Несмотря на миллиардные сверхприбыли, приносимые энергетическим бизнесом Ринатом Ахметовым, его компании смогут получить льготные кредиты от правительства по программе "5-7-9". Накануне правительство Дениса Шмыгаля приняло решение о расширении программы на тепловые электростанции и теплоэлектроцентрали, пострадавшие от обстрелов.
Премьер-министр Украины Денис Шмигаль. Фото из открытых источников
ДТЭК Ахметова контролирует две трети тепловой электрогенерации, отмечает политолог Ощановский в блоге на сайте "Цензор", а Шмигаль работал директором на Бурштынской ТЭС, входящей в ДТЭК Западэнерго.
С самого начала программа "5-7-9" была рассчитана на поддержку микро, малого и среднего бизнеса, а затем расширилась на другие сферы. Во время войны половина денег выделяется на пополнение оборотных средств, а не на инвестиции и развитие.
Согласно сообщениям ДТЭК, с сентября 2022 года, когда начались первые атаки на энергетику, и к началу мая их энергетические объекты были обстреляны 32 раза. По подсчетам Киевской школы экономики, по состоянию на февраль 2023 года прямые убытки ТЭС и ТЭЦ составили около $2,6 млрд. По данным ДТЭК, убытки на их станциях по состоянию на конец марта достигли 6 млрд грн (около $160 млн), это всего 6% от убытков в секторе, пишет издание.
Журналисты напоминают, что ДТЭК Западэнерго, контролирующая три ТЭС на западе Украины, входит в топ-30 крупнейших компаний по доходам за 2022 год с оборотом в 36,7 млрд грн. При этом она получила 1,4 млрд грн чистой прибыли.
Журналисты напоминают, что это не первый случай лоббирования Шмыгалем интересов Ахметова: вспоминают о схеме перепродажи электроэнергии в ЕС через Молдову, бенефициаром которой является европейский трейдер Ахметова – DTEK INTERNATIONAL; лоббирование повышения "зеленых тарифов", интересов угольных ТЭС ДТЭК, неоправданные компенсации Ахметову за шахту Добропольеугля, которая была в аренде, введение пошлин на импорт угля; кадровые назначения, в частности, что министерша энергетики Ольга Буславец, и.о. директора АО "Оператор рынка" Роман Сутченко, советник премьера Игорь Маслов – работали в ДТЭК.
Кроме энергетики, Шмыгаля подозревали в лоббировании интересов Ахметова на Укрзализныце, где долгое время руководителем был "удобный для Метинвеста" Владимир Жмак. Он подписал долгосрочные контракты на обеспечение вагонами Метинвеста по ценам в 4-5 раз ниже рыночных, по которым Ахметова возила грузы почти два года.