Так выглядит мозг влюбленного мужчины — что должна знать об этом женщина
Так выглядит мозг влюбленного мужчины — что должна знать об этом женщина

Так выглядит мозг влюбленного мужчины — что должна знать об этом женщина

Любовь — дело сердечное, но управляет этим процессом вовсе не наш главный орган, а мозг. И если мужчина уверяет, что буквально потерял голову от любви, то в каком-то смысле он прав: ученые доказали, что влюбленность кардинально меняет работу головного мозга. Авторы нескольких западных исследований проводили томографию своим испытуемым, чтобы узнать, как работает любовь. И результаты оказались весьма интригующими. Им удалось выяснить, какие отделы активируются, почему рядом с любимой мужчина становится бесстрашным, как биохимия влияет на верность и почему любовь иногда бывает действительно похожа на болезнь. Поэтому в преддверии 14 февраля разбираемся, как влюбленность заставляет

Химия страсти

Когда мужчина влюбляется, его мозг начинает в прямом смысле светиться. Правда, только на снимках с магнитно-резонансной терапии. Дело в том, что во время проведения функционального МРТ, фиксируется активность мозга, путем измерения уровня кислорода в крови, который поступает в работающие участки. Логика здесь простая — где больше активности, туда приливает больше крови, и это можно увидеть на снимке в виде своеобразной «подсветки».Так вот исследования, проводившиеся по вопросам любви, показывают, что «вспышки» появляются в строго определенных областях.

Романтическое чувство активирует дофаминовую систему, ту самую, что отвечает за удовольствие и мотивацию. В ней синтезируется «гормон счастья» — такой же, как мы получаем при просмотре любимого фильма, вкусном ужине или другом приятном времяпрепровождении. Вентральная покрышка среднего мозга запускает выброс дофамина, который поступает в прилежащее ядро — один из главных центров системы вознаграждения. Кстати, он же отвечает в нашем теле за все зависимости. Поэтому в периоды влюбленности мозг работает так же, как при наркомании или алкоголизме: он концентрируется на объекте вожделения и стремится повторить это радостное состояние снова и снова.

Полосатое тело, в свою очередь, помогает закрепить полезные привычки, а префронтальная кора решает, стоит ли повторить этот опыт. Весь процесс обладает весьма строгой логикой: награда — всплеск дофамина — формирование привязанности к стимулу.

Отсюда и берутся внезапные подвиги, подарки и готовность слушать бессмысленные истории от любимой до глубокой ночи. Влюбленный мужчина испытывает постоянные дофаминовые скачки, а мозг закрепляет поведение через систему вознаграждения: сделал что-то приятное для нее — получил порцию гормона счастья. Вот почему в конфетно-букетный период многие стремятся быть лучшей версией себя и показывают свой характер только с выгодной стороны.

Однако не дофамином единым ограничивается процесс любви. При влюбленности в дело также вступает окситоцин — гормон привязанности, который помогает выстраивать доверие. И если в период завязки романтики нас охватывает буря эмоций, то окситоцин делает отношения устойчивыми: он снижает тревожность, усиливает привязанность и даже влияет на верность. Доказано, что у преданных партнеров его уровень выше, чем у склонных к адюльтерам (читайте также: Доверию конец: 5 самых частых причин мужской измены).

Так, моногамия распространена среди некоторых животных, например, у полевок — грызунов, которые выбирают партнера раз и на всю жизнь. У них, как и у людей, любовь связана с выработкой окситоцина и вазопрессина, регулирующих привязанность. Исследования показали, что те грызуны, которые действительно хранили верность своим пушистым избранникам, имели более высокий уровень этих гормонов, в отличие от «изменщиков».

Однако здесь есть нюанс: мозг человека не запрограммирован исключительно на моногамию. В эволюционном смысле существует несколько стратегий продолжения рода и верность, конечно, одна из них, но далеко не единственная. Полигамия и измены также заложены в природе, в качестве механизмов размножения, ведь они — залог разнообразия и высокой рождаемости в животном мире. А человек, хотя и приобрел социальные инструменты в процессе своего развития, по-прежнему остается приматом.

Любовь: наркотик и лекарство

Как мы уже упоминали, страсть в буквальном смысле напоминает наркотическую зависимость. Научные деятели занялись изучением и этого вопроса. Хелен Фишер — американский антрополог и исследовательница поведения доказала, что любовь активирует те же зоны мозга, что и кокаин, заставляя человека испытывать эйфорию. А вот разрыв отношений похож на «ломку»: страдающий от неразделенной любви испытывает тоску, бессилие и даже физическую боль (читайте также: Вам не станет легче, если вы простите тех, кто причинил вам боль — вот почему).

Все дело в том, что в моменты сильного горя от расставания мозг задействует орбитофронтальную кору, отвечающую за сильное желание, а также островковую долю, которая обрабатывает сигналы боли и страдания. Так что совсем неудивительно, почему после разрыва люди совершают импульсивные поступки. Например, пишут длинные сообщения бывшим или слушают грустные песни ночами напролет, отбросив важные дела.

Тем не менее, любовь может не только быть зависимостью, но и помочь в ее лечении. Хелен Фишер также обнаружила, что состояние влюбленности облегчает самочувствие людей, страдающих от пагубных привычек. Например, курильщики реже тянутся к сигаретам, когда у них появляется партнер. Более того, медики рассматривают возможность использовать механизмы любви для лечения депрессий и тревожных расстройств. Так что лечит не только время, но и дорогой человек, который находится рядом.

Фото: Marie Claire, соцсети: shepelevich

Джерело матеріала
loader
loader