Украинский "Мегабанк" на грани банкротства: кто виноват/Менеджеры и собственники банка годами вели высокорискованные операции
Украинский "Мегабанк" на грани банкротства: кто виноват/Менеджеры и собственники банка годами вели высокорискованные операции

Украинский "Мегабанк" на грани банкротства: кто виноват/Менеджеры и собственники банка годами вели высокорискованные операции

Банковский сектор Украины решает свои проблемы, несмотря на войну. Впрочем, не все отечественные банки прилагают необходимые усилия для преодоления возникающих кризисных явлений. Более того, в частности, речь идет о ситуации, которая складывалась годами, и сегодня может привести к банкротству одного из старейших банков страны. И вина за это полностью лежит на руководстве и собственниках финучреждения.

Экономика Украины несет потери из-за войны. По некоторым прогнозам, в 2022 году она упадет на 45-50%, при этом в лучшем случае снижение ВВП составит не менее 10%.

Но, как ни странно, довольно прилично на общем фоне выглядит отечественная банковская система, хотя в первые дни после вторжения складывалось впечатление, что она вот-вот ляжет.

Во многом за стабильность банковского сектора нужно благодарить Национальный банк Украины (НБУ), который проводит вполне адекватную политику.

Впрочем, есть в Украине банки, которым не удается преодолеть проблемы в нынешнее тяжелое время. Есть и такие, которым в прямом смысле грозит банкротство.

Ложные данные

В частности, речь идет о "Мегабанке", который является одним из первых финансовых учреждений в нашей стране. Банк был основан в 1990 году в Харькове. До 1995 года он назывался "Добродий".

Что еще известно о "Мегабанке"? Его главным акционером является Виктор Субботин, прямое и опосредованное участие которого в финучреждении превышает 60%. Субботин является генеральным директором АО "Турбоатом" (27 августа 2021 года было переименовано в АО "Украинские энергетические машины"), более 75% которого принадлежат государству.

По состоянию на 1 февраля 2022 года, активы "Мегабанка" составляли 10,1 миллиарда гривен, капитал банка - 1,4 миллиарда гривен. Региональная сеть финучреждения состоит из 154 отделений в 18 регионах Украины.

Вот такая официальная и, в принципе, неплохая статистическая информация о банке, который в отечественной финансовой системе является таким себе середнячком.

Но на самом деле, как говорится, все сложно.

Капитальные проблемы

По данным источников "Апострофа", приближенных к НБУ, "Мегабанк" на сегодняшний день является проблемным, и его финансовое состояние очень неустойчивое.

“Банк испытывает значительные проблемы с ликвидностью и капиталом, которые не позволяют вернуть клиентам привлеченные средства и выполнить обязательства по гарантиям, – говорит собеседник издания. - Банк нуждается в значительной сумме докапитализации”.

Конечно, можно было бы предположить, что в сложившейся ситуации виновата война, но она в данном случае ни при чем. Хотя менеджмент "Мегабанка" и его акционеры как раз на войну и намекают.

"На самом деле к этому (тяжелому финансовому состоянию - "Апостроф") привела не война, а безответственная высокорисковая деятельность менеджмента и непрофессиональная позиция мажоритарных владельцев банка, которые в течение нескольких лет не приняли надлежащих мер для оздоровления ситуации", - рассказывает источник.

По его словам, основная вина за то, что сегодня "Мегабанк" оказался на грани банкротства, лежит на семье Виктора Субботина, главного акционера банка. Который, напомним, является гендиректором "Турбоатома". "При этом "Турбоатом" - один из крупнейших клиентов "Мегабанка", - говорит собеседник "Апострофа". – Круг замкнулся”.

Так, сообщает источник, в "Мегабанке" "завис" почти 1 миллиард гривен "Турбоатома", и эти средства в основной своей массе гарантированы государством. Поэтому если "Мегабанк" не сможет выполнить свои обязательства, что вполне реально, этот груз ляжет на государство.

Украинский "Мегабанк" на грани банкротства: кто виноват/Менеджеры и собственники банка годами вели высокорискованные операции - Фото 1 Фото: Wikipedia

Почему так случилось? Менеджмент банка вкладывал средства клиентов, в том числе госкомпаний, в заведомо некачественные активы, объясняет собеседник издания. В частности, банк кредитовал неплатежеспособных заемщиков со слабым финансовым положением, значительная часть которых являются связанными с банком лицами.

“Постепенно это привело к отрицательному значению капитала, и, вместо этого, появлению на балансе банка значительного объема имущества, которое выступало залогом по неуплаченным кредитам таких заемщиков, - делится информацией источник. - Фактически, "Мегабанк" из финансового учреждения превратился в агентство недвижимости. Заведомо неуспешное агентство, так как стоимость имущества была искусственно завышена, чтобы соответствовать требованиям к залогу для получения кредитов”.

Разумеется, продать имущество по этой завышенной цене банк не смог, а продавать по рыночной финучреждению было в убыток. В этой ситуации руководство банка не придумало лучшего решения, чем предоставить новые кредиты связанным с банком некачественным заемщикам для выкупа этого имущества по его залоговой цене. То есть банк на самом деле прокредитовал сам себя, чтобы таким манипулятивным способом искусственно улучшить показатели баланса. Однако это не решило его проблемы с ликвидностью и капиталом.

Война не спишет

Руководство банка прибегает к безответственным шагам уже давно. Еще в далеком 2018 году "Мегабанк" был определен как нарушитель норматива НБУ относительно максимального размера кредитного риска по операциям со связанными с банком лицами. И это отражалось, мягко говоря, не самым лучшим образом на его финансовых показателях.

Так, в рейтинге надежности и эффективности, который традиционно составляет Международный центр перспективных исследований (МЦПИ), в 2020 году "Мегабанк" среди финучреждений с активами более 2 миллиардов гривен занял "почетное" 41-е - последнее место. Подобные результаты были и в предыдущие периоды.

В этой ситуации возникает вопрос: а куда смотрит регулятор?

На самом деле НБУ провел инспекционную проверку в "Мегабанке", и она выявила финансовые манипуляции, направленные на сокрытие проблем с ликвидностью, и некорректное отражение финансового результата. По факту имела место подтасовка отчетности, рассказывает источник "Апострофа".

Более того, Нацбанк неоднократно указывал на существующие проблемы "Мегебанка", обсуждал с акционерами результаты проведенных проверок и их дальнейшие негативные для банка последствия, призывал к срочным и безотлагательным действиям по увеличению капитала и ликвидности банка.

"Однако своевременно должных шагов сделано не было, – комментирует ситуацию собеседник издания. – "Мегабанк" продолжил манипулировать отчетностью и вводить в заблуждение клиентов, а теперь пытается списать просчеты своего менеджмента на войну".

Сейчас руководство "Мегабанка" шантажирует НБУ тем, что от его стабильной работы якобы зависит чуть ли не успех обороны Харькова, требуя на этом основании от регулятора рефинансирования. "Мегбанк" действительно является системным банком для "первой столицы", но заявления его руководства иначе чем спекуляциями не назовешь.

Нацбанк на шантаж не ведется, прекрасно понимая, что выделенные им деньги совсем необязательно пойдут на помощь простым харьковчанам. Намного вероятнее, что такой кредит руководители "Мегабанка" хотели бы направить на очередные сомнительные операции. А этого допустить никак нельзя, отметил еще один источник "Апострофа".

Теги за темою
війна Нацбанк
Джерело матеріала
Згадувані персони
loader
loader