Генеральная прокуратура Украины сообщила бывшему главе МИДа Украины Константину Грищенко и экс-главе Минюста Александру Лавриновичу о подозрениях в госизмене. Их обвиняют в подготовке тех Харьковских соглашений, которые продлевали срок пребывания Черноморского флота России в Крыму.
Договор способствовал захвату Крыма
В результате таких действий подозреваемых и других лиц в апреле 2010 года было согласовано, подписано и ратифицировано «Соглашение», которым на 25 лет продлен срок пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины.
Следствием установлено, что содержание и условия «Соглашения» между Украиной и Россией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины были навязаны президентом России Дмитрием Медведевым тогдашнему премьер-министру Николаю Азарову. Сам Азаров получил подозрение за Харьковские соглашения еще в 2021 году вместе с тогдашним президентом Виктором Януковичем.
В Офисе генпрокурора отмечают, что Харьковские соглашения создали благоприятные условия для дальнейшего переоснащения и модернизации вооружения ЧФ РФ, а также его увеличения на территории Крыма вместо вывода из Украины.
Россия денонсировала Харьковские соглашения, а Украина - нет
Напомним, что с конца 2008 года РФ вдвое повысила цену на газ, подталкивая тогдашние власти Украины к подписанию «Соглашения» о продлении срока пребывания Черноморского флота в Крыму. В течение 2009 года склонить высших должностных лиц Украины к такому шагу не удалось. Это сделал Янукович через два месяца после вступления в должность президента – 21 апреля 2010 года.
Он подписал «Соглашение» между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины - российско-украинский договор, продливший конечный срок пребывания Черноморского флота России в Крыму на 25 лет. С первоначально ожидавшегося 2017 года - до 2042 года (с возможностью последующих автоматических пролонгаций каждые пять лет при отсутствии возражений сторон) в обмен на пересмотр цены на российский газ для Украины.
Подписанное 21 апреля 2010 года президентами России и Украины в Харькове, «Соглашение» было ратифицировано парламентами 27 апреля 2010 года и вызвало много споров в Украине. Подписание «Соглашения» приветствовали представители Партии регионов и Коммунистической партии Украины, традиционно пользующиеся популярностью у русскоязычного населения Украины, а сторонники евроинтеграции расценили подобный договор как попытку вмешательства России во внутренние дела Украины. Противниками «Соглашения» употреблялся термин «Пакт Януковича - Медведева» (по аналогии с «Пактом Молотова - Риббентропа»).
После присоединения Крыма в 2014 году Россия прекратила действие всех соглашений о базировании флота в Украине, включая и договор 2010 года. Москва сочла, что произошло «коренное изменение обстоятельств», в которых соглашения заключались. С точки зрения России, к ней перешел суверенитет над Крымом, что прекратило правоотношения аренды объектов Черноморского флота.
Украина, не признавшая присоединение Крыма к России, не признала и российскую денонсацию договоров по флоту. Украинские власти, продолжившие считать Крым частью территории Украины, выступают против денонсации соглашений по флоту и рассматривают их лишь в качестве «доказательной базой для подтверждения прав Украины в судах, в том числе и прав на компенсацию убытков со стороны Российской Федерации».
Почему сейчас опять возникли «дела минувших дней»
Политолог Руслан Бортник считает, что власть таким образом показывает обществу, что она наказывает предателей из прошлого. То есть в войне виноваты уже не современники, а предшественники. А кроме этого, эксперт считает, что раскручивание Грищенко и Лавриновича потенциально может перетрясти всю политическую элиту страны.
– За это «Соглашение» голосовали сотни депутатов, а готовили его вообще тысячи чиновников. Соответственно, если эти экс-министры будут осуждены, то за ниточку могут потянуть и других участников этого процесса. Это может превратиться в процесс века, который позволит власти провести скрытую люстрацию и санацию политической системы страны, - считает эксперт.
Политолог Вадим Карасев думает, что таким образом нынешняя украинская власть показывает, что она не пойдет ни на какие переговоры с Россией, как это делали предшественники.
– Власть пытается расстаться с бывшей украинской элитой, которая создавала условия для войны. Она подписала Харьковские соглашения, а Зеленский не идет ни на какие уступки и отвергает все попытки Москвы восстановить переговоры. Власть дает сигнал, что ни на какие переговоры с Россией, как это было при предыдущих властях, она не пойдет, - считает политолог. Что же касается реальности осуждения бывших министров, то Вадим Карасев считает это маловероятным, так как они, скорее всего, уже покинули Украину.
- Таким образом Владимир Зеленский посылает сигнал на будущее всей украинской элите, что ее ждет в случае сотрудничества с Россией. Что предательство не имеет срока давности. Хотя, если быть объективным, то Грищенко и Лавринович были простыми исполнителями, а не организаторами Харьковских соглашений, - считает политолог Владимир Фесенко.
В тему
Согласно статьи 111 Уголовного кодекса Украины, государственная измена – это деяние, умышленно совершенное гражданином Украины в ущерб суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической или информационной безопасности Украины.
Оно наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без него.
Экс-министр юстиции Украины. В 1989 году стал активным членом Народного Руха Украины. В 1994 гг. впервые избран народным депутатом Украины.
Несколько раз назначался министром юстиции. В мае 2002 года Лавринович был назначен на должность главы Минюста в правительстве Анатолия Кинаха. Сохранил портфель в правительстве Виктора Януковича. Будучи министром занимал посты члена СНБОУ, Высшего совета юстиции, Государственного совета по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины и других государственных совещательных и консультативных органов. Лишился портфеля в феврале 2005-го после назначения "оранжевого" правительства Юлии Тимошенко.
Второй раз стал министром юстиции в 2006 году. По итогам досрочных парламентских выборов избран народным депутатом Украины VI созыва по списку Партии регионов. Занимал посты первого вице-спикера ВР, заместителя лидера фракции ПР Януковича и заместителя комитета ВР по вопросам правовой политики. С марта 2010 по 4 июля 2013 года - министр юстиции в правительстве Николая Азарова.
Экс-министр иностранных дел. В 1975 году окончил факультет международного права Московского государственного института международных отношений. После распада СССР вернулся в Украину и возглавлял Управление контроля над вооружением и разоружением МИД Украины.
После по 2000 г. был послом Украины в Бельгии, Люксембурге и Нидерландах, возглавлял миссию Украины при НАТО. В 2000 г. Грищенко стал послом Украины в США, по совместительству был послом Украины в Антигуа и Барбуда.
С сентября 2003 по февраль 2005 гг. - министр иностранных дел в первом Кабмине Виктора Януковича, был членом Совета национальной безопасности и обороны Украины, Антикризисного центра. С марта 2010 года возглавлял Министерство иностранных дел, в декабре 2012 г. назначен вице-премьер-министром Украины. Считается одним из лучших кадровых дипломатов Украины.