлагают усовершенствовать положения регламента в части рассмотрения отчетов, докладов и информации государственных органов.
В частности, предполагается, чтобы отчеты должностных лиц и госорганов, по которым Рада наделена учредительными полномочиями, включались в повестку дня без голосования, а отчеты или доклады других должностных лиц - по инициативе членов профильных комитетов или других субъектов права законодательной инициативы по решению парламента.
Также в законопроекте предлагается усилить механизм институционального взаимодействия парламента и Счетной палаты и Уполномоченного ВР по правам человека.
При этом в регламенте предлагают не только прописать порядок рассмотрения их отчетов и докладов, но и предусмотреть возможность отправки рекомендаций и обращения в другие госорганы и органы местного самоуправления с целью надлежащего исполнения решений институтов парламентского контроля.
В то же время уточняется роль и задачи комитетов Рады в процессе рассмотрения отчетов, докладов и информации госорганов и должностных лиц.
Так, комитеты обязаны рассматривать отчеты на своем заседании, по поручению ВР организовывать и готовить рассмотрение на пленарном заседании отчетов и докладов госорганов и должностных лиц, которые в предусмотренных законом случаях подаются в парламент.
В то же время они имеют право инициировать вопросы о рассмотрении на пленарном заседании отчетов, докладов и другой информации, а также - проводить их общественное обсуждение.
Вместе с тем закон «О комитетах Верховной Рады Украины» предлагается дополнить новой статьей об участии комитетов в рассмотрении отчета Кабмина о ходе и результатах выполнения Программы деятельности правительства.
Так, комитеты будут обязаны рассматривать на своих заседаниях отчет КМУ, по результатам чего должны будут сделать заключение с рекомендацией Раде принять соответствующее решение.
Такое заключение передается и комитету, определенному главным из предыдущего рассмотрения отчета правительства.
В то же время, если комитет предложит парламенту предоставить правительству рекомендации, они будут указаны в соответствующем заключении и будут подаваться в главный комитет.
Статья 228 регламента предлагается дополнить положением, согласно которому главный комитет не позднее чем за пять дней (а в случае рассмотрения внеочередного отчета - не позднее чем за два дня) до дня рассмотрения соответствующего отчета на пленарном заседании Рады должен подготовить и представить на рассмотрение парламента проект постановления, которым предусматривается принятие решения о признании деятельности правительства удовлетворительной, удовлетворительной с предоставлением рекомендаций или неудовлетворительной.
При этом предполагается усовершенствовать положения по подготовке и рассмотрению отчета КМУ о ходе и результатах выполнения Программы деятельности правительства.
Так, в статью 11 закона «О Кабинете Министров Украины» предлагают включить норму, согласно которой Программа деятельности правительства должна содержать программные цели, критерии, по которым оценивается степень достижения целей, и задачи, выполнение которых необходимо для достижения целей - эти показатели необходимы для объективной оценки деятельности правительства.
В то же время Рада сможет получить право по результатам рассмотрения ежегодного отчета Кабмина предоставить ему рекомендации и заслушать состояние их выполнения во время следующего ежегодного или внеочередного отчета.
При этом правительство ежегодно (не позднее 15 апреля текущего года) будет обязано подавать парламенту отчет о ходе и результатах выполнения Программы деятельности правительства за предыдущий год.
Авторы законопроекта предлагают выстроить четкую и логичную структуру рассмотрения отчетов и докладов органов исполнительной власти.
Так, их необходимо будет подавать до даты рассмотрения отчета о ходе и результатах выполнения Программы деятельности правительства как ключевого отчетного документа в структуре государственных органов исполнительной власти.
Вместе с тем отчеты органов, проводящих досудебное расследование, а именно: Национального антикоррупционного бюро Украины и Государственного бюро расследований, будут подаваться в отчет Генерального прокурора, поскольку прокуратура осуществляет процессуальное руководство в досудебном расследовании и поддерживает государственное обвинение в суде.
При этом также предусматривается, что генпрокурор будет раз в год отчитываться в парламенте.
При этом сам отчет не позднее чем за 15 дней до рассмотрения на пленарном заседании ОГП должен передать в профильный комитет.
По результатам обсуждения отчета в зале заседаний Рада может принять постановление о выражении недоверия генпрокурору.
Ее принятие осуществляется путем открытого поименного голосования большинства народных депутатов от конституционного состава ВР и влечет за собой отставку генпрокурора.
Так же предлагается обязать раз в год отчитываться в парламенте председателя СБУ, Нацбанка, руководство Антимонопольного комтета, Фонда госимущества и Счетной палаты.
Так, их рекомендации должны содержать сроки предоставления информации о состоянии внедрения, а также план проведения соответствующих обсуждений, список законопроектов, необходимых для их реализации, ориентировочный срок их разработки и внесения.
Как сообщал Укринформ, 18 сентября около 50-ти народных депутатов во главе со спикером Дмитрием Разумковым зарегистрировали в Верховной Раде законопроект №4131 «О внесении изменений в некоторые законы Украины по обеспечению эффективной реализации парламентского контроля».