Без малого миллиард долларов — $926,65 млн — именно столько портовая отрасль Украины привлечет в ближайшие несколько лет.
Львиная доля этой суммы — проекты государственно-частного партнерства, для которых порты, АМПУ и Министерство инфраструктуры еще должны найти инвесторов.
Морпорты уже стали 'буксиром' украинской экономики.
Через них на мировой рынок отгружается сельхозпродукция, ставшая основной статьей украинского экспорта.
Зерно уже занимает 30% в структуре перевалки, и его доля будет расти.
В зерновые терминалы вкладывают отечественные аграрии и стивидоры, мировые аграрные гиганты и перевозчики.
В 2018 году морские порты нарастили обработку грузов почти на 3 млн тонн по сравнению с предыдущим годом.
Лидерство удерживает МТП 'Южный', за второе и третье место борются Николаевский и Одесский морпорты.
10 место.
$22,7 млн.
Инвестор: CMA CGM.
Объект инвестиций: Одесский морской порт.
В декабре 2018 года французская CMA CGM, ООО 'Бруклин-Киев Порт', Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ГП 'Одесский морской торговый порт' подписали меморандум о сотрудничестве.
Компаний CMA CGM — третья на глобальном рынке контейнерных перевозок, ее флот насчитывает около 500 судов.
Французские партнеры готовы вложить около 20 млн евро в реконструкцию причалов Хлебной гавани Одесского морпорта с целью увеличения объемов грузоперевалки.
Компания 'Бруклин-Киев Порт' работает на рынке с 2006 г.
— оператор контейнерного терминала в Хлебной гавани, а CMA CGM — один из учредителей 'Бруклина'.
В целом же французские перевозчики работают в портах 160 стран мира.
9 место.
$27 млн.
Инвестор: государственно-частное партнерство (группа инвесторов).
Объект инвестиций: Бердянский морской порт.
В конце октября 2018-го был презентован новый план развития Бердянского МП на ближайшие двадцать лет.
В будущие инвестиционные проекты планируется инвестировать как государственные, так и частные средства.
Предполагается, что до 2038 г.
порт реконструирует четыре причала и 'прирастет' еще двумя.
В документе заявлен проект реконструкции зернового терминала ЧАО 'Бердянский завод подъемно-транспортного оборудования' на $22 млн (чуть больше $2 млн уже проинвестировано).
Также ожидаются вложения (около $5,5 млн) в зерновой терминал компании 'Новая Хортица'.
Уже существующие мощности этого объекта реконструируют и достроят новые.
8 место.
$30 млн.
Инвестор: ООО 'Компания Евровнешторг'.
Объект инвестиций: зерновой терминал в порту 'Ольвия'.
В течение всего 2018 года 'Компания Евровнешторг' строила зерновой терминал в морском порту 'Ольвия' (г.
Николаев) совместно с инвестиционной группой BT Invest.
Ее владельцы — Раймондсс Туменас и Игорь Беззуб — бывшие акционеры 'Сандоры'.
Среди известных проектов BT Invest также сеть супермаркетов Novus, киевский ТРЦ Retroville и другие.
Первую партию зерна перевалили через терминал 'Евровнешторг' в конце прошлого года — груз был отправлен в Ливан.
К концу этого года в компании хотят перевалить 1 млн тонн зерновых.
После завершения всех очередей строительства годовой объем перевалки возрастет до 4 млн тонн.
Общие инвестиции в проект составят около $30 млн.
24 января 2019 г.
новый терминал уже внесли в Реестр морских портов Украины.
7 место.
$30 млн.
Инвестор: COFCO.
Объект инвестиций: Николаевский морской порт.
В ноябре 2018 года Виктор Довгань, заместитель министра инфраструктуры Украины по вопросам европейской интеграции, провел ряд рабочих встреч в Пекине, КНР.
После стало известно, что китайская государственная корпорация COFCO готова продолжить финансирование своих инфраструктурных проектов в Николаевском морском порту.
Объемы ежегодной перевалки всех портовых терминалов корпорации оцениваются в 55 млн тонн (для сравнения — в 2018 году 13 морпортов Украины перевалили 40,3 млн тонн зерновых).
При этом представители COFCO включили 'Николаев' в свой стратегический проект 'Один пояс — один путь', называя этот порт одной из важнейших точек перевалки с/х грузов в Восточной Европе.
В частности, китайские партнеры планируют инвестировать в причал 'Николаева' $30 млн.
Напомним, что в Николаевском МП уже три года работает зерновой терминал COFCO Agri (мощность перевалки 2,5 млн тонн в год, $75 млн инвестиций).
6 место.
$34,2 млн.
Инвестор: государственно-частное партнерство (группа инвесторов).
Объект инвестиций: Мариупольский морской торговый порт.
Летом 2018-го ГП 'Мариупольский МТП' представил проект строительства комплекса по перевалке зерновых.
Директор предприятия Александр Олейник заявил, что инвестирует в проект примерно $19,3 млн (около 500 млн грн).
Уже на тот момент ГП устанавливало 10 силосов по 5,7 тыс.
тонн, монтировало суднопогрузочную машину мощностью 1 тыс.
тонн в час, обеспечивало возможность автомобильной и ж/д разгрузки.
Это первая очередь проекта.
На вторую очередь, вложения в которую Олейник оценил в $14,9 млн (387 млн грн), государство ищет частного инвестора.
Это все та же инфраструктура для железнодорожной разгрузки, дополнительные силосы, суднопогрузочные машины, а также зерносушилка и причальная конвейерная галерея.
После завершения проекта мощность комплекса составит 2 млн тонн в год.
5 место.
$52 млн.
Инвестор: ТИС.
Объект инвестиций: ТИС-Контейнерный терминал.
Около $52 млн было инвестировано в железнодорожную инфраструктуру ТИС-Контейнерный терминал в МП 'Южный'.
На контейнерном терминале запущено три регулярных контейнерных поезда (в Винницу, Тернополь и Харьков) в дополнение к рейсам в Киев и Днепр.
Приобретены краны-перегружатели, достраивают ж/д станцию 'Химическая'.
Срок модернизации ТИС-Контейнерный терминал — два года.
Сегодня это самый глубоководный терминал в Украине.
4 место.
$66 млн.
Инвестор: компания 'Кернел'.
Объект инвестиций: экспортный терминал в Черноморском морском порту.
Агрохолдинг 'Кернел' построит экспортный терминал в Черноморском МП стоимостью $66 млн.
В строительство будут инвестированы как собственные ресурсы компании, так и заемные средства европейских финансовых организаций.
В декабре минувшего года агрохолдинг привлек $250 млн от Европейского инвестиционного банка.
Средства будут инвестированы в различные инфраструктурные проекты 'Кернела', включая 'Черноморск'.
В целом до 2022 г.
компания потратит на развитие своего бизнеса около $540 млн.
'Кернел' обеспечивает 8% мирового производства подсолнечного масла и экспортирует его в 60 стран мира.
Акции 'Кернела' котируются на Варшавской бирже с 2007 г., а крупнейшим пакетом акций — 39,93% — владеет Андрей Веревский.
3 место.
$150 млн.
Инвестор: ООО 'М.
Объект инвестиций: Зерновой терминал в МП 'Южный'.
В конце прошлого года Международная финансовая корпорации (IFC) завершила финансирование крупнейшего инвестиционного проекта портовой отрасли Украины-2018.
Речь о зерновом терминале 'М.
Карго' в морпорту 'Южный'.
Его мощность достигнет 5 млн т/год, суммарная мощность хранения — 290 тыс.
Собственник 'М.
Карго' — украинская стивидорная компания ТИС (владельцы — Андрей Ставницер и Егор Гребенников) через нидерландскую Neptune Port Holding B.
Строительство ведется совместно с американским продовольственным гигантом Cargill.
Также они строят новый причал для приема судов класса Post-Panamax дедвейтом более 100 тыс.
Общий объем инвестиций компаний составляет $150 млн.
Примерно половину этой суммы - $74 млн - в течение нескольких лет предоставили IFC и ЄБРР.
2 место.
$193,5 млн.
Инвестор: АМПУ.
Объект инвестиций: МП 'Южный'.
В начале февраля 2018-го ГП 'Администрация морских портов Украины' презентовала пятилетний план развития крупнейшего украинского морпорта 'Южный'.
Из него следует, что АМПУ готово инвестировать в портовую железнодорожную инфраструктуру.
В частности, речь идет о строительстве новой станции 'Западный берег'.
Она будет иметь 11 путей приемо-отправочного и 11 путей сортировочного парка и располагаться между станциями 'Промышленная' и '24 км'.
Также планируется вкладывать средства в строительство станционных путей (69,5 км), железнодорожных путей (62,5 км), эстакаду и уже построенные станции 'Химическая', 'Береговая' и 'Черноморская'.
Общая сумма инвестиций АМПУ в эти инфраструктурные проекты составит $193,5 млн.
1 место.
$672,7 млн.
Инвестор: государственно-частное партнерство (группа инвесторов).
Объект инвестиций: МП 'Ольвия' и Херсонский морской порт.
В декабре 2018 года министр экономического развития и торговли Украины Степан Кубив, министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, представители ЕБРР и Международная финансовая корпорации презентовали проекты передачи в концессию МП 'Ольвия' и Херсонского морского порта.
Проект концессии 'Ольвии' рассчитан на 35 лет и 17,3 млрд грн вложений.
Реализация проекта в Херсонском МП рассчитана на 30 лет и 'потянет' на 1,4 млрд грн.
То есть по двум концессионным проектам суммарно необходимо около $672 млн инвестиций.
Ожидается, что благодаря этим средствам к 2030 г.
перевалка в 'Ольвии' и 'Херсоне' вырастет на 130%.
Среди потенциальных инвесторов — Louis Dreyfus Company, POSCO, COFCO, Bunge, Nectar Group, CEYGROUP, 'Нибулон' и другие компании.
Проект Закона Украины 'Про концессии' (№8125 от 15.03.2018), который даст правовые основания передаче украинских портов частным инвесторам, на момент публикации принят в первом чтении.