Нерешительность Большой семерки.
Еще недавно G7 соглашалась пересмотреть уровень цен на российскую нефть в середине марта.
Однако 19 марта стало известно: страны Большой семерки, несмотря на предварительную договоренность, пока не пришли к консенсусу в этом вопросе.
На понижении верхнего предела цены нефти Urals, ключевой экспортной смеси России, настаивают Польша и страны Балтии.
Ближайшие соседи и преданные наши союзники убеждены: вражеское "черное золото" должно стоить не более 49 долларов за баррель, чтобы создать дополнительное давление на финансы страны-агрессора и забрать у нее любую возможность продолжать кровопролитную войну в Украине.
В то же время, по сообщению Bloomberg (со ссылкой на отчет Международного энергетического агентства), нефть Urals продается сейчас значительно ниже текущего порога в 60 долларов.
А именно - средневзвешенная экспортная цена российской нефти составила 52,48 долл.
за баррель (без учета расходов на доставку и страхование).
Кое-где ее отдавали еще дешевле: по данным МЭА, на рынке Черного моря Urals продавалась за 45,27 долларов.
В то время как такие смеси, как ESPO, Sakhalin и Sokol, предназначенные для отправки в Азию, торговались значительно выше верхней границы.
Несмотря на это, послам ЕС 19 марта сообщили: дискуссии G7 не показали никаких изменений.
Дипломатов проинформировали, что обсуждение будет продолжено, в частности после саммита лидеров ЕС, который должен состояться в Брюсселе 23-24 марта.
Балансирование процесса.
Предельная цена на российскую нефть в 60 долларов за баррель была установлена специально высокой, пишет УНИАН.
США хотели, чтобы нефть продолжала поступать на рынки, опасаясь дефицита и скачка цен вследствие этого.
В Индии и Объединенных Арабских Эмиратах появились компании, владеющие танкерными активами на сумму 2 миллиарда долларов.
Менее чем через год был собран флот, транспортирующий миллионы баррелей российской нефти по всему миру.
Известны даже названия фирм, "грешащих" этим.
По сообщению Bloomberg, в частности, офис в Мумбаи принадлежит компании Gatik Ship Management, а фирма Fractal Shipping находится в Дубае.
"Именно эта новая порода игроков танкерного рынка помогла российской нефти продолжить движение по всему миру.
Санкции в отношении российской нефти, пожалуй, очень мало повлияли на общий объем экспорта", - считает старший контент-аналитик Vessels.
Value Ребекка Джонс.
Согласно данным Bloomberg, около трех четвертей флота Gatik обслуживается взаимными фондами международной группы клубов по защите и возмещению ущерба в Великобритании.
Обе компании имеют в своем флоте множество судов, зарегистрированных в одной из 13 организаций-членов International Group - Американском клубе, с головным офисом в Нью-Йорке.
Главный операционный директор Американского клуба Дэниел Тадрос подтверждает, что его организация обслуживает суда фирм Gatik и Fractal.
Добавляя при этом: обе компании предоставили так называемые аттестации - документированные заявления, подтверждающие, что закупки нефти осуществляются в соответствии с ценовым пределом G7.
Которую, кстати, недавно признала Индия.
Санкции - действуют.
Так является ли действенным порог ограничения стоимости нефти из РФ? В последнее время идет много разговоров о том, что это довольно сомнительные меры, к тому же их легко обойти.
Но, по-видимому, далеко не во всех случаях.
Кстати, эксперт нефтегазового рынка Михаил Крутихин считает: этому хрупкому балансу вряд ли может нанести ущерб такое значимое событие, как, например, визит главы КНР Си Цзиньпина в Москву.
"Это политический визит, направленный на американскую аудиторию.
Китайцы хотят показать, что они способны сколотить что-то вроде антиамериканского блока.
А перед этим они продемонстрировали внешнеполитический успех, помирив Саудовскую Аравию с Ираном, - отметил он в комментарии 24 каналу.
- А в отношении энергетических вопросов - здесь они не на первом плане".
По словам специалиста, на этой встрече могут обсуждать разве что строительство газопровода Сила Сибири-2 (из Ямала через Монголию в Китай - ред.), на что КНР долго не соглашался.
"По нефти Китай получает от России все, что он желает.
По максимуму работает нефтепровод Восточная Сибирь - Тихий океан, порт Козьмино, куда эта нефть также поступает и отправляется преимущественно в Китай.
КНР получает 10 млн тонн нефти в год через Казахстан.
А также организовала загрузку ряда своих супертанкеров в Средиземном море, куда небольшие танкеры из Новороссийска и Туапсе поставляют российскую нефть, а китайцы покупают ее по крайне низкой цене, примерно 40 долларов за баррель.
Это все смешивают с иранской нефтью по дороге в Азию, и китайцы продают это с большой для себя выгодой, или поставляют на собственный рынок.
Здесь все схвачено, увеличить сотрудничество Китая с РФ этой сфере - невозможно", - рассказал он.
И такие схемы, как и существование теневого танкерного флота, мало помогают России, говорит специалист - потому что РФ рассчитывает налоги на экспорт нефти по цене около 42-43 долларов за баррель.
"А дальше уже начинают наживаться трейдеры, перевозчики, потребители российской нефти.
Дополнительные средства, которые образуются в этом звене торговли, в российский бюджет не поступают.
Именно поэтому мы видим, что в декабре-январе доходы российского федерального бюджета от нефти и газа сократились на 46%, благодаря чему он потерял около трети доходов.
Это показывает, что санкции на самом деле работают.
И возможности финансирования войны у Москвы очень сократились", - признал Крутихин.
Но сейчас, по его словам, еще достаточно трудно прогнозировать, каким будет ущерб для российского бюджета в результате упадка энергетического рынка до конца текущего года.
"За первые два месяца ущерб составил 1 триллион 600 миллиардов рублей.
А правительство (РФ - ред.) планировало, что за весь год он будет 1 триллион 900 миллиардов.
Когда за два месяца страна вышла на такой дефицит - думаю, дальше будет только хуже.
Поэтому придется искать какой-то выход, изымать кроме налогов что-то у компаний.
Скорее всего, произойдет ползучая девальвация рубля.
Продолжится и распродажа золотых запасов, а также валютных запасов, в первую очередь юаня.
И я не исключаю, что в этой мобилизационной экономике наконец придется прибегнуть к такому мероприятию, как размещение облигаций государственного займа среди населения: все еще помнят сталинскую практику, когда часть зарплаты выдавалась подобными бумажками".
Ирина Носальская.