Конец эпохи: возможно ли возобновление транзита российского газа через Украину?/РФ по-прежнему заинтересована в украинском маршруте
Конец эпохи: возможно ли возобновление транзита российского газа через Украину?/РФ по-прежнему заинтересована в украинском маршруте

Конец эпохи: возможно ли возобновление транзита российского газа через Украину?/РФ по-прежнему заинтересована в украинском маршруте

Транзит российского газа в Европу через территорию Украины остановлен. "Апостроф" разбирался, существуют ли в связи с этим риски для газоснабжения отечественных потребителей, для интенсификации обстрелов газотранспортной инфраструктуры со стороны России, а также есть ли предпосылки для возобновления транспортировки газа по украинскому маршруту в будущем.

Украина, как и обещала, с 1 января 2025 года остановила транзит российского газа по своей территории в направлении Европейского Союза и Молдовы.

Прекращение транзита произошло в связи с окончанием срока действия соответствующего контракта, подписанного 30 декабря 2019 года. Договор действовал все пять лет, включая три последних военных года. Он предусматривал возможность продления по согласию обеих сторон, однако Украина решила этого не делать.

Российские СМИ и телеграмм-каналы ухватились за тот факт, что Украина, остановив транзит, лишилась ежегодных платежей на 1 миллиард долларов. Вот только они умалчивают о том, что сама РФ осталась без 5 миллиардов долларов, которые обеспечивала ей прокачка газа по украинскому маршруту в последние два года в объеме 15 миллиардов кубометров. А ведь это – самое важное, поскольку прекращение транзита ставило целью уменьшить объем средств, которые страна-агрессор расходует на войну.

Жизнь без транзита

Долгие годы отечественная газотранспортная система могла полноценно функционировать только при наличии стабильного потока газа, поставляемого с востока на запад, и в случае его отсутствия могли возникнуть проблемы с газоснабжением наиболее отдаленных районов Украины. Ситуация усугублялась тем, что подземные газовые хранилища нашей страны располагаются вблизи западной границы, соответственно, поставки из них в другие регионы возможны лишь при использовании ГТС в реверсном режиме.

При этом работа системы одновременно в прямом и реверсном режиме изначально не предполагалась, и украинские специалисты со временем смогли устранить это препятствие. Впоследствии они осуществили мероприятия, необходимые для обеспечения бесперебойной работы ГТС в условиях полного отсутствия транзита.

"Та, работа, которая была проведена оператором газотранспортной системы за последние пять лет, дает основание утверждать, что газоснабжение всех потребителей будет осуществляться в штатном режиме в независимости от того, есть ли в транзитной трубе газ, или его там нет. С технической точки зрения у меня опасений нет", - сказал "Апострофу" руководитель специальных проектов научно-технического центр "Психея" Геннадий Рябцев.

При этом, никогда не бывает так, что система на 100% застрахована от каких-либо сбоев. По словам Рябцева, в украинской ГТС есть целый ряд узких мест, за которыми нужно присматривать, чтобы не возникли проблемы.

"Но в целом, если говорить о вероятности срабатывания этих узких мест, она достаточно низкая, если исключить внешнее вмешательство", - отметил эксперт.

В зоне риска - ГТС

Под внешним вмешательством подразумеваются, в первую очередь, российские обстрелы ракетами и беспилотниками.

Страна-агрессор ежедневно запускает в сторону Украины десятки БПЛА, а время от времени устраивает массированные ракетные обстрелы жилых домов, супермаркетов, школ, больниц. Достаточно часто целями таких атак являются объекты энергетической инфраструктуры нашей страны, из-за чего случаются многочасовые перебои с электроснабжением.

В западной прессе сейчас публикуется много материалов, посвященных прекращению газового транзита и его последствиям, среди которых упоминается возможность обстрелов Россией объектов украинской ГТС.

Но насколько серьезной является такая угроза?

"Россия и раньше позволяла себе обстреливать эту систему и, вообще, все, что могла. Были удары и по компрессорным станциям, и по инфраструктуре газовых хранилищ, - говорит Геннадий Рябцев. - Удары наносились, но они были не массированными, а скорее, единичными".

И на это есть сразу несколько причин, которые остаются актуальными и после прекращения транзита.

"Я думаю, что в Кремле отдают себе отчет в том, что их газотранспортная инфраструктура вместе с подземными хранилищами размещена в основном в европейской части. А тепловая энергетика России где-то под 70% базируется на газе. И, учитывая, как Силы обороны Украины отработали по российским нефтеперерабатывающим мощностям, они не могут не понимать, что может начать и тут прилетать, - пояснил в разговоре с изданием президент центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Михаил Гончар. - Кроме того, нужно понимать, что поражение объектов газотранспортной системы – это не менее сложная задача, чем бить по объектам электроэнергетики, а запас ракет ведь не бесконечный. А потому есть выбор приоритетов: электроэнергия – это наиболее универсальный вид энергоносителя".

При этом есть технические и технологические особенности, которые существенно снижают вероятность нанесения массированных ударов по объектам газотранспортной системы Украины.

"Если в энергосистеме есть, скажем, два десятка узлов, которые настолько важны, что их нужно прикрывать, я не вижу таких узлов в газотранспортной системе. Нет какой-то условной кнопки или условного вентиля, разрушив которые можно уничтожить всю систему", - говорит Геннадий Рябцев.

То есть, враг, конечно же, может сделать атаки на украинскую ГТС более массовыми, однако они вряд ли нанесут ей ущерб подобный тому, который получила отечественная энергосистема.

Конец истории?

Есть также еще одна, не самая очевидная причина, по которой Россия может воздержаться от, по крайней мере, массированных обстрелов объектов украинской газотранспортной инфраструктуры.

Дело в том, что РФ до самого конца не оставляла надежд на сохранение украинского газового транзита, и, на самом деле, крайне заинтересована в его возобновлении в будущем. Согласитесь, очень сложно ратовать за восстановление, как все еще надеются в Кремле, временно утраченного маршрута поставок газа на премиальный европейский рынок, одновременно нанося ему значительный урон.

Информация о якобы проведении закрытых переговоров о продолжении украинского транзита в том или ином виде всплывала на протяжении всего 2024 года. Чаще всего речь шла о поставках в Европу через Украину азербайджанского газа. Кроме того, рассматривалась схема, в которой европейские трейдеры закупают газ непосредственно в РФ, и тогда, вроде как, в украинскую трубу входит уже не российский газ, а газ, принадлежащий европейским компаниям. В телеграмм-каналах даже начали говорить, то ли всерьез, то ли не очень, о том, что якобы венгерская компания MOL войдет в проекты по добыче газа в России, и тогда добытый с ее участием газ на территории РФ будет считаться венгерским, то есть европейским, а не российским.

Однако на сегодня все эти потуги Кремля выглядят тщетными.

По словам директора энергетических программ "Центра Разумкова" Владимира Омельченко, у Азербайджана не сегодня нет лишних объемов газа, которые можно было бы пустить по украинскому маршруту транзита. Нет их и у других потенциальных поставщиков, например, у Казахстана и Туркменистана.

"На сегодня нет стран, которые могли бы поставлять 14-15 миллиардов кубометров газа транзитом через Украину" (именно столько составлял в среднем годовой объем транзита через нашу страну в последнее время – "Апостроф"), - сказал эксперт в комментарии изданию.

Но даже не это самое главное.

"Президент Зеленский четко сказал, что никакой газ мы не будем транспортировать из России, под каким бы он ни был брендом – азербайджанский или какой-либо другой", - говорит Омельченко.

Геннадий Рябцев также убежден, что украинское руководство, в первую очередь, в лице президента Владимира Зеленского, ни при каких обстоятельствах не пойдет на возобновление транзита газа с российского направления, по крайней мере, в обозримом будущем, потому что прекращение транзита было не техническим, а политическим и даже геополитическим решением, во многом, символическим, эпохальным.

"Это подается не так, что просто закончился контракт, а так, что это выдающееся решение Украины и украинского военно-политического руководства", - резюмировал эксперт.

Теги за темою
Обстріл газ транзит газа ГТС
Джерело матеріала
loader
loader