Остроумие и поэтика: о чем говорят картины Рене Магритта
Остроумие и поэтика: о чем говорят картины Рене Магритта

Остроумие и поэтика: о чем говорят картины Рене Магритта

21 ноября исполняется 120 лет со дня рождения великого бельгийского сюрреалиста Рене Магритта.

Рассказываем, что необычного в работах Магритта, почему не все способны понять и принять их тогда и сейчас, какие сюжеты картин можно увидеть на рекламных плакатах производственных гигантов и какие отсылки к его творчеству у нас на виду.

Сын человеческий.

На полотне изображен мужчина в шляпе-котелке.

Он еще не раз встретится на картинах Рене Магритта, например, на таких, как «Размышления одинокого прохожего», «Голконда», «Месяц сбора винограда», «Тайна горизонта» и других.

На картине «Сын человеческий» мужчина, который выглядит как современник Магритта, символизирует Адама.

Поэтому его голову закрывает яблоко.

Плод – это символ соблазна, который не чужд был Адаму и которому поддаются все и после него.

Конечно, у современных людей свои соблазны и их неисчислимое множество.

Искушения преследуют нас всюду.

Об этом картина Рене Магритта.

Картина «Сын человеческий» очень популярна в рекламном бизнесе, отсылки к ней – не редкость.

Особенно удачно обыграла идею компания Volkswagen, где человека-«Адама» заменили на заправщика с песочными часами вместо головы, сообщая таким образом, что у авто невероятно низкое потребление бензина.

Также этот образ часто тиражируется в вариациях на тему Apple.

Перспектива мадам Рекамье.

Эту картину Рене Магритта можно назвать то ли пародией, то ли шуткой.

Конкретно «Перспектива мадам Рекамье» создана на основе портрета светской дамы, написанного Жаком Луи Давидом.

Магритт в точности повторяет обстановку, диван и свисающий подол платья, но, вместо юной леди, на кушетке согнутый пополам гроб, который как бы копирует позу мадам Рекамье.

Жак Луи Давид был не первой «жертвой» остроумия Рене Магритта, такой же номер художник проделал с картинами Франсуа Жерара и Эдуарда Мане.

Люди не живут вечно, все оказываются в гробах, в отличие от увековеченных героев картин.

Но Магритт и их низверг к участи простых смертных, заколотив в гробы и на картинах.

Вероломство образов.

Изображение до предела простое – курительная трубка.

Но идея не в самом предмете, а в противоречии восприятия.

Снизу на картине имеется подпись: «Это не трубка».

Чушь, скажете вы? Но в действительности, это, правда, не трубка.

Если бы это была трубка, вы могли бы забить ее табаком и закурить, но вы не можете.

Таким образом, разгадка этого противоречия лежит на поверхности.

На картине «Вероломство образов» Рене Магритта лишь образ курительной трубки.

Вот так обыденные предметы становятся героями загадочных картин.

Это и есть проявление философской манеры Магритта.

Одна из самых непонятых картин.

Она имеет невероятное количество объяснений, но никто не узнает верное.

Сам Рене Магритт не стал истолковывать замысел, потому версий появилось немало.

На полотне изображены влюбленные, слившиеся в поцелуе.

Но головы их обмотаны полотном.

Самое банальное объяснение – «любовь слепа».

Если копнуть глубже, можно найти версии о том, что влюбленные теряют голову.

Или, возможно, это ссылка на то, что люди не могут до конца познать друг друга, даже находясь в романтических отношениях.

Также исследователи приходят к мысли о погибшей матери художника, которую выловили в реке, якобы с ночной сорочкой на лице.

Последний вариант маловероятен.

Как известно, Рене Магритт не признавал психоанализ, даже более того – призирал его.

Именно поэтому он предпочитал именовать себя «магическим реалистом», чтобы не ставать в одну строчку с сюрреалистами, которые, по большей своей части, были фанатами «фрейдизма» и психоанализа, модного веяния 20-го века.

Так что, возможно, правильно то решение, что лежит на поверхности.

Проницательность (автопортрет).

На картине изображен сам Рене Магритт в профиль.

Он сидит за работой, перед ним холст с почти законченным изображением птицы, в руках кисть и палитра.

Но что интересно, смотрит Магритт на яйцо.

То есть он срисовывает птицу с яйца.

Почему тогда это автопортрет? На чем сконцентрировано внимание: на художнике или на противоречивости его работы? Ответ в том, что на этом полотне Рене Магритт не просто изобразил себя в работе, он открыл зрителю свой ход мысли, способ интерпретации образов и предметов.

Он сделал автопортрет скорее своего восприятия мира, а не внешности.

Это автопортрет Рене Магритта в полной мере он отображает его внешнюю и внутреннюю сущность.

Источник материала
loader