Это объективный слепок времени.
Ожидаемо, что в этом году главной темой, волнующей украинцев, стала пандемия коронавируса и локдаун.
Редакция Liga.
Как объяснили в компании, топ запросов по количеству всегда более-менее одинаковый и касается базовых вещей, например, где посмотреть фильмы, погоду и т.
Стали меньше развлекаться.
Категория – самые популярные запросы.
Судя по самым популярным запросам года, 2020-й стал самым скучным и неразвлекательным за последнюю десятилетку.
Первые места в списке делят запросы, посвященные коронавирусу.
В былые годы в топ входили шоу, звезды (в том числе те, кто умер в анализируемом году), развлекательные программы, а также резонансные трагедии.
Даже в революционный и военный 2014-й самым популярным запросом года стал российский сериал Физрук.
Впрочем, следующие шесть запросов касались новостных ресурсов, освещающих события в Крыму и на Донбассе.
Категория – покупки.
Топ запросов о покупках в 2011-2013 годах состоял из достаточно обстоятельных приобретений: автомобилей, бытовой техники и электроники, смартфонов и квартир.
В 2014-м в топ ворвался доллар, а также символ газовой реформы – масляный обогреватель, потому что в домах украинцев похолодало.
Единственным предметом роскоши в последующие годы был i.
Phone, а вот остальные покупки измельчали до бейблейдов, спиннеров, беспроводных наушников, Iqos и т.
Лучше знают, что хотят.
Категория – покупки.
На заре 2010-х самые популярные поисковые запросы выглядели довольно общими: фильмы, игры и т.
По мере развития технологий и роста популярности конкретных брендов запросы на товары стали более конкретными: например, вместо купить смартфон – конкретная модель.
В 2013 году в топ вошел Lenovo K900, A730, HTC One и Nexus 5.
Единственное, что украинцы знали и хотели всегда – это i.
Phone последней, в худшем случае предпоследней модели.
"Як зробити все добре?" і повернути нюх.
Що гуглили українці в 2020 році.
Начали больше интересоваться глобальными событиями.
Категория – вопросы.
В 2011-2015 годах украинцев больше всего волновало, что такое любовь, счастье, значение некоторых мемов и названия технологий/сервисов.
Основной темой 2014-15-го стали события в стране: что такое люстрация, титушки, федерализация и прочие знаки революции и последовавших за ней событий; военное положение, дефолт, децентрализация, последовавшие после.
В 2016-м украинцы заинтересовались мировыми событиями ("что такое brexit", "что такое офшор", "что такое VPN").
В 2017-м умы захватила криптовалютная эпопея, когда курс биткоина почти достиг отметки $20 000.
В 2018-м – технологии.
Глобальные вопросы в 2019 ненадолго вытеснили быт и Чернобыль.
Верхом поисковой депрессии стал 2020-й, когда большинство запросов "Что такое?" касалось COVID-19 и связанных с ним явлений.
В число самых неожиданных популярных вопросов года в 2020 году попал запрос "Почему горят леса в Австралии".
Tok и Viber, правда не очень активно.
Начали больше интересоваться политиками.
Категория – персоны.
Если список персон года до 2014 сплошь состоял из светской хроники – звезд, которые прославились, оскандалились или умерли, то начиная с 2014, в топ стабильно попадают политические деятели.
Сложно сказать, сколько из них попали бы в топ персон, если бы не было разделения.
Тем не менее, тренд с 2014 года наглядный.
Единственный спортсмен в топе персон года 2020 – капитан российской сборной по футболу Артем Дзюба.
И тот попал в топ, оскандалившись с секс-видео.
Стали меньше интересоваться долларом (несмотря на очередное падение гривни).
Категория – покупки.
Экономический кризис 2014-2016 годов в топе поисковых запросов отразился как интерес к доллару.
Первые два года украинцы массово интересовались, где купить в целом, в 2016-м – где купить на черном рынке.
Возможность купить валюты онлайн в своем банке избавила от лишних вопросов? Или просто нет гривневых сбережений для скупки доллара.
Другой вариант, после укрепления курса в 2019-м доллар выглядит сомнительной инвестицией?.
Научились худеть, целоваться, варить гречку, делать маски и антисептики.
Категория – вопросы.
На заре и в середине десятилетия в топе запросов регулярно фигурировали такие вопросы:.
как похудеть.
как научиться целоваться.
как варить гречку.
как выйти замуж.
В 2020 году замужество снова вернулось в топы, но гречка, похудение и поцелуи выпали из него уже как минимум на два года.
Зато в категории "Как?" самые популярные запросы возглавили процедуры, связанные с противодействием распространению коронавируса.
Украинцев волновало, как сделать маску и антисептик самостоятельно.
И планировать путешествия онлайн.
Категория – покупки.
2018-2019 стали единственными годами за всю историю, когда в топ поисковых запросов о покупках вошли билеты на самолет.
С 2014-го года украинцы активно искали билеты на поезда по стране.
Внутренний туризм действительно рос.
Но не только поэтому.
Примерно в это же время Укрзализныця начала активную диджитализацию.
Как только у украинцев появилась возможность покупать билеты на поезд онлайн, они стали активно гуглить эту опцию.
По итогам 2018 года 50% билетов Укрзализныця продала через интернет, сообщал экс-председатель Укрзализныци Евгений Кравцов в Twitter.
Підсумки року від Twitter: Трамп – персона року, COVID-19 – хештег.
Стали меньше смотреть российские сериалы (но их все еще слишком много).
Категория – сериалы.
Большую часть десятилетия украинцы предпочитали российские сериалы любому другому телепродукту.
Начиная с 2019 года их популярность (в поиске) стала падать.
Если до этого на российский контент приходилось больше половины топа, то в 2019 и 2020 гг.
было всего по три таких сериала.
А за внимание аудитории конкурировали украинские и немного турецкие сериалы.
В 2020-ом российские сериалы занимают три места в десятке.
Украинские, турецкие и американские – по два.
Но можно говорить о том, что растет популярность национального продукта.
Начиная с 2016 года в топ входит два-три сериала.
В 2020 году их было два.
Столько же – турецких и американских.
А самым любимым сериалом стал испанский "Бумажный домик".
Пронесли любовь к национальным ТВ-шоу сквозь года.
Категория – ТВ-шоу.
Хотя этот текст посвящен изменениям (и их за десятилетие было много), кое в чем украинцы оставались постоянны.
Им смогли составить конкуренцию только такие громкие международные события, как Оскар и Евровидение.
Любопытно, что Евровидение стало одним из популярных запросов в 2020 году, несмотря на то, что этим летом конкурс не проводился.
Подписывайтесь на LIGA.
Tech в Telegram: только важное.
Нина Глущенко.
корреспондент ЛІГА.
Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Напишите нам.