"Как у Британской королевы": какие полномочия могут забрать у Зеленского
"Как у Британской королевы": какие полномочия могут забрать у Зеленского

"Как у Британской королевы": какие полномочия могут забрать у Зеленского

Верховная Рада Украины планирует существенно ограничить полномочия новоизбранного президента Владимира Зеленского.

Речь идет о введении полноценной парламентско-президентской формы правления с лидером страны, имеющим сугубо представительские функции.

В парламент в ближайшие дни могут внести законопроект о президенте Украины.

Что конкретно предлагают в новом законе о президенте — разбирался OBOZREVATEL.

В парламенте отдельные народные депутаты выступают за ограничение полномочий Владимира Зеленского.

Вице-спикер Оксана Сыроид уже подготовила соответствующий законопроект;.

Он существенно урезает права будущему президенту.

Глава страны может лишиться полномочий в силовом и кадровых блоках, а также потеряет возможность делать кадровые перестановки;.

При этом вероятность принятия такой идеи достаточно низкая.

Ведь если нардепы примут законопроект в первом чтении, до второго будут поданы тысячи правок, и рассмотрение затянется на месяцы.

Законопроект состоит из более чем 3-х сотен страниц и вносит изменения в 89 действующих законов Украины.

В целом, изменения в полномочия президента можно структурировать по трем основным сферам.

В каждой из них существенное увеличение полномочий будет у Кабинета министров: лично у премьер-министра, а также у профильных министров.

Отдельные полномочия перейдут и к Верховной Раде.

Президенту во многом оставят лишь церемониальные функции.

Силовой блок.

Кабинет министров может инициировать введение чрезвычайного, военного положений, частичной мобилизации.

Также утверждает сроки объявления призыва в армию.

Президент перед обращением к Верховной Раде по вопросу введения военного положения должен провести обязательную консультацию с премьером, а также тем министром, который будет выполнять соответствующее поручение.

В подчинение Кабмина переходит и разведка, в том числе и СВР (Служба внешней разведки).

Служба безопасности Украины также подчиняется премьер-министру (вносит предложение президенту на увольнение/назначение) и подотчетна главе Верховной Рады.

Парламент же утверждает общую структуру СБУ, численность сотрудников.

Контроль за финансовой работой СБУ осуществляет Счетная Палата.

Глава Службы сам назначает себе заместителей, под его опеку переходит и Антитеррористический центр.

Положение о прохождении военной службы утверждается Кабмином.

Решение о создании, расформировании, реорганизации разведывательных органов принимает Кабинет министров.

Правительство получает контроль над Нацгвардией, в том числе и назначает руководителя ведомства.

У президента забирают право вносить кандидатуру главы Минобороны в парламент.

Он может лишь выбрать их тех людей, которых ему предложит коалиция фракций парламента.

Минобороны уходит из-под опеки президента.

Положение о его работе утверждает исполнительная власть.

Подотчетны премьеру главы Управления госохраны, а также Госпогранслужбы.

Кабмин утверждает стратегии нацобороны и нацбезопасности, оборонно-промышленного комплекса, кибербезопасности, национальной разведывательной программы.

Численность вооруженных сил утверждается Верховной Радой с подачи премьер-министра.

План дислокации войск и утверждение военно-административного деления страны, создание военных администраций (и назначение/увольнение их руководителей), утверждается Кабмином, а не президентом.

В распоряжении правительства все технические вопросы, связанные с мобилизацией.

Де-факто в законопроекте прописано — премьер-министр становится новым главнокомандующим.

Он может отдать приказ о начале боевых действий.

Факт полного вывода войск устанавливается Кабмином на основе совместного предоставления глав Минобороны и МВД.

В период боевых действий президент не может возглавлять ставку главнокомандующего.

Генеральный штаб работает на основе положений министра обороны, а не президента.

Начальник Генштаба назначается президентом с мотивированной подачи главы Минобороны (аналогично и командующие по видам войск, а также руководитель Оперативного штаба ВСУ).

Президент в условиях военного положения после обязательных консультаций с Кабмином принимает решение об использовании войск.

Решение о допуске иностранных войск принимает Кабмин по согласованию с Радой.

Решение об участии в международных военных операциях также принимает Кабмин.

Все основные функции в рамках военного положения переходят к Кабмину, у президента их забирают.

Регуляторно-кадровый блок.

Президент должен вносить кандидатуры глав МИД (и Минобороны) только из предложенных кандидатур коалиции фракций парламента.

Постановление может быть подано не позднее 15-го дня с момента получения предложения от коалиции.

Если в этот срок ни одна фамилия не подана в Раду, то премьер-министр может назначить исполняющего обязанности министра.

У президента забирают право согласовывать увольнение глав МИД и Минобороны.

Премьер вносит предложения президенту на назначение-увольнение главы НБУ, членов совета НБУ, членов Нацсовета по вопросам телевидения.

Кабмин получает возможность создать Совет по финансовой стабильности НБУ и следит за его полномочиями.

Правительство полностью берет на себя контроль за Государственным бюро расследований (ГБР) и Национальным антикоррупционным бюро (НАБУ).

У президента забирают квоты на избрание глав регуляторов.

Украинский культурный фонд полностью переходит в подчинение премьер-министра, как и Укроборонпром.

Фонд Госимущества ответственный перед ВРУ.

Его полномочия формирует Кабинет министров Украины.

Предоставление на главу делает Кабмин.

В зону ответственности правительства попадает Государственное управление в сфере обращения с радиоактивными отходами, Госслужба спецсвязи, Антимонопольный комитет, Совет накопительного фонда, Национальное агентство по противодействию коррупции, Нацкомиссия по регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг, Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Нацкомиссия регулирования в сферах связи и информатизации, Нацкомиссия регулирования в сферах рынка финансовых услуг.

Смотрите видео по теме:.

Кабмин может отменять акты глав местных госадминистраций и не обязан подавать президенту проект бюджета.

Пока нет “губернатора” — обязанности должен исполнять человек, назначенный премьером.

У президента забирают сферу по противодействию торговли люди, а также акты по обеспечению доступа к гостайне.

Другие законы.

Президенту нельзя подписывать международные договора, где указано использование территорий и природных ресурсов Украины.

Работа дипмиссий полностью переходит под управление главы МИД.

Упоминания о президенте исчезают из законов об охоте, автомобильном транспорте, городском электронном транспорте, природных монополиях, радиочастотном ресурсе.

Детально прописан процесс формирования и работы коалиции депутатских фракций.

Создаются Общие собрания коалиции и Совет коалиции.

Именно Общие собрания и будут вносить кандидатуры на должность премьера, согласованные позиции по главе Минобороны и МИДа.

Изменения дают право президенту самостоятельно представлять в Раде проекты законов, которые он определил как неотложные.

Ранее это мог делать его уполномоченный представитель.

Детально прописана и процедура устранения президента (импичмент).

Генеральный прокурор (или фракция) вносит в Раду постановление о начале процедуры импичмента президента.

Глава ВРУ регистрирует постановление.

Создается специальная временная следственная комиссия.

ВРУ большинством принимает постановление касательно начала процедуры импичмента.

Речь идет о :.

- Законе “О Государственном бюро расследований”.

- Уголовном кодексе Украины.

- Земельном кодексе Украины.

- Уголовно-исполнительном кодексе Украины.

- Воздушном кодексе Украины.

- Уголовно-процессуальном кодексе Украины.

- Лесном кодексе Украины.

- Законе “О Кабинете министров Украины”.

- Законе “О Центральных органах исполнительной власти”.

- Законе “О Службе безопасности Украины”.

- Законе “О Национальном банке Украины”.

- Законе “О Национальном совете по вопросам телевидения и радиовещания”.

- Законе “О правовом режиме военного положения”.

- Законе “О зоне чрезвычайной экологической ситуации”.

- Законе “О местных государственных администрациия”.

- Законе “О государственной службе”.

- Законе “О Совете министров Автономной Республики Крым”.

- Законе “О Верховной Раде Автономной Республики Крым”.

- Законе “О Национальной комиссии государственного регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг”.

- Законе “О телекоммуникациях”.

- Законе “О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине”.

- Законе “О финансовых услуга и государственном регулировании рынка финансовых услуг”.

- Законе “О Украинском культурном фонде”.

- Законе “О национальной безопасности Украины”.

- Законе “О Службе внешней разведки Украины”.

- Законе “О борьбе с терроризмом”.

- Законе “О разведывательных органах Украины”.

- Законе “Об особенностях управления объектами государственной собственности в оборонно-промышленном комплексе”.

- Законе “О международных договорах”.

- Законе “О дипломатической службе”.

- Законе “О государственных наградах Украины”.

- Законе “О вооруженных силах Украины”.

- Законе “Об обороне Украины”.

- Законе “О мобилизационной подготовке и мобилизации”.

- Законе “О статусе внутренней службы Вооруженных сил Украины”.

- Законе “Об охране органов государственной власти и должностных лиц”.

- Законе “О Высшем совете правосудия”.

- Законе “О прокуратуре”.

- Законе “О Совете национальной безопасности и обороны Украины”.

- Законе “О санкциях”.

- Законе “Об особенностях государственной политики обеспечения государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областях”.

- Законе “Об основах обеспечения кибербезопасности Украины”.

- Законе “О Национальном антикоррупционном бюро Украины”.

- Законе “Об очищении власти”.

- Законе “О гуманитарной помощи”.

- Законе “О мелиорации земель”.

- Законе “Об охотничьем хозяйстве и охоте”.

- Законе “Об автомобильном транспорте”.

- Законе “О городском электрическом транспорте”.

- Законе “О природных монополиях”.

- Законе “О радиочастотном ресурсе”.

- Законе “О банках и банковской деятельности”.

- Законе “О Государственной пограничной службе Украины”.

- Законе “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”.

- Законе “Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности”.

- Законе “О государственном рыночном надзоре и контроле за непищевой продукцией”.

- Законе “О противоминной деятельности”.

- Законе “О военной обязанности и военной службе”.

- Законе “О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей”.

- Законе “Об основах внутренней и внешней политики”.

- Законе “О Фонде государственного имущества Украины”.

- Законе “О порядке допуска и условиях пребывания подразделений вооруженных сил других стран на территории Украины”.

- Законе “О порядке направления подразделений Вооруженных сил Украины в другие страны”.

- Законе “Об участии Украины в международных операциях с поддержанием мира и безопасности”.

- Законе “О Национальной гвардии Украины”.

- Законе “О противодействии торговле людьми”.

- Закон “О Государственной уголовно-исполнительной службе”.

- Законе “Об обращении с радиоактивными отходами”.

- Законе “О выборах Президента Украины”.

- Законе “О Регламенте Верховной Рады Украины”.

- Законе “О выборах народных депутатов Украины”.

- Законе “О Счетной Палате”.

- Законе “Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности”.

- Законе “О газе (метане) угольных месторождений”.

- Законе “О теплоснабжении”.

- Законе “О комбинированном производстве тепловой и электрической энергии (когенерации) и использовании сбросного энергопотенциала”.

- Законе “Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки”.

- Законе “О Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины”.

- Законе “Об Антимонопольном комитете Украины”.

- Законе “Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон”.

- Законе “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”.

- Законе “О противодействии коррупции”.

- Законе “О Национальной полиции”.

- Законе “О Государственной специальной службе транспорта”.

- Законе “Об охране окружающей природной среды”.

- Законе “Об охране культурного наследия”.

- Законе “О пестицидах и агрохимикатах”.

- Законе “О животном мире”.

- Законе “О гражданстве Украины”.

Жми! Подписывайся! Читай только лучшее!.

Источник материала
Поделиться сюжетом