/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F62ced2a32f2ba0029df017b38385361e.jpg)
Последний пост в соцсетях 23 февраля – это плохо. 5 советов, как брендам общаться с клиентами во время войны
Говорить о войне в соцсетях или нет? Продолжать продавать или не стоит? Изменять инфостиль или не изменять? После 24 февраля эти «тревожные» вопросы неоднократно задавал себе каждый бренд или компания.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F258%2F11fe56b8d7771a28944be46f74d2501d.jpg)
Алла Кострубська
Никто не учил нас тому, как общаться с аудиторией и продолжать маркетинговые активности в условиях войны. Нашей команде удалось возобновить работу со всеми клиентами и начать сотрудничество с новыми брендами. Мы готовы поделиться опытом.
Не исчезайте с радаров
В первые дни войны многие бренды приостановили свое присутствие в соцсетях. Но сегодня оставлять аккаунты с последним обновлением 23 февраля – это моветон. Не исчезайте с радаров, возвращайтесь к активной коммуникации с аудиторией – конечно, если вам это позволяют условия безопасности. Это важно не только с точки зрения поддержки эмоциональной связи с аудиторией, но и с учетом алгоритмов соцсетей.
На некоторых проектах, которые долгое время молчали, существенно снизились охват и вовлеченность, увеличилось количество отписок в соцсетях. Конечно, это все можно исправить, но для этого придется попотеть. Поэтому лучше как можно скорее возвращаться в соцсети.
Как лучше восстановить активность в соцсетях? Большинство брендов сделали это, опубликовав пост с национально-мотивационными настроениями о начале своей работы. Вот несколько публикаций для вдохновения:
Не избегайте темы войны
Сейчас, когда настроения аудитории очень динамичны, растут риски натолкнуться на волну хейта. Поэтому брендам нужно четко освещать свою позицию по поводу войны, быть гибкими и адаптивными.
Обязательно просмотрите свою контент-стратегию. Учтите, что традиционное разделение контента на продаваемый, брендовый и фановый уже не работает, как раньше. Обязательно добавьте такой контент:
-
военно-социальный – национальное позиционирование бренда, информацию о волонтерской деятельности, перевод средств для ВСУ, скидки для украинцев и так далее
-
поддерживающе-победный – вдохновляющий контент о победе, афирмации, цитаты, мемы на военную тематику. Адаптируйте их под свою нишу, так вы будете на одной волне с аудиторией
-
актуально-полезный – закрепите сообщения о работе или приостановке работы вашей компании, опубликуйте список работающих отделений продаж, их график и актуальные контакты. Еще можно добавить список бомбоубежищ вблизи вашего заведения.
Не превращайтесь в волонтерско-новостной ресурс
Сегодня Instagram приобрел новое значение – это еще один инструмент информационной войны, способ поиска необходимой помощи и коммуникации с публичными лицами и организациями. Вместе с тем это все еще площадка, где мы пытаемся развлечься и отвлечься от негатива. Поэтому если вы не блогер или не критически важная государственная структура, сократите контент о волонтерстве хотя бы до 50% от общего.
То же касается новостей. Если вы не информационный ресурс, не стоит создавать лишний инфошум – поверьте, все важные новости подписчики знают из тех же источников, что и вы. Вы спровоцируете ненужный негатив и эмоциональную нагрузку.
На чем советую сфокусироваться?
- Если хотите позиционировать себя как бизнес, поддерживающий Украину, рассказывайте о деятельности в поддержку страны (помним о 50% контента о волонтерстве), а не о фронтовых событиях.
- Рассказывайте больше о специфике работы в новых реалиях, делайте это честно и без прикрас. Сегодня наш народ сплочен как никогда, поэтому не стесняйтесь приоткрыть завесу и поделиться насущными проблемами – будь то сбой поставок, остановка производства или недостаток финансирования. Ваша искренность поможет сделать аудиторию более лояльной. Более того, вы можете попросить совета и получить поддержку и помощь в кризисное время.
-
Будьте «перед глазами». Если раньше ваш собственник бизнеса или команда редко появлялись в постах, соторис или прямых эфирах, то сейчас самое время для этого. Сегодня особенно важно показывать, что за каждым бизнесом стоят обычные люди. Так вы повышаете уровень доверия к вашему бренду.
Не игнорируйте негатив
Некоторые бренды столкнулись с негативной реакцией под рекламными призывами приобрести их товар или услугу: «Как вы можете продавать что-то, когда идет война?». К сожалению, многие бренды выбирают неправильную стратегию проработки подобного негатива – либо игнорируют, либо закрывают комментарии. Запомните: чтобы не потерять лояльность аудитории, вы должны прорабатывать любой отзыв или комментарий, даже если он вам неприятен.
Например, недавно студия домашнего декора Tarlini опубликовала такой пост, под которым вместе с поддержкой лояльных клиентов быстро появился негатив.
Tarlini собрались с духом и отреагировали на хейт. Возможно, для кого-то их позиция все равно осталась непонятной или неприемлемой, однако основная задача выполнена – негатив не остался не проработанным, лояльность постоянных клиентов возросла.
Не отказывайтесь от таргета
Если ваш бизнес ориентируется на украинскую аудиторию и не привязан к четкой локации (как, например, кофейня в Херсоне), вы можете смело запускать рекламу на Центральную и Западную Украину, где сейчас относительно спокойно. Что при этом нужно помнить:
- текст в описании и на креативе пишите на украинском языке, чтобы не спровоцировать споры вокруг языкового вопроса. Используйте национальные мотивы в визуале – цвета, символику, популярные мемы. Но не переборщите – война продолжается, и один неосторожный мем может глубоко ранить чьи-то чувства.
- не прибегайте к политике и использованию цитат, изображений или ссылок на конкретных политических лиц. Поделюсь опытом, который не совсем о таргете, однако был нам полезен.
С начала войны часть нашей команды волонтерит в поддержку пользователей приложения «Воздушная тревога». Его разработали быстро, в условиях форс-мажора, поэтому многие функции дорабатывают до сих пор. Недавно в приложении вышло обновление – пользователи получали уведомления об отбое воздушной тревоги голосом Алексея Арестовича. Многих возмутило такое решение. Когда команда разработчиков решила убрать голос Арестовича из приложения, возмутилась уже другая часть пользователей – им обновление было по душе. Вывод: чтобы не сеять лишний негатив, лучше сосредоточиться на ценности продукта, а не на политических лицах.
- если специфика вашего бизнеса позволяет выходить на зарубежные рынки, не упускайте возможность попытаться таргетироваться на другие страны – конечно, предварительно проанализировав потенциальную аудиторию и просчитав выгодную маржинальность продукта. Есть страны, в которых стоимость рекламы почти такая же, как у нас – это Молдова, Польша, Румыния. А например, Германия, Англия и Франция – дорогие страны, низкомаржинальному продукту лучше не выходить на эти рынки. Во многих странах, которые нас поддерживают (это Польша, Латвия, Литва, Эстония), хорошо срабатывает триггер «made in Ukraine». Используйте его, если у вас собственное производство. Также не упускайте возможность показывать рекламу украинцам за рубежом, если вы предлагаете сервисные услуги, например, курсы английского. Найти украинцев в других странах очень просто – выбираем нужный язык пользователя при настройке аудитории в рекламном кабинете.
Уверена, этот список нюансов коммуникации во время войны не полон и почти каждый день можно добавлять в него что-то новое. Поэтому если хотите получить актуальные советы по маркетингу вашего бизнеса в сегодняшних условиях, будем рады помочь консультацией за добровольный взнос. Все средства мы отправим на нужды ВСУ.
