Чернобыльская зона: из радиоактивно загрязненных земель хотят сделать сельхозугодья
Чернобыльская зона: из радиоактивно загрязненных земель хотят сделать сельхозугодья

Чернобыльская зона: из радиоактивно загрязненных земель хотят сделать сельхозугодья

Поскольку район аграрный, наибольшее его богатство – это земля, но использовать ее для сельскохозяйственной деятельности практически невозможно.

После катастрофы часть сел выселили, а угодья признали радиоактивно загрязненными.

Местные власти и эксперты уверены, что на протяжении 33 лет после взрыва в Чернобыле ситуация изменилась, ведь радиоактивные вещества осели вглубь, и земли теперь пригодны для использования, а растительная продукция, выращенная на них, – чистая.

Однако действующее законодательство не дает возможности обрабатывать участки или сдавать их в аренду.

О том, есть ли шансы вернуть земли в коммунальную собственность громады и как живется людям в отселенных селах, узнавала корреспондент Укринформа.

Кроме земли у громады ничего нет.

Народичский район – единственный в области, территория которого полностью охвачена объединенной территориальной громадой.

В Народичской ОТГ на площади 1284 квадратных километров проживает около 10 тысяч населения.

Людей там мало, а села с заброшенными хатами пустуют без надежды дождаться своих хозяев, которые уехали, чтобы спастись от радиации.

«Те, кто здесь остался, уже никуда не уедут, никто сейчас не будет заниматься переселением.

Мы создали громаду, объединив 15 сельских советов, чтобы сбалансировать наши доходы и мотивировать активных людей к изменениям.

Здесь с 1990 до 2000 года вообще жили, как в вакууме, и лишь делили копейки, которые давало государство.

Благодаря реформе децентрализации начали реализовать много проектов: переводим заведения образования и медицины на твердотопливные котлы, ремонтируем учебные заведения, ФАПы, дома культуры, дороги.

В то же время понимаем, что для развития громады субвенции и дотации из госбюджета уже недостаточно.

Нам нужны поступления в поселковый бюджет и инвестиции.

Народнический район аграрный, у нашей громады кроме земли нет ничего.

В прошлом году от аренды земли бюджет получил 7,2 млн грн, а еще столько же лежит у нас под ногами, но использовать те участки мы не можем», – говорит Народичский поселковый председатель Анатолий Леончук.

Анатолий Леончук.

Главная проблема Народичского района – в том, что сегодня большая его часть находится в зоне безусловного обязательного отселения (так называемая вторая зона), что и диктует многочисленные ограничения на использование земель.

Однако местные власти, народные депутаты и ученые апеллируют к тому, что уже пора отнести эти территории к зоне добровольного (гарантированного) отселения (третья зона), что значительно упростит пользование землей.

По словам председателя Народичской ОТГ, площадь земель, которые могут использоваться для сельскохозяйственной деятельности, составляет 22 тыс.

га, из которых более 12 тыс.

га считаются радиоактивно загрязненными.

Он объясняет, что на 40 тыс.

га территории района создан заповедник «Древлянский», который охватывает леса и сельхозугодья очень загрязненные радионуклидами, то есть такие, которые относятся к зоне безусловного (обязательного) отселения.

Остальные земли, которые до сих пор считают радиоактивно загрязненными, давно не проверяли, и теперь они, скорее всего, пригодные для хозяйствования.

«На одном из таких участков, который считали наиболее загрязненным, мы провели анализ за счет частной структуры.

Результаты мониторинга показали, что она чистая.

Когда мы начали все выяснять, то не можем найти ни одного документа, который бы указывал, что этот земельный участок радиоактивно загрязнен.

Более того, Госгеокадастр не может показать нам границы загрязненных участков.

Случается и такое, что есть участок площадью условно 100 га.

Так вот, 50 га государство поделило на паи и выдало акт на право частной собственности, то есть человек ею пользуется или сдает в аренду.

А другие 50 га никто не берет, потому что объясняют, что они радиоактивно загрязнены», – отметил Леончук.

Анатолий Леончук подчеркивает, что изменение статуса второй зоны на третью может урегулировать непростую земельный ситуацию в районе, а это под силу решить Кабинету Министров.

«Есть 106 постановление Кабмина, в котором четко предусмотрено, что раз в 3 года должен проводиться мониторинг.

Он в последний раз был в 2013 году.

У меня есть протокол, из которого понятно, что у нас нет второй зоны.

Согласно этому документу, результаты должны были бы озвучить в 2016-2017 годах, но его спрятали под сукно, и все молчат», – добавил председатель громады.

Не меньше проблем у ОТГ и с выделением земли для участников АТО и ООС.

В районе надо обеспечить участками 45 военных и семьи двух погибших.

В то же время в поселковый совет поступило уже около 120 заявлений на выделение земли воинам из других областей.

Местные власти негодуют, ведь никто не интересуется, загрязнены ли в районе земли и маловероятно, что кто-то приедет сюда их обрабатывать.

Подозревают, что под такими обращениями замаскирована хитрая схема – землю военные надеются получить, чтобы потом передать ее в аренду.95% облучения до сих пор поступает из ягод, грибов имяса диких животных.

Перспективы использования земель в Народичском районе обсуждали недавно на совещании, которое состоялось по инициативе Государственного агентства Украины по управлению зоной отчуждения, комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и местных властей.

Доктор сельскохозяйственных наук, профессор, проректор по научной работе и инновационному развитию Житомирского национального агроэкологического университета Людмила Романчук давно занимается исследованиями влияния радиации.

Она отмечает, что за 33 года после аварии на ЧАЭС ситуация в Народичском районе изменилась.

Людмила Романчук«Естественная миграция радиоцезия и радиостронция примерно одинакова, то есть 1-1,5 см в год по профилю почвы вниз.

Если у нас прошло 33 года после аварии, то радионуклиды уже на 50-60 см ушли вглубь, а пахотный слой составляет 20-25 см.

То есть, они уже ниже пахотного слоя, поэтому земли пригодны для сельскохозяйственного использования», – объяснила ученый.

По ее словам, мониторинг, который постоянно проводится на территории района, показывает, что все продукты питания растительного происхождения, молоко и речная рыба уже чистые.

Местные жители питаются тем, что выращивается.

Так, типичный рацион для людей в Народичском районе – это до килограмма картофеля и около литра молока в сутки.

Впрочем, 95% дозы облучения населения формируется за счет продуктов питания лесного происхождения, а именно ягод, грибов и мяса диких животных.

«Не надо забывать о социальном факторе, – акцентирует Людмила Романчук.

– Мы более 30 лет проводим такие исследования и 90% людей не хотят сдавать продукты питания на анализы, потому что боятся, что с них снимут зону и они лишатся льгот.

Мы им объясняем, что у нас цель совсем другая, но нам не верят.

Поэтому прежде всего стоит провести разъяснительную работу среди населения о необходимости перехода из зоны безусловного обязательного отселения в зону добровольного (гарантированного) отселения».Заместитель директора Департамента по делам ветеранов, инвалидов и пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы – начальник отдела при Министерстве социальной политики Леся Дзюба говорит, что при переходе из второй зоны в третью потерь в плане выплат по льготам не будет.

Меморандум с надеждой вернуть земли Народный депутат Павел Дзюблик, в округ которого входит Народичский район, считает, что прежде всего для объединенной громады надо решить вопрос с использованием земель.

Он обратился с запросом к премьер-министру относительно проведения радиологического обследования земель на территории ОТГ и передачи их из государственной в коммунальную собственность.

«ОТГ, созданная на территории всего района, должна сама зарабатывать на себя деньги, чтобы содержать инфраструктуру, социальные объекты и обеспечивать людям комфортные условия проживания.

Проблема заключается в том, что Народичская ОТГ не имеет законных оснований использовать земли, которые на сегодня уже чистые.

Мы неоднократно поднимали этот вопрос в Верховной Раде, есть обращение и к правительству», – подчеркнул Дзюблик.

Председатель Государственного агентства Украины по управлению зоной отчуждения (ГАЗО) Виталий Петрук отмечает, что среди приоритетов деятельности его ведомства - создание возможностей для развития территорий, прилегающих к зоне отчуждения.

Именно к таким относится и Народичский район.

«Мы ставим задачу-минимум – подготовить нормативно-правовое основание для перевода этих земель (отнесенных к зоне обязательного (безусловного) отселения – авт.) в полноценное хозяйственное использование громадами.

Однако задача-максимум – создать дополнительные благоприятные условия для возрождения таких территорий.

Команда агентства приложит для этого максимум усилий», – говорит Петрук.

По его словам, ГАЗО совместно с украинскими и международными экспертами в рамках проекта правительства Британии iCLEAR разрабатывают механизм возврата земель и проводят оценку уровня их радиоактивного загрязнения.16 апреля руководство ГАЗО, Народичской ОТГ и райгосадминистрации подписали меморандум о сотрудничестве и взаимодействии в сфере возврата части территорий, которые подверглись радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, в хозяйственный обиход.

Служба божья для одного человека.

После аварии на ЧАЭС в Народичском районе было полностью отселено 18 сел, и еще некоторые – частично.

Кто-то так и остался жить на пораженной радиацией территории, а кто-то потом туда вернулся.

В села, где среди пустых хат осталось жить несколько людей, отправляюсь вместе с водителем и главным специалистом по социально-экономическому развитию территорий и приватизации жилого фонда Народичской поселкового совета Еленой Чипак.

Через окно автомобиля видно, что даже райцентр довольно контрастный из-за жилых домов и заброшенных многоэтажек, которые расположены практически рядом.

О трагедии здесь напоминает и мемориальный комплекс в местном Свято-Николаевском парке.

По дороге Чипак Елена рассказывает: «В Народичах почти все жилье находится в коммунальной собственности.

Кто-то получил компенсацию за утраченное жилье, а некоторые до сих пор нет.

Я в Народичах живу с 2002 года и на условиях аренды пользуюсь жильем.

Кроме коммунальных услуг, мы еще платим за аренду помещений.

Поскольку Народичи относятся ко второй зоне, у нас нет права приватизировать ни землю, ни жилье».По асфальтированной дороге едем мимо густого леса, и моя собеседница вспоминает реальную историю, в которую трудно поверить.

Говорит, что в лесном селе Ровба живет только одна бабушка, которая отказывается от переезда к родственникам.

У женщины есть конь, с помощью которого легче вести хозяйство, а ночью слышит, как под ее хатой ходят волки.

Въезжаем в село Лозница.

В свое время его выселили, но часть людей со временем сюда вернулась.

Сейчас здесь проживает 7 семей.

От тамошней школы остался только фундамент, а в доме культуры, который стоит без окон, дверей и крыши, растут деревья.

Среди полуразрушенных хат стоят и ухоженные.

По словам Елены, некоторые хаты арендуют под дачи жители столицы.

К слову, маршрутки из Народичей в Киев через.

Лозницу курсируют каждые два часа.

Дом культуры в ЛозницеВ одном из дворов бегает пес, а возле ворот лежат нарубленные дрова.

Выходим из автомобиля, чтобы пообщаться с хозяином.

Николай Васковец неразговорчив, но быстро рассказывает, как ему живется в селе.

Здесь проживает Николай Васьковец«Из Лозницы я не выезжал, хотя мне и предлагали.

Живу здесь сам, когда-то работал в колхозе, а как его закрыли, ушел на пенсию.

Магазинов у нас нет, ездим в Народичи, что в 10 километрах.

К радиации привыкли..

А чего ее бояться?» – говорит мужчина.

Далее едем в соседнее село Любарка, в котором живет одна семья.

Хозяев дома нет, а хату охраняют двое отвязанных больших псов.

Давно асфальтированная дорога, которая уже поросла травой и мхом и отвыкла от колес автомобиля, ведет к деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, построенной в 1874 году.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Любарке.

Под весенним дождем возле храма ходит отец Иван.

У него приход в Народичах, но в Любарку приезжает ремонтировать церковь и ухаживать за пчелами.

«Здесь куполов не было, крыша в дырах, так мы навели порядок.

У нас спонсоров нет, поэтому проводим реставрацию средствами и силами людей.

Если сюда приедут прихожане, служба состоится.

Бывает, что провожу Литургию с одним человеком.

Такая церковь есть в Великих Клищах.

Жители все уехали из того села, забрали иконостас, а храм оставили открытым.

Он до сих пор без замка и туда заходят все, кто хочет помолиться.

Там церковь немного отремонтировали и сделали в ней иконостас», – рассказал священник.

Спрашиваю у отца Ивана, поддерживает ли слово Божье людей в населенных пунктах, пораженных радиацией, где жизнь продолжается, даже несмотря на печальную картинку перед глазами.

«Мне кажется, что весь Чернобыль – в наших душах.

В том, что произошло, сначала был духовный Чернобыль, а потом и тот, который мы все знаем.

Духовная нищета у нас сейчас..

Если бы не было веры, то все бы погибло.

Вера и Божья благодать держат этот мир...»,– задумчиво отвечает священник.

Лес защищают от огня...Возвращаемся в райцентр.

Интересуюсь, что это за колеи на полях.

Мне объясняют, что их распахали для того, чтобы спасти от пожара лес, когда кто-то сжигает сухую траву.

При въезде в Лозницу со стороны Любарки замечаю яркий указатель, ведущий к селу.

Видимо, в Народичском районе все же надеются, что земли с клеймом радиоактивности дождутся своего первого урожая, а в селах когда-то таки станет людно.

Источник материала
loader
loader