Турбомоторы: глушить сразу или дать остыть?
Турбомоторы: глушить сразу или дать остыть?

Турбомоторы: глушить сразу или дать остыть?

Двигатели с турбонаддувом нельзя глушить сразу – им надо дать поработать минуту-другую на минимальных оборотах холостого хода, чтобы остыл турбокомпрессор.

Это утверждение пришло из конца прошлого века.

А справедливо ли оно для современных турбомоторов?.

Авторы Михаил Колодочкин и Алексей Ревин.

Почему возможен перегрев.

Турбокомпрессор нагревается по трём причинам: от горячих газов, поступающих в турбинную часть, от сжатия воздуха в компрессоре и от трения в подшипниках.

Максимальный нагрев происходит при работе двигателя на пике мощности.

Это проявляется при движении на высоких скоростях по магистрали.

Одно из самых провокационных мест – бензоколонка на скоростной магистрали.

Всего несколько десятков метров от трассы – и мотор обязательно надо глушить.

Другая возможность сильно нагреть турбокомпрессор – это езда в тяжелых условиях: по бездорожью и т.

Максимальную мощность мотор при этом не разовьёт, поскольку колёса быстро сорвутся в пробуксовку.

Однако отсутствие встречного воздушного потока поспособствует росту температуры двигателя, а заодно – и турбокомпрессора.

Перегрев возможен и при движении в горах с большим количеством подъёмов, а также с прицепом.

Но пик неприятностей наступает не во время работы, а потом! После остановки двигателя охлаждение раскаленного турбокомпрессора резко ухудшается.

Масло уже не подаётся, тепло уходит в подшипниковый узел, остатки смазки в подшипнике и его уплотнениях начинают закоксовываться.

Это приводит к ухудшению уплотнения и нарушению расчётного режима работы подшипника.

А вращение ротора без подачи масла под давлением провоцирует появление задиров.

Системы жидкостного охлаждения турбокомпрессора также прекращали работу после остановки мотора и, соответственно, не отводили тепло от агрегата наддува.

Именно поэтому и появились рекомендации не глушить моторы сразу, а дать им поработать какое-то время на минимальных оборотах холостого хода.

Масло и охлаждающая жидкость при этом будут циркулировать, температура выпускных газов, поступающих в турбинную часть, понизится – в итоге турбокомпрессор остывает, а затем мотор можно безбоязненно глушить.

Надо подождать.

Рекомендация тут же породила появление новых электронных примочек – турботаймеров.

После поворота ключа зажигания двигатель будет пару-тройку минут работать на минимальных оборотах, чтобы охладить турбину и продлить срок её службы.

Одними из первых турботаймеры предложили разработчики охранных систем, добавив в сигнализацию новую функцию специально для владельцев автомобилей с турбонаддувом.

Предложения стали пользоваться спросом, а потому появились отдельные электронные блоки, выполня­ющие исключительно функции отложенного выключения двигателя.

Штатно же турботаймеры не устанавливают даже на автомобили с заряженными двигателями.

И не потому, что проблема куда-то пропала – принципиально в ДВС ничего не поменялось.

Да, изменились и стали более совершенными конструкции, материалы и смазки, но перегрева турбокомпрессоры по-прежнему не любят.

Может, автопроизводители применяют иные средства защиты турбокомпрессоров от перегрева?.

Некоторые компании (в частности, Porsche, Volkswagen, Skoda, Jaguar, Peugeot) на многие модели с турбонаддувом устанавливают электрические циркуляционные насосы, которые при необходимости подают к турбокомпрессору охлаждающую жидкость.

В том числе и после остановки двигателя – антифриз некоторое время циркулирует через агрегат, препятствуя его перегреву.

Напоминает аналогичный режим работы электровентиляторов системы охлаждения, реализованный на большинстве современных автомобилей.

Мотор выключен, а вентилятор продолжает крутиться.

Понятно, что в этом случае в турботаймере нет необходимости.

Абсолютное большинство производителей сравнительно доступных автомобилей не заморачивается установкой дополнительного электрического насоса, охлаждающего турбокомпрессор.

Встретить такое устройство можно на редких моделях, в числе которых – Skoda Kodiaq, Skoda Octavia A7 и VW Tiguan.

Логика проста: удорожания не происходит, а гарантийный срок автомобиль, скорее всего, и так беспроблемно выходит.

Что дальше – забота владельца.

Наши рекомендации.

Автопроизводители уверяют, что турбокомпрессоры не боятся перегрева.

Например, компания Renault поясняет, почему бензиновый двигатель ТСе 150, установленный на Аркане, не нуждается в обязательном охлаждении турбины перед его выключением.

Дескать, в ходе разработки эти моторы испытывали 40 000 часов на стендах, что соответствует 14 годам эксплуатации по 8 часов каждый день.

Поэтому рекомендации «погонять на холостых» и носят рекомендательный, а не обязательный характер.

Не глушите мотор сразу – дайте ему поработать на минимальных оборотах.

Условия работы турбокомпрессора – очень тяжёлые, а никаких новшеств, делающих его бессмертным, не появилось.

Мы придерживаемся иного мнения.

Условия работы турбокомпрессора – очень тяжёлые, а никаких принципиальных новшеств, делающих его бессмертным, пока не появилось.

К тому же, это недешёвый агрегат: ремонт больно ударит по карману, если гарантия уже подошла к концу.

И если ваш автомобиль не оборудован электрическим насосом, качающим охлаждающую жидкость после остановки, настоятельно рекомендуем выдерживать паузы в одну-две минуты, прежде чем глушить мотор, поработавший на пределе.

Однако как понять, есть ли такой насос на вашей машине или нет? Например, на слух: после интенсивной езды остановить мотор и прислушаться, есть ли характерное жужжание.

Но лучше все же перестраховываться, ­даже если автопроизводитель говорит, что ­проблем не будет.

ЗА РУЛЕМ № 02 2021.

Джерело матеріала
loader
loader