/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2Fdbcacdc7c11ba067dd1d095fc6ad2aa1.jpg)
150 млн скачиваний и любовь Apple: история Readdle, которая началась в съемной одесской квартире
В 103-м выпуске видеоблога Big.
Money Евгения Черняка одесситы Игорь и Денис Жадановы – руководитель и вице-президент по маркетингу Readdle – рассказали, как стали одними из крупнейших разработчиков приложений в мире для техники Apple.
Их компания создает приложения для i.
Phone, i.
Pad и Mac: Scanner Pro, PDF Expert, Calendars, Documents и email-клиент Spark.
Общее количество загрузок приложений превышает 150 млн.
Лучшая инвестиция родителей – компьютер в кредит.
В 1997 году родители одолжили $2000 – сумасшедшая сумма, примерно 20 зарплат нашего отца, и купили нам компьютер.
Мы до сих пор смеемся, что это лучшая инвестиция в нашей жизни.
С детства родители учили нас не «залипать» на ограничениях, не бояться потерять деньги, а смотреть на то, как поступить разумно.
Это формировало правильные ценности и приоритеты, помогало становиться менее уязвимым к турбулентности и справляться с ошибками.
Самый ценный совет, которым нам дали в детстве, заключался в том, что лучшая инвестиция – это инвестиция в себя.
Если у вас есть $100 тыс., вложите их в качественное образование.
Мы следуем ему по сей день и тратим на учебу по три часа каждый день.
Игорь и Денис Жадановы.
Первый i.
Phone и звонок из Apple: как появился Readdle.
До собственного бизнеса мы два года работали в компании, которая создавала программное обеспечение под Mac и Windows.
Игорь получал $140 – небольшие деньги даже на то время, на другой работе он спокойно мог зарабатывать в 3–5 раз больше.
Но на этом месте он получил крутой опыт, который спустя годы с лихвой компенсировал недополученную прибыль.
Собственным бизнесом мы решили заниматься в 2007 году, когда Стив Джобс презентовал первый i.
У нас загорелись глаза: мы привезли телефон из Америки за $600 и поняли, что на этом чудо-устройстве даже нельзя прочесть книгу.
Так появился сервис Readdle, который позволял через браузер Safari читать книги в i.
Людям понравилось приложение, заработало сарафанное радио, и через два месяца после запуска у Readdle было 50 тыс.
Мы вошли в топ-10 приложений для i.
Phone в первый год существования телефона.
Apple наш продукт тоже понравился, его поместили в раздел с рекомендуемыми сервисами на официальном сайте.
Через год нам позвонили из Apple, сказали, что запускают App Store, и предложили появиться там в первый день.
Для этого нужно было сделать приложение.
Они спросили, интересно ли нам это.
Мы ответили – да.
Я позвонил партнерам и говорю: ребята, я только что на что-то согласился, но пока не знаю точно.
Ведь когда звонит Apple, нужно соглашаться, а потом разбираться.
На разработку приложения ушло четыре месяца.
Мы были в Киеве, а ребята в Одессе, созванивались коллективом в четыре человека и работали в восемь рук.
Ребята спали по очереди: один ложился – другой программировал.
Самый длинный звонок по Skype длился 48 часов – за двое суток до дедлайна.
У нас не было вариантов «не успеть».
В США никому не интересно, почему у тебя не получилось.
Ты или показываешь результат, или не проходишь.
И мы успели.
Мне было 23 года (речь об Игоре Жаданове – прим.
ред.), а Денису – 18.
Это было золотое время для разработчиков приложений.
В первые 2–3 года после запуска App Store рынок был перекошен в сторону спроса, поэтому любой хороший продукт окупал себя.
Как мы создаем приложения на 150 млн скачиваний.
Разработка концепта нового приложения – это смесь науки, искусства и авантюризма.
Когда мы пробуем что-то новое, скрещиваем пальцы и бежим.
Важно вовремя остановиться, вовремя научиться или вовремя ускориться, если не умрешь.
Я фанат компании Notion.
Там работают 50 человек, ее оценивают в $2 млрд.
Мы на своем примере доказали, что крутой технологичный продукт можно сделать командой в 100 человек.
Из съемной квартиры в Одессе мы сделали продукты и приложения, которыми пользуются 150 млн человек.
В Долине шутят: “Fake it ’til you make it” («Притворяйся этим, пока не сделаешь это правдой», англ.
– прим.
Мы так не считаем.
В нашей индустрии важнее сделать что-то классное, нежели быть первым.
Стоящий продукт перекрывает время.
Наиболее успешное и известное наше приложение – Scanner Pro.
Это сканер документов, работающий с помощью i.
Мы создали эту нишу, но не были в ней первыми, на момент запуска там уже работало три конкурента.
Мы посмотрели, что есть на рынке, и в правильный момент сделали нормально, удобно и быстро.
Наша стратегия успеха была простая: выйди вторым – приди первым.
Потому что если ты просто копируешь, то бежишь сзади.
А нужно еще и обогнать соперников – по качеству, маркетингу и продажам.
Порой люди сами не знают, чего хотят.
Суть маркетинга в том, чтобы не делать то, что у тебя просят, а понять, что у потребителя «болит», и предложить решение.
Для этого нужно задавать множество вопросов: почему? зачем? как? Приложения на 150 млн закачек – результат глубинных интервью, понимания рынка, поиск того, что не услышали конкуренты, и удача.
Множество вопросов и ответов помогло нам придумать идею приложения, которое повышает эффективность работы с электронной почтой – почтового клиента Spark.
Пять лет назад наш партнер Саша забежал в комнату со словами: ребята, есть идея, давайте построим самый лучший почтовый клиент в мире.
Игорь попросил объяснить, что именно он хочет делать.
Чтобы найти ответ, мы с Сашей полетели в Сан-Франциско, где провели 70 часовых интервью с самыми разными людьми.
После этого мы, сами того не понимая, сфокусировались на одной аудитории: бизнесменов.
Оказалось, что примерно миллиард людей на планете используют email для работы.
И примерно миллиард из них страдает.
Бизнесмены ненавидят email особенно.
В Америке офисный сотрудник 3 часа в день проводит за электронной почтой.
Продукт пока неприбыльный, мы инвестируем в него, но видим перспективы.
Нас вдохновляет пример Front App vs Superhuman, который поднял $35 млн от Andreessen Horowitz при оценке в $230 млн.
Чтобы получить крутой результат – поддерживайте человеческие отношения с командой.
Когда ты понимаешь, что твои конкуренты Adobe и Microsoft, у тебя в буквальном смысле взрывается мозг.
Ты осознаешь, что это не просто огромные компании где-то далеко, а соперники, которых можно обойти на повороте.
Конкурировать с большими компаниями реально, потому что ты конкурируешь не со всей компаний, а с каким-то из продуктов.
Но чтобы с ними конкурировать, нужна сильная команда.
Какой бы ты ни был крутой программист, в одиночку получить результат невозможно.
Однажды я понял, что мои возможности ограничены.
В моих сутках 24 часа, а на моих руках – 10 пальцев.
Я физически не могу сделать больше определенного объема, даже если буду сидеть на кофе сутками.
А если я соберу команду, которая будет двигаться в одном направлении, то вырасту быстрее в разы.
Человеческие отношения с командой – единственный способ получить крутой результат.
Пресловутые брендированные чашка и футболка – нейтральные инструменты, они не помогут создать крутой коллектив.
Нужно верить в людей и не бояться ошибиться.
Самый крутой кайф – когда команда делает то, что раньше казалось нереальным, и после этого становится еще сильнее.
Наши друзья из Сан-Франциско удивлялись, что в одесском офисе атмосфера как в Долине – работа всем в кайф, нет боязни ошибиться и руководство верит в сотрудников.
Крутая атмосфера помогает нам находить талантливых людей.
Помню, как в Readdle перешел Терри Бланшар – топ-менеджер, который руководил разработкой Apple mail.
Он урезал себе зарплату, потому что мы не могли платить как в Apple – там он получал семизначную сумму в год.
Зато получил больше свободы и возможность строить новый продукт.
Мы нанимаем людей со всего мира.
Например, в компании работает сотрудник из Индии.
За классных специалистов идет жестокая конкуренция, где деньги теряют рациональность и на первое место выходит возможность делать крутые вещи.
С 2011 года мы инвестируем в поездки.
Ездим с командой по всему миру – в Долину, Лондон, Берлин etc.
– и смотрим, как там работают компании.
В прошлом году с 13 сотрудниками мы были на Apple WWDC.
Конечно, нереально всегда угадывать с наймом.
Мы наделали немало ошибок в рекрутинге.
Некоторых сотрудников нанимали слишком рано, и человек не мог правильно раскрыться.
Еще мы нанимали людей, которые шикарно продавали себя, но плохо – наши продукты.
У нас были сотрудники с классным опытом и шикарным понимаем бизнес-процессов из других компаний, но в нашей они делали все по шаблону.
Порой препятствием становились и культурные различия.
Начиналось подсознательное рефлекторное «мы – они», а это означает смерть в рабочих отношениях.
Сейчас у нас собрана невероятная команда, мы постоянно ищем и смотрим новых людей.
Вместе с ними мы хотим стать успешными и известными, чтобы показать, как с помощью интеллекта, доверия, работы с семьей создавать красивое.
Мы это делаем каждый день на протяжении уже 13 лет.
