Кременчугский сталелитейный завод заявляет, что массовый ввоз изношенных и списанных грузовых вагонов из России привел к резкому сокращению их производства в Украине и потере рабочих мест.
Об этом в ходе выступления на KUKHAR Discussion Court заявил генеральный директор Кременчугского сталелитейного завода Ростислав Дубров.
По его словам, все началось в 2016 году, когда в России был принят приказ о списании вагонов с превышенным сроком нормативной эксплуатации, на которую дается гарантия завода-производителя. "Это было сделано понятно для чего – это государственные интересы, Россия поддерживает свою вагоностроительную отрасль", - пояснил Дубров.
После этого, по его словам, несколько крупных украинских компаний купили в России более 30 тыс. старых списанных вагонов. "А украинские предприятия за этот период (2016-2020 годов) производят 35 тыс. вагонов – за 5 лет. Причиной (падения производства) является заход этих старых вагонов", - подчеркнул он. Дубров напомнил, что в 2011-2012 годах выпускалось 50 тыс. вагонов в год. При этом в январе-сентябре текущего года производство грузовых вагонов в Украине составило всего 1394 ед.
"Чем это чревато для отрасли? Прежде всего, потерей кадров. На 66% сократилось число работающих по сравнению с 2011-2012 годами. Причем уходят в первую очередь те, кто в состоянии сменить профессию. Целые поколения, целые династии, которые работали на вагоностроительных заводах Украины – они сегодня прерываются", - сказал директор завода.
По его мнению, реанимировать отрасль можно путем принятия в Украине аналогичного приказа о списании старых вагонов и за счет выполнения президентской программы "Большая стройка: Новая украинская железная дорога". "Мы сегодня просто кричим, что эта программа нужна, иначе мы потеряем эту отрасль, и Украина станет полностью зависимой от соседей. Потому что никто в Европе, Америке или Китае не производит вагоны по украинскому стандарту. У нас свой стандарт 1520 и украинский вагон производится в рамках этой стандартизации. Это Россия в первую очередь, Казахстан и Беларусь", - сказал директор Дубров.
В свою очередь, выступая на KUKHAR Discussion Court, заместитель директора департамента коммерческой работы АО "Укрзализница" Валерий Ткачев отметил, что последние 3 года в Украине растет число железнодорожных аварий, вызванных критическим износом грузовых вагонов. Так более 30% аварий на железных дорогах связаны с подвижным составов и его неудовлетворительным состоянием. В частности, по его словам, речь идет о грузовых вагонах с превышенным нормативным сроком эксплуатации.
Ткачев отметил, что с целью недопущения подобных инцидентов Министерство инфраструктуры разработало и опубликовало проект приказа о порядке списания грузовых вагонов и полувагонов со сроком эксплуатации, превышающим нормативный. При этом, по его словам, норма будет распространяться не только на "Укрзализныцю", но и на частные компании, у которых есть вагоны.
"Мы просим за 7 лет обновить (вагонный парк) при помощи лизинговых инструментов, банковских гарантий ", - сказал Ткачев. Он считает, что в данном случае государственные интересы должны быть выше интересов отдельных компаний-операторов, которые имеют большой парк изношенных вагонов и не хотят инвестировать в его обновление.
Как сообщали Українськi Новини, министр инфраструктуры Александр Кубраков заявляет, что приказ Министерства инфраструктуры о порядке списания грузовых железнодорожных вагонов с превышенным сроком нормативной эксплуатации будет подписан в конце ноября – начале декабря.
Министерство инфраструктуры совместно с "Укрзализныцей" планирует запустить программу постепенного ограничения срока эксплуатации вагонов и строительства новых вагонов вместо списанных.
С этой целью Мининфраструктуры разработало и опубликовало проект приказа о порядке списания изношенных вагонов.