Участники рынка считают полгода нереалистичным сроком для внедрения регламента REMIT и поддерживают облегченную версию
Участники рынка считают полгода нереалистичным сроком для внедрения регламента REMIT и поддерживают облегченную версию

Участники рынка считают полгода нереалистичным сроком для внедрения регламента REMIT и поддерживают облегченную версию

Принятие законопроекта №5322, рекомендованного Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам энергетики и ЖКХ к голосованию, является рискованным шагом, в результате которого Украина может остаться с неработающим законом, а интеграция украинской объединенной системы с европейской ENTSO-E будет отложена.Такое мнение высказали участники ток-шоу Energy Freedom, обсуждая первоочередные шаги по имплементации REMIT.

В начале 2022 года парламент должен принять соответствующий закон, поддержав либо так называемую в отраслевых кругах полную версию необходимых мер (законопроект №5322, автор народный депутат Андрей Герус), либо – облегченную версию (законопроект №4503народного депутата Людмилы Буймистер).

"Быстро запустить в Украине систему, которая в Европе строилась 10 лет,нереально", – уверена эксперт Елена Антонова, экс-член НКРЭКУ, к которой была применена ротация.

Реализация такого сверхсложного подхода требует времени и ресурсов, добавила она. Речь о комплексе по организации передачи участниками оптового рынка данных– ACER (Agency for the Cooperation of Energy Regulators), первоначальные вложения в запуск которого составили 5 млн евро, последующая финансовая поддержка – 1 млн евро ежегодно.

Принятие закона эксперт видит только первым шагом, который позволит выполнить обязательства Украины по Договору об основании Энергетического сообщества, на нарушение пунктов которого недавно сообщество указало Украине, и ускорить интеграцию с ENTSO-E.

Большинство участников дискуссии признали, что между первым и вторым чтением, когда в законопроект могут быть внесены доработки, доступ к участию в этом процессе должны беспрепятственно получить участники рынка. Виктор Качуренко, юридический советник Ассоциации поставщиков энергоресурсов, отметил, что Ассоциация анализировала все поданные в Верховную Раду законопроекты, и имеет наработки, которые планирует подать как предложения правок.

Корректировки требует беспрецедентный размер штрафов, предусмотренных законопроектом №5322 – 5-10 млрд грн. К примеру, один из самых крупных штрафов, примененных за нарушение норм REMIT за последнее время составил 42 млн евро в Великобритании.

"Размер штрафных санкций должен коррелироваться с доходом участника рынка. Например, как в антимонопольном праве – до 5% от годового дохода", – отметил эксперт Ассоциации поставщиков энергоресурсов.

"Чтобы REMIT не превратился в карательный инструмент, с начала 2022 года необходимо, в первую очередь, разработать документ, регулирующий порядок взаимодействия АМКУ и НКРЭКУ", – считает народный депутат Людмила Буймистер.

Виктор Качуренко отметил, что часть понятий, присутствующих в REMIT, уже отражена в украинском законодательстве (в частности, в Законе Украины "Об организованных товарных рынках"),в то же время, значительная часть понятий REMIT(Имплементирующий Регламент №1348)не имеет официальных определений в украинском законодательстве (например, фундаментальные данные, стандартные или нестандартные контракты).

"Распределение полномочий двух главных регулирующих органов должно быть тщательно проработано, так как Конституция Украины исключает двойную ответственность за одно и то же правонарушение", – подчеркнул эксперт Ассоциации.

Напомним, REMIT (Regulation on Wholesale Energy Market Integrity and Transparency),принятый в Европе в 2011 г., регламент для повышения прозрачности и стабильности европейских энергетических рынков и предотвращения манипуляций.

Джерело матеріала
loader
loader