/https%3A%2F%2Fi.obozrevatel.com%2F2019%2F5%2F3%2Ffilestoragetemp-1.jpg)
"Как у Британской королевы": какие полномочия могут забрать у Зеленского
Верховная Рада Украины планирует существенно ограничить полномочия новоизбранного президента Владимира Зеленского.
Речь идет о введении полноценной парламентско-президентской формы правления с лидером страны, имеющим сугубо представительские функции.
В парламент в ближайшие дни могут внести законопроект о президенте Украины.
Что конкретно предлагают в новом законе о президенте — разбирался OBOZREVATEL.
В парламенте отдельные народные депутаты выступают за ограничение полномочий Владимира Зеленского.
Вице-спикер Оксана Сыроид уже подготовила соответствующий законопроект;.
Он существенно урезает права будущему президенту.
Глава страны может лишиться полномочий в силовом и кадровых блоках, а также потеряет возможность делать кадровые перестановки;.
При этом вероятность принятия такой идеи достаточно низкая.
Ведь если нардепы примут законопроект в первом чтении, до второго будут поданы тысячи правок, и рассмотрение затянется на месяцы.
Законопроект состоит из более чем 3-х сотен страниц и вносит изменения в 89 действующих законов Украины.
В целом, изменения в полномочия президента можно структурировать по трем основным сферам.
В каждой из них существенное увеличение полномочий будет у Кабинета министров: лично у премьер-министра, а также у профильных министров.
Отдельные полномочия перейдут и к Верховной Раде.
Президенту во многом оставят лишь церемониальные функции.
Силовой блок.
Кабинет министров может инициировать введение чрезвычайного, военного положений, частичной мобилизации.
Также утверждает сроки объявления призыва в армию.
Президент перед обращением к Верховной Раде по вопросу введения военного положения должен провести обязательную консультацию с премьером, а также тем министром, который будет выполнять соответствующее поручение.
В подчинение Кабмина переходит и разведка, в том числе и СВР (Служба внешней разведки).
Служба безопасности Украины также подчиняется премьер-министру (вносит предложение президенту на увольнение/назначение) и подотчетна главе Верховной Рады.
Парламент же утверждает общую структуру СБУ, численность сотрудников.
Контроль за финансовой работой СБУ осуществляет Счетная Палата.
Глава Службы сам назначает себе заместителей, под его опеку переходит и Антитеррористический центр.
Положение о прохождении военной службы утверждается Кабмином.
Решение о создании, расформировании, реорганизации разведывательных органов принимает Кабинет министров.
Правительство получает контроль над Нацгвардией, в том числе и назначает руководителя ведомства.
У президента забирают право вносить кандидатуру главы Минобороны в парламент.
Он может лишь выбрать их тех людей, которых ему предложит коалиция фракций парламента.
Минобороны уходит из-под опеки президента.
Положение о его работе утверждает исполнительная власть.
Подотчетны премьеру главы Управления госохраны, а также Госпогранслужбы.
Кабмин утверждает стратегии нацобороны и нацбезопасности, оборонно-промышленного комплекса, кибербезопасности, национальной разведывательной программы.
Численность вооруженных сил утверждается Верховной Радой с подачи премьер-министра.
План дислокации войск и утверждение военно-административного деления страны, создание военных администраций (и назначение/увольнение их руководителей), утверждается Кабмином, а не президентом.
В распоряжении правительства все технические вопросы, связанные с мобилизацией.
Де-факто в законопроекте прописано — премьер-министр становится новым главнокомандующим.
Он может отдать приказ о начале боевых действий.
Факт полного вывода войск устанавливается Кабмином на основе совместного предоставления глав Минобороны и МВД.
В период боевых действий президент не может возглавлять ставку главнокомандующего.
Генеральный штаб работает на основе положений министра обороны, а не президента.
Начальник Генштаба назначается президентом с мотивированной подачи главы Минобороны (аналогично и командующие по видам войск, а также руководитель Оперативного штаба ВСУ).
Президент в условиях военного положения после обязательных консультаций с Кабмином принимает решение об использовании войск.
Решение о допуске иностранных войск принимает Кабмин по согласованию с Радой.
Решение об участии в международных военных операциях также принимает Кабмин.
Все основные функции в рамках военного положения переходят к Кабмину, у президента их забирают.
Регуляторно-кадровый блок.
Президент должен вносить кандидатуры глав МИД (и Минобороны) только из предложенных кандидатур коалиции фракций парламента.
Постановление может быть подано не позднее 15-го дня с момента получения предложения от коалиции.
Если в этот срок ни одна фамилия не подана в Раду, то премьер-министр может назначить исполняющего обязанности министра.
У президента забирают право согласовывать увольнение глав МИД и Минобороны.
Премьер вносит предложения президенту на назначение-увольнение главы НБУ, членов совета НБУ, членов Нацсовета по вопросам телевидения.
Кабмин получает возможность создать Совет по финансовой стабильности НБУ и следит за его полномочиями.
Правительство полностью берет на себя контроль за Государственным бюро расследований (ГБР) и Национальным антикоррупционным бюро (НАБУ).
У президента забирают квоты на избрание глав регуляторов.
Украинский культурный фонд полностью переходит в подчинение премьер-министра, как и Укроборонпром.
Фонд Госимущества ответственный перед ВРУ.
Его полномочия формирует Кабинет министров Украины.
Предоставление на главу делает Кабмин.
В зону ответственности правительства попадает Государственное управление в сфере обращения с радиоактивными отходами, Госслужба спецсвязи, Антимонопольный комитет, Совет накопительного фонда, Национальное агентство по противодействию коррупции, Нацкомиссия по регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг, Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Нацкомиссия регулирования в сферах связи и информатизации, Нацкомиссия регулирования в сферах рынка финансовых услуг.
Смотрите видео по теме:.
Кабмин может отменять акты глав местных госадминистраций и не обязан подавать президенту проект бюджета.
Пока нет “губернатора” — обязанности должен исполнять человек, назначенный премьером.
У президента забирают сферу по противодействию торговли люди, а также акты по обеспечению доступа к гостайне.
Другие законы.
Президенту нельзя подписывать международные договора, где указано использование территорий и природных ресурсов Украины.
Работа дипмиссий полностью переходит под управление главы МИД.
Упоминания о президенте исчезают из законов об охоте, автомобильном транспорте, городском электронном транспорте, природных монополиях, радиочастотном ресурсе.
Детально прописан процесс формирования и работы коалиции депутатских фракций.
Создаются Общие собрания коалиции и Совет коалиции.
Именно Общие собрания и будут вносить кандидатуры на должность премьера, согласованные позиции по главе Минобороны и МИДа.
Изменения дают право президенту самостоятельно представлять в Раде проекты законов, которые он определил как неотложные.
Ранее это мог делать его уполномоченный представитель.
Детально прописана и процедура устранения президента (импичмент).
Генеральный прокурор (или фракция) вносит в Раду постановление о начале процедуры импичмента президента.
Глава ВРУ регистрирует постановление.
Создается специальная временная следственная комиссия.
ВРУ большинством принимает постановление касательно начала процедуры импичмента.
Речь идет о :.
- Законе “О Государственном бюро расследований”.
- Уголовном кодексе Украины.
- Земельном кодексе Украины.
- Уголовно-исполнительном кодексе Украины.
- Воздушном кодексе Украины.
- Уголовно-процессуальном кодексе Украины.
- Лесном кодексе Украины.
- Законе “О Кабинете министров Украины”.
- Законе “О Центральных органах исполнительной власти”.
- Законе “О Службе безопасности Украины”.
- Законе “О Национальном банке Украины”.
- Законе “О Национальном совете по вопросам телевидения и радиовещания”.
- Законе “О правовом режиме военного положения”.
- Законе “О зоне чрезвычайной экологической ситуации”.
- Законе “О местных государственных администрациия”.
- Законе “О государственной службе”.
- Законе “О Совете министров Автономной Республики Крым”.
- Законе “О Верховной Раде Автономной Республики Крым”.
- Законе “О Национальной комиссии государственного регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг”.
- Законе “О телекоммуникациях”.
- Законе “О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине”.
- Законе “О финансовых услуга и государственном регулировании рынка финансовых услуг”.
- Законе “О Украинском культурном фонде”.
- Законе “О национальной безопасности Украины”.
- Законе “О Службе внешней разведки Украины”.
- Законе “О борьбе с терроризмом”.
- Законе “О разведывательных органах Украины”.
- Законе “Об особенностях управления объектами государственной собственности в оборонно-промышленном комплексе”.
- Законе “О международных договорах”.
- Законе “О дипломатической службе”.
- Законе “О государственных наградах Украины”.
- Законе “О вооруженных силах Украины”.
- Законе “Об обороне Украины”.
- Законе “О мобилизационной подготовке и мобилизации”.
- Законе “О статусе внутренней службы Вооруженных сил Украины”.
- Законе “Об охране органов государственной власти и должностных лиц”.
- Законе “О Высшем совете правосудия”.
- Законе “О прокуратуре”.
- Законе “О Совете национальной безопасности и обороны Украины”.
- Законе “О санкциях”.
- Законе “Об особенностях государственной политики обеспечения государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областях”.
- Законе “Об основах обеспечения кибербезопасности Украины”.
- Законе “О Национальном антикоррупционном бюро Украины”.
- Законе “Об очищении власти”.
- Законе “О гуманитарной помощи”.
- Законе “О мелиорации земель”.
- Законе “Об охотничьем хозяйстве и охоте”.
- Законе “Об автомобильном транспорте”.
- Законе “О городском электрическом транспорте”.
- Законе “О природных монополиях”.
- Законе “О радиочастотном ресурсе”.
- Законе “О банках и банковской деятельности”.
- Законе “О Государственной пограничной службе Украины”.
- Законе “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”.
- Законе “Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности”.
- Законе “О государственном рыночном надзоре и контроле за непищевой продукцией”.
- Законе “О противоминной деятельности”.
- Законе “О военной обязанности и военной службе”.
- Законе “О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей”.
- Законе “Об основах внутренней и внешней политики”.
- Законе “О Фонде государственного имущества Украины”.
- Законе “О порядке допуска и условиях пребывания подразделений вооруженных сил других стран на территории Украины”.
- Законе “О порядке направления подразделений Вооруженных сил Украины в другие страны”.
- Законе “Об участии Украины в международных операциях с поддержанием мира и безопасности”.
- Законе “О Национальной гвардии Украины”.
- Законе “О противодействии торговле людьми”.
- Закон “О Государственной уголовно-исполнительной службе”.
- Законе “Об обращении с радиоактивными отходами”.
- Законе “О выборах Президента Украины”.
- Законе “О Регламенте Верховной Рады Украины”.
- Законе “О выборах народных депутатов Украины”.
- Законе “О Счетной Палате”.
- Законе “Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности”.
- Законе “О газе (метане) угольных месторождений”.
- Законе “О теплоснабжении”.
- Законе “О комбинированном производстве тепловой и электрической энергии (когенерации) и использовании сбросного энергопотенциала”.
- Законе “Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки”.
- Законе “О Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины”.
- Законе “Об Антимонопольном комитете Украины”.
- Законе “Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон”.
- Законе “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”.
- Законе “О противодействии коррупции”.
- Законе “О Национальной полиции”.
- Законе “О Государственной специальной службе транспорта”.
- Законе “Об охране окружающей природной среды”.
- Законе “Об охране культурного наследия”.
- Законе “О пестицидах и агрохимикатах”.
- Законе “О животном мире”.
- Законе “О гражданстве Украины”.
Жми! Подписывайся! Читай только лучшее!.