Рада начала регулирование рынка криптовалют
Рада начала регулирование рынка криптовалют

Рада начала регулирование рынка криптовалют

Верховная Рада проголосовала в первом чтении за законопроект №10225-д, приняв изменения в Налоговый кодекс по регулированию оборота виртуальных активов в Украине.

Об этом сообщил нардеп Ярослав Железняк.

Соответствующий документ поддержали 246 депутатов.

Налоги будут на уровне 18% НДФЛ +5% военного сбора с прибыли от продажи виртуальных активов.

В то же время в первый год действия закона будет действовать льготная ставка 5% НДФЛ.

"Кто регулятор (НБУ или НКЦПФР) пока неизвестно", - отметил нардеп.

Однако Железняк отметил, что ко второму чтению проект может существенно измениться.

Как уточнил глава парламентского комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Данило Гетманцев, законопроект предусматривает:.

определение виртуального актива – это особый вид цифрового объекта (имущества), который существует в электронной форме благодаря технологии распределенного реестра (блокчейну).

Проект разделяет все виртуальные активы на три основные категории:.

токены с привязкой к активам – их стоимость стабилизируется путем привязки к активам, таким как валюта или имущество; токены электронных денег – привязанные к одной официальной валюте; прочие виртуальные активы – категория, охватывающая активы, которые не относятся к первым двум типам.

Здесь предложена модель, согласно которой Регулятор будет определять, какие именно виртуальные активы (кроме токенов с привязкой к активам и токенов электронных денег) будут относиться к этой категории.

право собственности на ВА приобретается через эмиссию, сделку, закон или решение суда и подтверждается владением средствами доступа, такими как криптографические ключи.

Закон предусматривает презумпцию правомерности владения, если судом не установлено иное.

публичное предложение ВА требует оформления "белой книги" – документа с подробной информацией об активе, эмитенте и рисках.

Допуск к торгам на торговых площадках также регулируется четкими процедурами, включая авторизацию и раскрытие информации.

белая книга является обязательным документом для публичного предложения, который должен быть правдивым, четким и не вводить в заблуждение.

Маркетинговые сообщения должны соответствовать этой информации, содержать предупреждения о рисках и не распространяться до публикации белой книги.

поставщики услуг, связанных с оборотом ВА (хранение, торговля, перевод и т.

д.), должны пройти авторизацию, соответствовать организационным и финансовым требованиям и обеспечивать защиту клиентов.

защита владельцев активов и клиентов через прозрачность, раскрытие информации и меры против инсайдерской торговли, манипулирования рынком и незаконного разглашения информации.

определяется вопрос налогообложения.

Очень важный аспект, поскольку именно из-за налоговых вопросов не заработал предыдущий закон о виртуальных активах.

1) по налогу на доходы физических лиц:.

вести отдельное (от других доходов и другого инвестиционного дохода) налогообложение доходов от операций с ВА; облагать налогом именно прибыль от операций с ВА, полученную в течение года, как разницу между доходами от продажи и расходами на приобретение ВА в течение года; физическое лицо должно самостоятельно декларировать доходы и платить налоги; не облагать налогом: доходы от операций обмена ВА на другие ВА, а также доход от продажи ВА в пределах одной минимальной заработной платы; стоимость ВА, полученных в результате их эмиссии (создания) или безвозмездной передачи от их эмитентов или оферентов и/или полученные исключительно в обмен на персональные данные физического лица; убытки, полученные в предыдущие периоды (если продавали дешевле, чем покупали – это рискованный рынок), учитывать до их погашения (с некоторыми исключениями); для ВА, приобретенных до вступления в силу этого закона, в случае их продажи в течение 2026 года физические лица будут иметь право выбрать льготную ставку НДФЛ - 5%; 2) по налогу на прибыль юридических лиц:.

вводятся новые разницы для корректировки финансового результата (аналогично тому, как облагаются операции с ценными бумагами); перечень расходов, учитываемых при осуществлении операций с ВА, будет определяться Минфином по представлению регулятора; 3) по налогу на добавленную стоимость:.

не является объектом налогообложения НДС:.

операции по выпуску (эмиссии), размещению в любые формы управления, продаже, обмену, погашению виртуальных активов, кроме: продажи и обмена NFT; продажи и обмена ВА, которые удостоверяют право требовать передачи имущества или предоставления услуги; услуг поставщиков услуг, связанных с оборотом ВА (кроме консультационных услуг, которые облагаются на общих основаниях); 4) по упрощенной системе налогообложения:.

плательщикам единого налога запрещены операции с ВА; поставщики услуг, связанных с оборотом ВА, не имеют права использовать упрощенную систему налогообложения.

5) в части администрирования:.

поставщики услуг, связанных с оборотом ВА, которые предоставляют услуги резидентам Украины, обязаны стать на учет в контролирующих органах и подавать ежегодный отчет о операциях с ВА по физическим и юридическим лицам, являющимся резидентами Украины (это шаг к постепенному внедрению CARF и имплементации директивы DAC8); за невыполнение этих обязанностей предусмотрены штрафы для поставщиков услуг, связанных с оборотом ВА, которые будут применяться в уменьшенных размерах в переходный период (в 2026 году – 10% от установленного размера штрафа, в период 2027-2029 годов – 25% от установленного размера штрафа).

Предполагается, что изменения в Налоговый кодекс вступят в силу с 1 января 2026 года.

Речь идет о вопросе установления понятных правил игры для участников рынка.

Он добавил, что легализация крипты потенциально может иметь значительный эффект для бюджета – по данным исследования Global Ledger о потенциале налогообложения, если бы рынок крипты был легализован раньше, уже за 2021-2024 годы государство могло бы получить около 8,34 млрд грн налогов от зарегистрированных в Украине криптобирж (по ставке 18%) и еще до 6,53 млрд грн от налогообложения доходов граждан.

Виртуальные активы (ВА) не являются деньгами и не могут использоваться как официальный платежный инструмент в Украине.

Их правовой режим близок к режиму движимого имущества с точки зрения гражданского права.

Вместе с тем, редакция, предложенная к первому чтению, предусматривает отождествление токенов электронных денег с электронными деньгами в понимании Закона Украины "О платежных услугах".

Ранее сообщали, что в Украине готовят комплексный закон о виртуальных активах, который предусматривает введение налогов с криптовалют.

Также глава финансового комитета Данило Гетманцев сообщил, что "в течение года человек может продать и задекларировать свой доход от криптоактивов по ставке 5% без подтверждения расходов на их приобретение в прошлом".

net в Telegram и Whats.

me/korrespondentnet и Whats.

Теги за темою
Україна Верховна Рада Законопроект
Джерело матеріала
loader
loader