Истории моды известно немало примеров, когда крупные модные дома создавали одежду для сотрудников авиакомпаний. Более того, разработка формы стала едва ли не самым захватывающим развлечением для дизайнеров: Кристиан Лакруа, например, создал форму для China Eastern Airlines и Air France, а Вивьен Вествуд — для Virgin Atlantic. Все униформы с течением времени подвергались изменениям в фасонах и цветовой палитре, однако «Сингапурским Авиалиниям» удалось сделать так, чтобы за 50 лет совершенные образы их бортпроводников практически не изменились. Это не удивительно: наряды для стюардесс разрабатывал французский кутюрье Пьер Бальмен, который смог учесть все нюансы работы стюардесс в воздухе, а к тому же не забыл про историю азиатского костюма и национальные традиции.
Фирменные наряды бортпроводниц француз Пьер Бальмен создал еще в 1968 году. Тогда кутюрье решил отойти от общепринятых установок и создал нечто новое — образы европейских стюардесс, как правило, были сдержанными и строгими, в то время как сингапурские стюардессы выглядели нарядно и красочно. Униформа выполнена по мотивам традиционного национального костюма — sarong kebaya. За основу Пьер Бальмен взял малазийский батик с затейливыми национальными узорами Юго-Восточной Азии и Океании.
Моделью для первого sarong kebaya Бальмена стала стюардесса из экипажа «Сингапурских Авиалиний» — Си Биу Ва. «Мне позвонил менеджер экипажа и сказал, что нужно встретиться с дизайнером из Парижа. В Азии кутюр не был популярен, поэтому я не знала, кем был [Бальмен]. Сначала я очень нервничала, но потом сконцентрировалась на том, что это просто одно из моих заданий», — вспоминала стюардесса. Модель-бортпроводница отправилась в Париж, в Модный дом Бальмена, куда ей нужно было приходить каждый день в течение недели на примерки.
Однако честью стать лицом sarong kebaya в XX веке удостоилась не только Си Биу Ва. Сингапурская униформа была также увековечена в Музее мадам Тюссо в Лондоне. А моделью для новой восковой фигуры стала стюардесса Лим Сует Кви, которая в то время работала на борту авиалиний. Все приготовления проходили в тайне даже для нее самой: обо всем бортпроводница узнала только после прибытия в Лондон. «Были сделаны сотни фотографий, и все это держалось в строгом секрете — я даже не могла сказать мужу!» — рассказывала стюардесса.
По задумке дизайнера униформа должна была стать эталоном изящества, элегантности и главным символом азиатского гостеприимства. Образы разработаны в четырех цветах, и каждый определяет место в иерархии членов экипажа. Обычные стюардессы носят синее платье, старшие стюардессы — зелёное, шеф-стюардесса — красное. А для супервайзеров на рейсе и по совместительству инструкторов, которые имеют право преподавать в учебном центре «Сингапурских Авиалиний», предусмотрен саронг фиолетового цвета. Такое же деление есть и у мужской униформы: цвета полосок на галстуке стюарда свидетельствует об определенной позиции, которую он занимает.
Несмотря на внешнюю простоту, форма «Сингапурских девушек» полностью соответствует нормам техники безопасности. Облегающие силуэты не просто красивы: в чрезвычайной ситуации, когда мобильность становится особенно важной, специальные прорези спереди юбки делают движения легкими.
Большинство авиакомпаний имеют различные вариации образов: например, жакет комбинируется с разными по длине юбками или брюками. Это связано с тем, что традиции некоторых стран Ближнего Востока требуют, чтобы стюардессы полностью закрывали ноги. У формы «Сингапурских девушек» надобности в этом нет: sarong kebaya и так имеет длинные юбки, доходящие до щиколоток, поэтому бортпроводницам достаточно одного фасона униформы. Однако в каждый рейс (даже самый короткий) стюардесса обязана брать запасную униформу.
При посадке в холодную погоду девушки надевают теплое пальто темно-синего оттенка, перчатки и шарф с принтом, соответствующим узору на униформе. Основной обувью были выбраны открытые босоножки на небольшой платформе. Кроме того, для стюардесс предусмотрена вторая закрытая пара, которую они носят во время взлета и посадки.
В 1974 году образы претерпели незначительные изменения, однако в основе остались те костюмы, которые были созданы Пьером Бальменом в 1968-м. «Мне нравится sarong kebaya, я думаю, он очень изящен, и если что-то и должно быть изменено, то только для того, чтобы сделать платье легче», — считал дизайнер. И такая преданность традициям в течение полувека отлично работает на репутацию авиакомпании.
Фото: архив пресс-служб