Гранично удаленные. Как Украина решает правовые и административные проблемы крымчан
Гранично удаленные. Как Украина решает правовые и административные проблемы крымчан

Гранично удаленные. Как Украина решает правовые и административные проблемы крымчан

Капли дождя падали на документы, которые он протянул украинскому пограничнику, с ужасом гадая, пропустят или нет.

Ведь в правилах пересечения административной границы между Украиной и оккупированным Крымом не сказано, можно ли перевозить через нее покойников.

Житель Симферополя Василий Полевой, бывший крымский собкор одного из киевских изданий, ехал на Черкасчину, чтобы там похоронить тещу.

Еще в 2014-м женщина заявила, что не хочет лежать в земле, которая находится под оккупантом.

И вот теперь Василий нервно наблюдал за тем, как пограничники осматривают оцинкованный гроб.

Слава богу, пропустили.

Гражданам с двумя паспортами пересекать административную границу между Крымом и материковой Украиной сложно — и мертвым, и живым.

Все три контрольных пункта выезда-въезда (КПВВ) — "Каланчак", "Чонгар" и "Чаплынка" — представляют собой временные сооружения.

Это расположенные в степи металлические вагончики, в которых нет помещений, где путник может укрыться в ненастье, отсутствуют медпункт, вода и туалет.

Платные места общего пользования здесь построили расторопные бизнесмены.

А воду в бутылях привозят с собой пограничники.

Контрольные пункты на административной границе, вместо того чтобы, как полагается, быть лицом Родины, напоминают ее гримасу.

А ведь для крымчан Украина остается родиной в самом прямом, юридическом, смысле.

Аннексировав полуостров, Россия забрала не только территорию, но и живущих там людей.

Как при крепостном праве — присвоила землю вместе с "душами".

Два с лишним миллиона жителей полуострова РФ явочным порядком "обратила" в российское гражданство.

В апреле 2014 года Верховная Рада утвердила закон об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины.

Согласно документу, "принудительное зачисление к гражданству другой страны не признается украинским законодательством".

"К сожалению, Украина имеет очень ограниченный инструментарий для защиты прав своих граждан.

Она может предоставлять ряд административных, социальных, образовательных услуг жителям Крыма.

В их числе — паспортизация, социальные выплаты, льготы при поступлении в вузы, выдача свидетельств актов гражданского состояния, водительских прав, доверенностей, завещаний и другие нотариальные услуги", — объясняет Юлия Тищенко, аналитик Украинского независимого центра политических исследований.

По ее мнению, в этом направлении Украина сделала гораздо меньше, чем могла бы.

Все три контрольно-пропускных пункта на границе с Крымом — это расположенные в степи металлические вагончики без воды, туалета и помещения, где путник может укрыться в ненастье.

Некоторые правила пересечения админграницы кажутся анекдотичными.

К примеру, согласно правительственному Постановлению №1035 от 2015 года, через границу можно перевозить вареную колбасу (не больше килограмма), но почему-то запрещено копченую.

Относительно непродовольственных товаров действуют архаичные таможенные нормы, поэтому крымчанам разрешено везти на "континент" бесполезный антиквариат — пишущую машинку и пейджер, но запрещено брать с собой микроволновку или холодильник.

Правозащитники годами добиваются внесения корректив в эти документы.

Но безрезультатно.

Услуги родины.

Среди жителей полуострова спрос на админуслуги немалый.

В Государственной миграционной службе Украины подсчитали, что с начала оккупации до июля 2018 года за ними обратились около 110 тыс.

Почти 81 тыс.

из них — в соответствующие органы ближайшей к автономии Херсонской области.

Наиболее востребованная услуга — выдача или обмен загранпаспорта.

Только на Херсонщине загранпаспорта получили 55,4 тыс.

Больше всего — в последние полтора года, после того как Украина получила безвиз со странами ЕС.

Полюбить родину многих заставило понимание того, что с российским загранпаспортом у них могут возникнуть проблемы на границе, ведь Евросоюз и остальной цивилизованный мир не признали аннексии Крыма.

Второй по популярности вид услуг — вклеивание в паспорт фотокарточки при достижении 25 и 45 лет (13,9 тыс.

обращений), третий — выдача ID-карты (4,5 тыс.

Значительно меньше желающих зарегистрировать на материке брак.

В 2017 году Минюст запустил пилотный проект "Брак за сутки", объявив, что крымчане могут регистрировать брак в Геническе и Новой Каховке без 30-дневного "испытательного" срока.

Как только первая пара молодоженов получила свидетельство о браке по упрощенной процедуре, пиарщики областного управления юстиции выложили их фото в Facebook, после чего новоиспеченную семью предали травле крымские СМИ.

Простые бюрократические процедуры отнимают у жителей полуострова намного больше времени и средств, чем у соотечественников "на материке".

Ведь все государственные сервисы удалены от админграницы на 50, 100 и более километров.

Василий Полевой объясняет Фокусу сложности логистики: дорога от Симферополя до Херсона с учетом задержки на КПВВ может занять 4–5 часов, плюс процедура подачи документов и время на обратный путь.

"Чтобы подать документы, а потом получить загранпаспорта, мы с сыном "убили" два дня.

Сами паспорта нам делали почти четыре месяца", — возмущается крымчанин.

По его словам, в регионе процветают нелегальные посредники, предлагающие помощь в получении админуслуг.

"Моя знакомая прибегла к их помощи, когда по достижении 45-летнего возраста ей нужно было вклеить фотографию в паспорт.

Заплатила 6 тыс.

(около 2,5 тыс.

грн), и ей принесли документ прямо домой.

Дорого, зато удобно", — признает Полевой.

Связь с родиной.

Оккупационные власти Крыма старательно подавляют инакомыслие среди жителей полуострова, но они продолжают выходить на проукраинские акции протеста.

Отдаленность государственных сервисов от админграницы делает их не только дороже, но и создает множество коррупционных рисков.

Об этом знают все и в правительстве, и в экспертной среде, констатирует Юлия Тищенко.

Эксперты убеждены: порочный круг несложно разорвать, расположив все сервисы прямо на КПВВ.

Для этого нужны воля и не так уж много финансов.

Новые КПВВ: мечты и саботаж.

В минувшем году на заседании правительства приняли решение об обустройстве новых административных комплексов на двух КПВВ, через которые идет основной трафик, — "Чонгар" и "Каланчак".

Согласно техническому заданию, на КПВВ должны работать Центры предоставления админуслуг (ЦПАУ), небольшие отделения госбанков, медпункт и автовокзал.

Предусмотрено обустройство зоны отдыха, комнаты матери и ребенка, транспортной площадки.

В июле на этот проект правительство выделило из Резервного фонда 106 млн грн.

Но Министерство инфраструктуры до конца года деньги так и не освоило.

Потратили лишь 2 млн грн, которые получило госпредприятие "Укринтеравтосервис" за разработку проектной документации.

Согласно Бюджетному кодексу, из Резервного фонда выделять деньги на конкретную цель можно лишь единожды.

"Таким образом, реализация критически важного проекта откладывается на неопределенный срок.

Печально, ведь создание современных, удобных КПВВ, где люди могут получить максимум административных услуг, продемонстрировало бы отношение государства к своим крымским гражданам", — отмечает в беседе с Фокусом Юсуф Куркчи, заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц.

То, что строительство КПВВ отложено в долгий ящик, Тамила Ташева, руководитель общественной организации "Крым SOS", расценивает как саботаж Мининфраструктуры и местных органов власти.

В Мининфраструктуры же поясняют, что задержки в строительстве объектов связаны с проволочками с землеотводом.

Чтобы создать там сервисную зону, нужно выделить часть охранной зоны неработающего канала, а это длительная процедура.

Простые бюрократические процедуры отнимают у жителей полуострова намного больше времени и средств, чем у сооте­чественников "на материке".

Активисты также упрекают местные власти в нежелании выделять землю под пункты пропуска.

"Начальство прилегающих к админгранице районов, а также руководство Херсонской области не заинтересовано в реализации проекта, потому что он предусматривает строительство автостанций и открытие регулярных рейсов от КПВВ до городов Херсонщины и далее вглубь страны.

За пять лет государство не создало альтернативы частным автоперевозкам от админграницы, так что этим прибыльным делом занимается местный бизнес, — рассказывает Эскандер Бериев из "Крым SOS".

— Очевидно, местные руководители лично заинтересованы в процветании бизнеса таких таксистов".

Урегулировать вопрос волевым решением мог бы Киев, но, несмотря на то что о проблеме говорят годами, в этом направлении ничего не делается.

"Не запущено ни одного легального автобусного рейса от админграницы до Геническа и Херсона.

Хотя я неоднократно поднимал этот вопрос перед руководством районных и областной государственных администраций, "Укртрансбезопасности", Министерства инфраструктуры", — возмущен бывший постпред президента в Крыму Борис Бабин.

По его словам, частично проблему можно снять, пустив прямой пассажирский поезд или несколько вагонов до железнодорожной станции Вадим, расположенной неподалеку от КПВВ "Каланчак".

Но Укрзализныця от этой идеи отмахивается, считая ее нерентабельной.

Эксперты подсчитали: учитывая, что, по данным Госпогранслужбы, ежегодно границу пересекают 2−2,5 млн пассажиров, речь идет о сумме около $100 млн.

Крым вернется, но каким?.

"Проблема не только в том, что у нас нет стратегии деоккупации Крыма в виде целостного документа.

А в том, что набор правильных шагов государства на многих направлениях не приводит к четким, консолидированным решениям.

Это очень контрастирует с жесткой, продуманной политикой Кремля на аннексированной территории, — комментирует ситуацию Юлия Тищенко из УНЦПИ.

— Объективная реальность такова, что Украина обладает небольшим арсеналом средств для влияния на Крым.

Но это не отменяет необходимости активно использовать хотя бы тот, что имеется".

Взять хотя бы решение вопроса о фиксации крымчанами фактов рождения и смерти.

Украина не признает документы, выданные так называемыми властями Крыма, поэтому желающему зарегистрировать ребенка в РАГСе Херсонщины недостаточно привезти свидетельство о рождении ребенка — он должен будет пройти судебную процедуру.

Эксперты призывают заменить обременительную судебную процедуру на административную.

В ином случае крымчане будут все меньше регистрировать факты рождения и смерти.

По оценкам правозащитников, сейчас жители полуострова регистрируют на материке не более 20% таких случаев.

РФ целенаправленно внедряет в массовое сознание крымчан "русский мир", важная целевая аудитория — дети и молодежь.

Так что за несколько лет Украина может утратить контроль над демографической ситуацией на полуострове и к моменту деоккупации будет иметь искаженное представление о количестве своих граждан в Крыму.

граждан России", — утверждает Тищенко.

Целенаправленно и неутомимо РФ внедряет в массовое сознание крымчан и "русский мир", одна из важных целевых аудиторий которого — дети и молодежь.

"Ключевые события ХХ века, в частности, Вторая мировая война и распад СССР, трактуются в духе великодержавной идеологии.

События весны-2014 поданы как "народное движение за возвращение Крыма в состав РФ".

Стоит ли говорить, что страницы новейшей истории, касающиеся Украины, интерпретируют реальные факты в совершенно искаженном свете", — делится наблюдениями киевский аспирант-историк Тарас Самчук, изучающий этот вопрос.

"Аннексия" истории — лишь один из множества аспектов идеологической стратегии России, которая в условиях информационной блокады год за годом взращивает в крымском питомнике поколение антиукраински настроенной молодежи.

Когда-нибудь Крым вернется в состав Украины, но каким он будет? Пока что бездействием или имитацией действий государства в отношении крымчан Украина все больше отдаляет их от себя.

Источник материала
loader
loader