/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F2%2F2619725e7efd370e03459a7244faf463.jpg)
Нефтяная война: почему Украина атаковала Дружбу во время переговоров
Что бывает, когда друзья - тамбовские волки.
У россиян есть такая пословица: "Дружба дружбой, но табачок врозь".
Кажется, сейчас она лучше всего описывает события с нефтепроводом Дружба, который оставался до недавнего времени единственной ветвью по доставке российской трубопроводной нефти в некоторые страны Европы (в частности, Венгрию и Словакию, получавшие по нему дешевую нефть Urals в обмен на лояльность к Москве).
Но вдруг произошла беда: в ночь на 18 августа Силы обороны Украины нанесли удар по нефтеперекачивающей станции Никольское в Тамбовской области РФ.
В результате попадания на объекте вспыхнул пожар.
Перекачка нефти по магистральному нефтепроводу Дружба была полностью остановлена.
"Полный стоп перекачки нефти на неопределенный срок.
Поздравление от Птиц СБС", - написал в соцсети командующий Сил беспилотных систем Роберт Бровди (Мадяр).
Впрочем, уже на следующий день министр иностранных дел Венгрии Петер Сиярто заявил: нефтепровод Дружба возобновил работу, и его страна ожидает, что Украина больше не будет атаковать его.
"Я только что поблагодарил заместителя министра энергетики России Павла Сорокина за скорейшее устранение последствий атаки.
Мы ожидаем, что Украина не будет осуществлять новых атак на трубопровод, который имеет критическое значение для энергоснабжения нашей страны.
Эта война не наша, не втягивайте нас в нее", - подчеркнул он.
Удивительно, почему подобный аргумент о "не нашей" войне не упоминается Сиярто, когда его страна принимает антиукраинские политические решения, втыкая палки в колеса нашей евроинтеграции или получению Украиной помощи от ЕС? Но этот вопрос, конечно, риторический.
Впрочем, министр иностранных дел Украины Андрей Сибига заявил, что ответственность за ситуацию лежит на России как стране-агрессоре, а нефтепровод Дружба "используется для обеспечения российской армии горючим, что делает его законной военной целью".
Но вслед за Сиярто и представители "руссколюбивой" словацкой власти отметились подобным сообщением.
По данным вице-премьера и министра экономики Словакии Денисы Саковой, государственная компания Transpetrol, подчиненная Министерству экономики страны, зафиксировала нормальный поток нефти.
"Поток нефти в Словакию пока стандартный.
В течение ближайших дней мы будем иметь более точную информацию о возможных корректировках графика поставок на этот месяц и о том, повлияет ли повреждение инфраструктуры за пределами Словакии на общий месячный объем поставок.
Однако я уверена, что, учитывая быстрое возобновление потока через нефтепровод Дружба, влияние будет минимальным", - заявила Сакова.
Впрочем, и россияне пытаются уничтожать украинские запасы нефти.
Так, 18 августа Россия снова атаковала нефтебазу азербайджанской компании SOCAR в Одесской области.
Как сообщил глава Одесской ОВА Олег Кипер, "несмотря на активную работу сил ПВО, в Одесском районе есть последствия удара.
В пригороде Одессы возникло возгорание объекта топливно-энергетической инфраструктуры и двухэтажного здания".
По словам главы ОВА, спасатели оперативно ликвидировали мощный пожар.
К тушению привлекался пожарный поезд Укрзализныци.
Но как бы то ни было, это уже второй (и, очевидно, не последний) случай повреждения российской нефтетранспортной инфраструктуры на этом отрезке за короткий срок: в ночь на 13 августа аналогичный удар тоже повлек за собой ограничение функционирования нефтепровода.
Логистика решает не все.
Действительно, в последнее время Украина не на шутку взялась за уничтожение производства и запасов российской нефти, а также готовой продукции вражеского нефтепрома.
Так, в ночь на 19 августа в районе Токмака в оккупированной части Запорожской области был поражен российский железнодорожный состав с горючим для ВСРФ.
Об этом заявил бывший советник мэра Мариуполя, руководитель Центра изучения оккупации Петр Андрющенко.
"Российского железнодорожного сообщения из оккупированного Запорожья больше нет.
Как обещал - эпические кадры уничтожения грузового поезда с цистернами.
Ничего живого не осталось.
Кто там спрашивал, почему русские ночью таскают топливо машинами? Да вот тому.
Чтобы избежать подобных потерь.
Не удалось.
Уникальная операция Сил обороны Украины", - написал Андрющенко.
Видео атаки опубликовало и подразделение Ронин батальона беспилотных систем 65-й отдельной механизированной бригады.
Бойцы уточнили, что место атаки - город Молочанск Пологовского района Запорожской области.
Геолокацию подтвердил также osint-канал Инфектум.
Военный аналитик Ян Матвеев рассказал об особенностях мер предосторожности врага, которые не спасли, сообщил журналист и блогер Майкл Наки.
Так, впереди поезда находилась пустая платформа, при подрыве ее снесло, а локомотив остался целым.
Сразу после локомотива расположилась платформа с военными, которые должны были прикрыть его от дронов.
Дальше - множество пустых вагонов и только потом топливные цистерны.
"От себя еще отмечу: накрыть движущийся поезд в 30 с лишним километров от линии фронта - крайне нетривиальная задача даже по нынешним временам.
Поэтому поздравим Ронинов и пожелаем дальнейших успехов в ликвидации российской военной логистики", - добавил Наки.
Конечная цель атак.
Конечно, постоянные атаки на российские НПЗ, нефтеперекачивающие станции и даже поезда с горючим дают эффект: это вызывает дефицит топлива для оккупационной армии и топливный голод, потому что в Крыму и еще в нескольких регионах РФ бензин для гражданских уже по талонам.
Но как выбираются цели?.
По мнению аналитика Игаря Тышкевича, атаки на Дружбу - это попытка ослабить Россию экономически и военно, создавая "обменный фонд" для переговоров, пишет LRT.
При этом остановка нефтепровода чревата серьезными последствиями для российской экономики и белорусской нефтяной отрасли.
"Повреждены сразу две распределительные станции: Унеча (Брянская область) и Никольское (Тамбовская область).
Это важно.
Унеча обеспечивает подачу по Дружбе на Мозырь и на экспорт, а также на Новополоцк.
От Унечи идет БТС-2 - нефтепровод к порту Усть-Луга.
Проблема не в трубопроводах, а в импортном оборудовании", - объясняет он.
Тышкевич также отмечает, что из-за санкций Россия не может быстро заменить поврежденное оборудование.
А по словам энергетического эксперта Михаила Гончара, российская сторона сейчас ремонтирует те насосные группы, которые были повреждены, используя уцелевшие - этим и объясняется частичное возобновление работы нефтепровода.
"Плюс всегда есть возможность, что какую-то часть своего технологического резерва, а он, как правило, составляет где-то две недели на нефтеперерабатывающих заводах, Беларусь из Мозыря закачала в трубу, чтобы помочь и по просьбе российской стороны венгерским товарищам.
Поэтому сейчас работает временная схема.
Далее Силы обороны Украины должны продолжить свое дело", - подчеркнул эксперт.
Ирина Носальская.

