Верховная Рада приняла выводы и предложения народных депутатов к проекту закона о госбюджете на следующий год.
Внесены ли какие-либо изменения в правительственный проект во время первого чтения и какие правки предлагается внести во время подготовки ко второму?.
Прокурорам зарплаты не повысят, а оборона важнее дорог.
Верховная Рада приняла в первом чтении Бюджет-2025.
За это проголосовало 247 депутатов.
В целом, первое чтение не предполагает существенных изменений в проекте бюджета.
В то же время одно все-таки есть.
Оно касается отмены повышения зарплат прокурорам на 3 млрд грн.
“Приняли в целом бюджетные выводы.
Никакой правки кроме правки по зарплатам прокуроров не изменили”,- сообщил Ярослав Железняк, член финансового комитета.
Это единственная важная правка, которую сначала не поддержал профильный комитет, но она “прошла” в сессионном зале из-за громкого скандала с липовыми прокурорами-инвалидами.
В ходе подготовки документа к первому чтению от народных депутатов поступило 2099 предложений.
Бюджетный комитет поддержал около 200 правок.
“Мы учли или дали поручение правительству более подробно пересмотреть около 200 предложений.
Во-первых, предлагается все собственные ресурсы Дорожного фонда (около 43 млрд грн), направить в общий фонд госбюджета.
Это средства, которые мы направляем на сектор безопасности и обороны.
Во-вторых, мы рекомендуем определиться с целесообразностью перечисления в госбюджет реверса из бюджетов органов местного самоуправления, то есть оставить 12,9 млрд.
бюджетам органам местного самоуправления”, – рассказала Леся Забуранная, заместитель председателя бюджетного комитета.
Ключевые параметры не изменили.
Однако ключевые параметры бюджетного законопроекта не изменились: доходы общего фонда госбюджета на следующий год (без учета официальных трансфертов и грантов) планируется утвердить в сумме 2007,4 млрд грн, расходы – 3643,6 млрд грн.
Это больше, чем ожидается по итогам текущего года – 1 трлн.
597 млрд.
и 3 трлн.
108 млрд.
А расчетный ВВП Украины фактически на триллион превышает ожидаемые показатели в этом году – 8,466 трлн.
против 7,485 трлн.
При этом темпы роста ВВП по прогнозам несколько замедлятся – до 2,7%, тогда как по итогам этого года объемы внутреннего валового продукта возрастут на 3,5% по сравнению с 2023 г.
В Бюджетных выводах Верховной Рады речь не идет и о каких-либо существенных изменениях в части основных государственных расходов: как и в прошлом году, приоритет – защита и оборона страны.
Предлагаемые для этого ассигнования не намного, но все же выше, чем в этом году.
“Общий ресурс на национальную безопасность и оборону в 2025 г.
– 2 трлн 223 млрд грн (около 26% ВВП), что на 530 млрд грн больше плана в этом году и на 46 млрд грн больше плана 2024 г.
с учетом изменений в госбюджете, принятых Верховной Радой”, – рассказали в Минфине.
В свою очередь премьер-министр Украины Денис Шмыгаль отметил, что приоритет нового бюджета – это оборона и безопасность Украины.
“Все внутренние ресурсы снова будем направлять на эти цели.
Расходы на оборону возрастут как минимумдо 2,22 трлн.
Будет больше денег на украинское оружие, технику, дроны”,– сказал премьер-министр.
Половина из предлагаемой суммы (1,1 трлн грн) в 2025-м должна пойти на выплаты военным.
Более 700 млрд.
предусмотрено на вооружение и военную технику, более 300 млрд.
– на питание военных, медикаменты и другие расходы.
Второй приоритет бюджета, по словам Шмыгаля – это финансирование защищенных статей бюджета.
“Более 400 млрд.
выделяем на социальную защиту.
Пенсии будут проиндексированы, а субсидии будут выплачиваться всем нуждающимся”, – отметил Шмыгаль.
Почти 420 млрд грн предусмотрели на социальные расходы: 238 млрд грн – для Пенсионного фонда, 128 млрд грн – в помощь малообеспеченным семьям и людям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, 42,3 млрд – на льготы и субсидии.
В тоже время согласно проекту бюджета-2025 г.
социальные стандарты, в том числе минимальная заработная плата и прожиточный минимум, останутся на уровне декабря 2024 г.
Среди других важных статей госрасходов – здравоохранение (210 млрд грн) и образование (почти 170 млрд грн).
Чого ждать от второго чтения?.
Ко второму чтению Комитет рекомендует правительству внести ряд поправок.
Среди них – изменения в начисление так называемой “чернобыльской пенсии” (доплата неработающим пенсионерам в зоне отчуждения).
Предлагается выплачивать ее только тем, кто действительно жил в зоне отчуждения с 1986 по 1993 год.
Это даст экономию бюджету 15 млрд грн.
Есть также предложение пересмотреть идею введения в 2025 г.
премирования судей местных судов и соответственно пересмотреть расходы по их обеспечению.
Также Верховная рада предлагает рассмотреть возможность финансирования (4,8 млрд.
грн.) новых пассажирских вагонов и выделение 2 млрд грн.
на гуманитарное разминирование.
“Также выводы Бюджетного комитета предусматривают: направление в 2025 г.
остатков по образовательной субвенции в спецфонд Минобразования с последующим распределением по решению правительства с учетом целевого назначения и на реализацию мероприятий в сфере образования и распределение расходов на реализацию публичных инвестиционных проектов”, - добавили в Министерстве финансов.
Предложения Бюджетного комитета должны быть рассмотрены и могут быть учтены Кабинетом Министров при подготовке законопроекта ко второму чтению.
В то же время, как показывает практика, правительство не обязательно учитывает предложения Верховной Рады.
Он может существенно изменить показатели бюджета и прогнозные ориентиры ко второму чтению.
Рассмотрение во во втором чтении должно завершиться не позднее 20 ноября года.
В ходе второго чтения будут окончательно утверждены общий объем дефицита, максимальный госдолг, общие суммы доходов и расходов, размер минимальной зарплаты, прожиточный минимум и ряд других показателей.
Другие статьи проекта, которые не будут приняты во втором чтении, перенесутся на третье чтение.
В целом закон о государственном бюджете на следующий год должен быть принят до 1 декабря.
Хватит ли средств Украине.
Даже если предложения депутатов Верховной Рады будут учтены правительством, дефицит бюджета-2025 составит примерно 1,6 трлн грн.
Потому Украина рассчитывает на помощь от международных партнеров.
Речь идет о ресурсе в рамках механизма Extraordinary Revenue Acceleration for Ukraine (ERA) от стран G7 общим объемом 50 млрд долл.
и европейской программы Ukraine Facility, согласно которой в следующем году в украинский бюджет поступят 12,5 млрд евро.
Также известно, что МВФ на следующий год увеличил план финансирования с 1,8 млрд до 2,7 млрд долл.
евро в финансирование экстренных энергетических проектов в государственном и частном секторах.
В Минфине также надеются, что Украине в следующем году благодаря реструктуризации государственного долга, достигнутой в этом году, удастся сэкономить на его обслуживании.
В целом, эксперты говорят, что сейчас ситуация с будущим финансированием более прогнозируема, чем в конце августа – начале сентября, когда правительство готовило проект бюджета-2025.
Виктория Хаджирадева.