Новая команда Президента Владимира Зеленского в начале новой недели обещает внести в Раду целый законопроект о ликвидации формулы "Роттердам +", которую уже давно разоблачили и поняли, что она «доит» по 12 миллиардов гривен в год из карманов украинцев в интересах двух олигархов.
В то же время Конституционный суд признал незаконным существование всей комиссии по регулированию электроэнергетики, созданной экс-президентом Порошенко еще в 2014 году.
ГОЛОСUA решил разобраться, уберут ли безумные тарифы вместе с формулой "Роттердам +" и каким будет следующий отопительный сезон, расспросив об этом эксперта по вопросам энергетики Геннадия Рябцева.
- Геннадий, у Владимира Зеленского заявили об отмене формулы «Роттердам +», к чему это может привести?.
- На самом деле речь идет об исключении из формулы «Роттердам +» плюса.
Это давняя идея Андрея Геруса, который неоднократно заявлял о том, что формула «Роттердам +» несправедлива, так как в нее включены затраты на транспортировку газа от побережья Северного моря до Украины, хотя такая транспортировка не осуществляется.
Соответственно, в новой формуле это должно быть исключено.
Более того, «Роттердам +» должен превратиться в «Роттердам -».
На этом основана инициатива, которая сейчас направлена на рассмотрение господствующим органам власти.
Здесь существует одно большое «но».
Дело в том, что до 31 декабря 2019 года, кроме изменения самой формулы, необходимо будет принять изменения в политике тарифообразования, поскольку после решения КСУ работа НКРЭКУ станет неконституционной.
Соответственно, к этой формуле нужно будет приводить в порядок все документы, которые касаются создания НКРЭКУ и ее функционирования.
- Выгодна ли для Украины отмена формулы «Роттердам +»?.
- В моем представлении слово Украина или государство имеет вполне конкретные фамилии.
Поэтому «Роттердам минус» хуже для компаний, которые осуществляют генерацию тепловой энергетики.
В частности, это корпорация ДЭТК.
Это выгодно члену команды Зеленского Андрею Герусу, который на протяжении длительного периода выступает против данной формулы.
- Если ли альтернатива формуле «Роттердам +»?.
- Альтернатива – «Роттердам минус».
Однако после ее внедрения станет хуже государственным шахтам.
В том числе тем, которые добывают российский уголь на территории Украины.
Они будут получать значительно меньше прибыли.
Украине нужно отказаться от данной методики ценообразования.
На мой взгляд, давно пора дорабатывать и принимать закон про рынок энергетического угля.
По примеру закона о рынке природного газа, рынка электрической энергии и закона ЖКХ.
Украине необходим закон об угольной продукции.
Половинчатыми мерами, то есть заменой плюса на минус, проблему на угольном рынке не решить.
Изменение формулы «Роттердам +» направлено не на формирование рынка энергетического угля, а направлено против вполне конкретной финансово–промышленной группы.
Получается, что государственная машина используется против одной финансово–промышленной группы.
Это неправильно, так как государственная машина должна использоваться всегда не против кого-то, а для формирования прозрачных, понятных для всех тарифов и одинаковых правил игры на рынке угля.
- Если Украина откажется от формулы «Роттердам +», может ли это привести к снижению тарифов на тепло?.
- Поскольку рынка как такового нет, то сложно сказать, к чему приведет отмена этой формулы.
- В России на сегодняшний день считают невозможным заключение контракта на транзит газа с Украиной, каким будет следующий отопительный сезон?.
- Все идет к тому, что в первых числах января будет очередная газовая война и очередной кризис, связанный с тем, что без подписанного контракта между Украиной и Россией транзита газа не будет.
Это может привести к тому, что российская сторона перекроет транзит.
В итоге это может привести к тому, что потребители на востоке и юге Украины этот газ не получат.
Это может привести к выходу из строя целого ряда систем, которые предоставляют услуги по отоплению и, как следствие, к социальному недовольству.
- Есть ли выход из ситуации?.
- Полностью нейтрализовать такие риски нельзя, но минимизировать можно.
Минимизация рисков состоит в том, чтобы накопить в резервных газовых хранилищах газ.
Хотя бы на 4 миллиарда кубометров больше, чем в прошлом году.
Также получить гарантирования обязательства по реверсу газа со словатского направления, создать страховые запасы газа компаниям, работающим на энергорынке, хотя бы в размере 10%.
Также сформировать запасы резервного топлива на станциях, которые используют газ в качестве основного топлива.
Обеспечить выполнение обязательств в газовой сфере, в связи с подписанием соглашения об Ассоциации с ЕС и третьим энергетическим пакетом.
Сделать это нужно не позже 1 января 2020 года.