Некоторые из них после проигрыша на выборах Петра Порошенко подали в отставку сами, другим пришлось сложить свои полномочия по инициативе нового главы государства.
Опыт последних пяти лет показал, что не все губернаторы оказались эффективными, как и далеко не всех можно считать людьми не на своем месте.
Децентрализация власти, начавшаяся в 2015 году, давала им всем значительно больше места для маневра — больше денег, больше свободы в принятии решений, меньше отчетов перед Киевом.
Уже бывший глава Днепропетровской ОГА Валентин Резниченко в полной мере воспользовался представившимися ресурсами и свободой и за четыре года своей работы сумел реализовать сотни инфраструктурных проектов: начал масштабный ремонт дорог региона, перевел все закупки в Pro.
Zorro, строил и реконструировал десятками школы, детские садики, стадионы, больницы, водоводы и так далее.
Тем не менее он тихо ушел.
Все это время с ним работал его советник Юрий Голик, которому приписывают создание ультрасовременных школ и детских садов и множество других ставших знаковыми проектов.
Наибольшего успеха команда Резниченко, в которой Голик играл одну из ключевых ролей наряду с другими советниками и волонтерами, достигла именно в дорожной сфере.
Как они все это сделали и что необходимо сделать еще? Рассказывает Юрий Голик.
— Юрий Юрьевич, Валентин Резниченко проработал губернатором дольше всех его предшественников.
Это правда?.
— Да, 1557 дней.
Столько до Резниченко не работал никто.
— Вы считали дни, когда сможете уйти?.
— Никто из нас не планировал работать в облгосадминистрации.
Мы занимались бизнесом, причем очень успешно, и видели себя только в нем.
Но когда началась война и когда стране нужны были менеджеры, Резниченко согласился возглавить сначала Запорожскую, а затем Днепропетровскую область и пригласил меня.
Конечно же, быть во власти вечно не входило в наши планы.
Мы открыто говорили о том, что обязательно уйдем, когда настанет время.
Оно пришло.
Но перед этим сделали много хороших вещей, потому что нельзя быть хорошим менеджером в бизнесе и плохим в госуправлении.
Так что считались не дни до ухода, а время, которое отпущено, чтобы сделать что-то еще.
— Каков результат вашей работы?.
— Мы в 14 раз увеличили расходы на инфраструктуру в области — до 4 миллиардов гривен в год только в областном бюджете, сделали более 500 дорог, построили с нуля и реконструировали 60 детсадов, несколько десятков школ, внедрили почти в каждой из них инклюзивное образование, построили несколько парков, в том числе инклюзивный, 40 медицинских учреждений, более 20 стадионов, спортивных комплексов и бассейнов, реализовали 60 экологических проектов — от расчистки водоемов и защиты от подтопления до зарыбления озер и рек, построили 55 водоводов и на 90% обеспечили людей питьевой водой, построили 100 котельных, а города Покров и Марганец вообще отказались от газа, вся область потребляет газа на 23% меньше… У нас презентация-отчет о сделанном нами заняла около 300 страниц, и все равно туда все не поместилось.
— Перечень действительно длинный.
— Он будет дополняться и после нас, потому что мы построили эффективную систему.
Точнее, мы ее "хакнули" — разобрались, почему она не работала раньше, и переписали код.
Теперь она работает.
— Вам не кажется, что система может работать ровно до тех пор, пока во главе стоит определенный человек с определенными навыками и мотивацией, а стоит прийти другому, как все рухнет?.
— Безусловно, от человека, от руководителя, от менеджера многое зависит.
С другой стороны, мы показали успешный кейс.
Так почему бы им не воспользоваться?.
— Но далеко не все в Днепропетровской области остались довольны вами...
— Конечно, не все, потому что за такой срок невозможно сделать все дороги, например.
Поэтому мы делали их там, где они нужнее всего.
Более того, от нас хотели ямочного ремонта, а Резниченко решил, что если уже делать что-то, то пусть это будет капитальный ремонт и новые дороги.
В то время как у нас принято ремонтировать дороги участками, Резниченко ввел принцип ремонта дорогами: или дорога должна быть качественной от начала и до конца, или незачем тратить деньги налогоплательщиков на ремонт ее участка, который все равно бесполезен.
Именно они должны знать, что нужно их избирателям, и с этими знаниями они должны прийти в ОГА и договориться о помощи.
Мы всегда тепло встречали таких визитеров, совместно решали, что можем сделать, и делали.
Но если депутат наплевал на людей и забыл о них, если мэр — бездарь, то ничего сделано не будет.
В таких случаях все обвинения летели в наш адрес, но мы на это отвечали: "Это же вы выбрали вашего мэра или депутата! Выберете другого, а не эту бестолочь!".
Часто нас не понимали.
Люди не всегда видят зависимость между своим выбором и качеством жизни.
А она есть.
— Откуда у вас ресурсы на такое количество проектов?.
— Это все — следствие децентрализации власти.
Все регионы и местные бюджеты оставляют большую часть налогов у себя, а не отправляют в Киев, в госбюджет.
Так, на 60% бюджет области состоит из налога на доходы физлиц.
То есть все, что мы делали, в буквальном смысле было за счет налогоплательщиков области.
За это мы постоянно говорили им спасибо.
Наша заслуга в том, что мы перевернули структуру областного бюджета, убрав из него идиотские статьи типа 3 миллионов долларов в год ранее на освещение деятельности ОГА, снизили затраты на энергоносители, переводя на альтернативное отопление целые города, оптимизировали структуру самой ОГА и так далее и максимум возможного переносили из бюджета проедания в бюджет развития.
И в этом году бюджет развития области составил 62% от всех собственных доходов — это те деньги, которые мы можем вкладывать в развитие инфраструктуры.
До нас эта сумма не превышала 5%.
— Но этих денег явно не хватит на все дороги, верно?.
— Их, конечно, не хватит на все дороги в рамках одного года.
Но это же не только вопрос одной суммы, которую нужно вложить в дороги, чтобы всем стало хорошо.
Это целый комплекс мер и задач, это и вопрос времени.
Потому что невозможно сделать все и сразу.
Но сделать все шаг за шагом — реально.
Смотрите, у нас есть дороги внутри населенных пунктов области, они находятся на балансе местных рад, и их могут ремонтировать сами рады и ОГА.
И таких дорог 18 045 км.
Есть трассы категорий М, Н, Р и Т — международные, национальные, региональные и территориальные.
Эти трассы находятся на балансе Укравтодора, который не подчиняется ОГА.
В каждой области у Укравтодора есть Служба автомобильных дорог — это орган, на балансе которого де-юре каждая трасса в области.
И облавтодор — часть Укравтодора и его бессменный подрядчик.
Таких трасс в области сейчас 2990 км.
Это самые загруженные и самые важные дороги в области.
И есть дороги категорий О и С — областные и сельские.
Это дороги, переданные с 1 января 2018 года Укравтодором на балансы всех ОГА.
Это самые убитые дороги между селами, которым государство никогда не уделяло вообще никакого внимания.
Таких дорог в нашей области 6181 км.
Когда я говорю, что за четыре года нашей работы в ОГА мы отремонтировали более 500 дорог в населенных пунктах Днепропетровской области, это значит, что по сути мы их построили заново.
И чтобы эти дороги стояли и после нас, все наши подрядчики подписали пятилетнюю гарантию: во всех случаях, кроме движения перегруженного транспорта, они обязаны чинить дороги за свой счет.
И они это делают.
Количество отказов выполнить условия гарантии — менее 3%, и тот, кто отказался, получил уголовные дела.
— А если считать сделанные вами дороги в километрах, сколько получится?.
— Более двух тысяч.
— Это много или мало?.
— Все познается в сравнении.
Это в две тысячи раз больше, чем делали до нас.
Но нужно сделать еще в пять–шесть раз больше за ближайшие два–три года.
И вы учтите, что мы сделали за Укравтодор и его работу тоже, подменив его собой и областным бюджетом в ущерб новым школам.
— Зачем?.
— Затем, что между Днепром и Запорожьем не было нормального автосообщения.
Два крупнейших промышленных центра страны не могли сообщаться из-за убитости дороги.
А Укравтодор не спешил приводить в порядок эту дорогу, начав ее делать в 2017 году и забросив в 2018-м.
— То есть обычная ОГА сделала дорогу национального значения?.
— Мы финансировали ее капитальный ремонт Укравтодором.
Мы достроили печально известный ранее долгострой на въезде в Днепр со стороны Запорожья — мост на объездной Днепра, начатый и брошенный "крепкими хозяйственниками" в 2012 году.
Страшно вспоминать, что долгие годы водители в этом месте вынуждены были делать петлю в буквальном смысле.
Эта дорога и мост стояли заброшенными много лет.
Мы сделали мост за 42 дня.
И еще 65 дней оформляли документы на ввод его в эксплуатацию.
Это тоже объект Укравтодора, профинансированный за счет областного бюджета.
К счастью, с 2018 года мы вместе с Укравтодором возобновили строительство новой трассы Днепр—Решетиловка.
Это будет четырехполосная трасса в обход всех населенных пунктов.
Мы строим свою часть трассы, а Полтавская область — свою.
Более того, чтобы уберечь наши дороги от разрушения перегруженным транспортом, мы вместе с мэрией Днепра построили несколько габаритно-весовых площадок и добиваемся от "Укртрансбезопасности" делать свою работу.
— Как вы находили и отбирали подрядчиков на такой объем работ?.
— Торги всегда велись только через Pro.
Zorro, и неважно, о дорогах идет речь или о строительстве садика.
Это уникальная система, которую мы внедрили одними из первых в стране.
За четыре года предприниматели Днепропетровской области заработали в ней 120 миллиардов гривен.
Подрядчиков отбирает система Pro.
А мы настраивали критерии отбора путем прописывания требований к ним в зависимости от сложности объекта строительства.
Ведь очевидно, что вчера зарегистрированная компания без техники и людей в штате дорогу не построит.
Поэтому мы выступили драйвером процесса создания дорожно-строительных компаний в области и их развития.
Верстая каждый новый областной бюджет, мы мониторили количество дорожно-строительных компаний, работающих в области.
Затем мы их делили на группы: например, эта компания может строить междугородние трассы, эта — сельские дороги, а эта — городские.
И мы понимаем, кто в каких торгах в Pro.
Zorro будет участвовать, потому что квалификационные требования к каждой дороге у нас тоже разбиты на уровни сложности.
Мы прогнозируем, какой будет конкуренция.
Скажем, мы понимаем, что маленькая компания не пойдет строить трассу Днепр—Запорожье, потому что не имеет достаточно мощностей и опыта.
А компания, которая строит эту трассу, не будет заниматься сельской дорогой, потому что у нее масштабы побольше, ей проще и выгоднее тянуть по несколько полос между городами, чем делать простые дороги в разбросанных по области селах.
Затем мы собираем дорожные компании и спрашиваем, какие у них инвестиционные планы на ближайший год, что они предполагают купить из техники, сколько нанять новых рабочих.
Нас интересует, сколько тонн асфальтобетона они готовы произвести, и так далее.
Благодаря тому, что администрация области начала вкладывать деньги в дороги, среди частных строительных компаний началась достаточно жесткая конкуренция.
Когда в 2015 году Резниченко стал губернатором, в области была всего одна компания, способная что-то строить, да и то с одним старым-старым заводом, который больше чадил, чем выпускал асфальт.
Теперь у нас образовался переизбыток мощностей.
И мы хотели их задействовать все, чтобы сделать больше дорог и как можно быстрее.
— А какие зарплаты у работников этих компаний?.
— Мы задавали этот вопрос подрядчикам.
И они сказали, что, если человек работает усердно, заработать 1000 евро — не проблема.
И если кто-то до того ездил на заработки в Польшу, то теперь может получать эти деньги, живя и работая дома.
— Как думаете, нужно ли ликвидировать Укравтодор?.
— Это вопрос дискуссионный.
Мы уже фактически ликвидировали облавтодор, — не заказываем ему работы, потому что у него нет техники, у него только бухгалтеры.
За что им платить по 100 миллионов гривен в год из бюджета просто на их содержание, я не понимаю.
Уверенно могу лишь сказать, что реформы в Укравтодоре не состоялись, в противном случае его работа была бы видна каждому.
Но не сегодня.
Укравтодор может делать больше и лучше.
Это полный бред, когда десятый год мусолят одну трассу Киев—Одесса.
Это идиотизм, когда трассу Киев—Полтава не могут закончить уже который год.
Нужно строить больше и быстрее.
Ресурс для этого в стране есть.
— Отдельного внимания заслуживает ваша работа по ремонту и строительству школ и детских садиков.
Многие видели их фото.
Они действительно какие-то футуристические, точнее, несоветские.
И возникает забавный вопрос: а что, так можно было?.
— Почему нет? Пока мы с вами говорим, Днепропетровская облгосадминистрация, в которой мы уже не работаем, строит и реконструирует более 30 школ одновременно.
И все школы, которые мы сделали, — это лучшие школы Украины.
У нас была возможность сделать традиционный ремонт школ: починить крышу, полы и записать это в список своих достижений.
Но это не могло нас устроить.
Потому что это в конечном итоге не меняет качество обучения детей.
Поэтому мы взяли местных талантливых архитекторов и поставили им задачу разработать такие проекты школ и садиков, чтобы от них не осталось советского духа, чтобы были использованы современные материалы и технологии, чтобы детям и учителям было комфортно.
Помимо самой школы, которую мы полностью меняем снаружи и внутри, рядом приводим в порядок всю территорию.
Строим новый школьный стадион.
Делаем парк.
Зачастую школа и стадион — это 4 га территории, которую мы строим заново.
Все наши школы — как НЛО на фоне окружающей их действительности.
В каждой школе есть интерактивные доски.
Странно в XXI веке, когда у каждого ребенка есть смартфон или планшет, писать мелом на доске.
— Садики делали по такому же принципу?.
— Мы пропустили идею садиков через себя, через свое личное отношение к ним.
Мы сами много лет назад и наши собственные дети сейчас вынуждены ходить в садики советского типа со всеми вытекающими отсюда последствиями: удручающие помещения, отвратительный запах топленого молока, на игровых площадках — сваренные из железа кораблики, которые уже заржавели, и так далее.
Как в этих условиях воспитывать психически здоровых детей? Как этим детям в таком окружении привить чувство вкуса? Мой ответ: никак.
В таких садиках мы калечим детей и растим из них озлобленных, лишенных творческого начала зомби.
— Говорят, что вы сильно переплачивали, когда строили футбольные поля и стадионы в селах.
Чем это объясняется?.
— Не переплачивали.
Мы просто их строили.
Если сравнивать с тем, что там можно было сделать, как все обычно делали раньше, тяп-ляп, то да, мы тратили больше.
Потому что у нас везде лежат полноразмерные футбольные поля с профессиональным искусственным покрытием, профессиональное легкоатлетическое покрытие беговых дорожек, отдельные площадки для баскетбола, волейбола и мини-футбола, зоны воркаута, детские площадки и так далее.
Но мы в итоге получали самую современную инфраструктуру, которая прослужит лет десять минимум.
Долгие годы считалось, что государство должно потратить мало денег и построить на них что-то ужасное.
Очевидно, что мы никогда не взрастим нового Андрея Шевченко, если дети будут играть на лугах для выпаса коров.
И паркет в баскетбольной площадке должен быть таким же, как и в NBA.
Так что, да, мы тратили больше, чем могли бы потратить, делая тяп-ляп, но оно того стоит.
— У вас особая страсть к книгам.
Вы увлечены бук-кроссингом и сделали его политикой ОГА.
А еще вы признавались, что пишете книгу.
О чем? Для кого?.
— Я много читаю.
И когда появилось мировое движение бук-кроссинг, я решил, что буду книги дарить — школам, больницам, госучреждениям.
Мы разработали полки в виде английского слова READ, и я с моими коллегами и друзьями наполняем их книгами.
Так мы подарили тысячи и тысячи книг.
И я приветствую, когда в школах эти книги берут дети, и я просил учителей не ругать их, если книги не возвращались.
Пусть читают.
Это, кстати, было проблемой.
Проблемой восприятия.
Когда учителя привыкли, что если в школе появилось что-то красивое и то, чего раньше не было, оно должно быть под замком.
Категорически нет.
Школа — это открытое образовательное пространство для детей, в котором им можно делать все, что дает им новые знания.
А моя книга будет о нашей работе в ОГА.
Было бы здорово, если бы ее написал Резниченко, но он считает, что дела говорят о нем больше, чем слова.
А я считаю, что обязан поделиться со всеми, кто будет после нас, нашим опытом.
Я описал буквально каждый объект, который мы строили, рассказал в книге, как мы это сделали.
И вообще каждый чиновник, уходя с должности, должен написать книгу — знаниями нужно делиться.
Должна быть институциональная память.
— А в чем была ваша мотивация что-то делать?.
— Мы бизнесмены, и мы хотим работать и жить в богатой стране.
Наша мотивация — рост капитализации страны.
Не более и не менее.
Любой бизнесмен понимает, что есть капитализация его компании.
Капитализация любого бизнеса зависит от страны, в которой он ведется.
Богатая и развитая страна, большой рынок, много потребителей — высоко оцененный бизнес.
И наоборот.
— Вам поступали предложения поработать в других госорганах? Согласитесь?.
— Да, и не одно.
Что несколько неожиданно для нас.
Нам казалось, что в фокусе внимания всех всегда Киев и центральные органы госвласти, и что никому нет дела до происходящего в отдельно взятой ОГА.
Но оказалось, что наши результаты многим интересны, как и наш опыт.
Понимаете, мы же менеджеры, не политики.
Нас можно пригласить под конкретную задачу, и мы ее решим.
Но я уверен, что за каждой командой менеджеров должна идти команда политиков, которая их закрывает от сумасшествия со стороны, объясняет обществу, что менеджеры делают, и продает их успехи.
Мы приняли для себя решение вернуться в бизнес.
Но если от какой-то команды политиков или политика, чьи жизненные ценности нам близки, поступит предложение включиться в решение интересной задачи, которая может стать еще одним прекрасным кейсом "как получилось", думаю, согласие будет.
— Недавно появилась информация о том, что вы оставили после себя пустой бюджет области.
Насколько это соответствует действительности? Если не соответствует, откуда такая информация могла появиться и почему?.
— Это фейк.
Бюджет — с деньгами, они расходуются на множество проектов, и все идет по плану, утвержденному облрадой, ведь мы же не могли тратить деньги налогоплательщиков, как нам взбредет в голову.
Любое наше решение всегда единогласно голосовалось и всеми депутатами облрады, и всеми ее комиссиями.
Все, что мы делали в области, — все стройки, садики, школы, дороги и так далее — это плод совместных решений и усилий ОГА и облрады.
Но, видимо, кому-то понадобилось сделать Резниченко и тех, кто с ним работал, токсичными.
Я и представить себе не мог, что в ход пойдут такие манипуляции.
К счастью, это все прозвучало так нелепо, что мало кто в это поверил.
Достаточно начального финансового образования, чтобы понять, что это все не соответствует действительности и напоминает скорее чью-то неудачную шутку.
— По нашим данным, Днепропетровскую область хочет контролировать Игорь Коломойский, и для этого он лоббирует на должность нового главы ОГА Святослава Олейника.
Какие последствия этого назначения могут быть? Это хорошо для области или нет? Вы можете сказать, что Олейник — ваш преемник?.
— Я могу комментировать только свои планы и больше ничьи и в принципе не могу владеть никакой информацией о чьих-то планах, но тоже слышал о том, что Святослав Олейник в офисе президента рассматривался как кандидат на должность главы ОГА.
Что неудивительно, ведь он в области человек известный.
Более того, когда мы пришли в 2015 году в ОГА, Святослав был здесь, и еще длительное время мы работали в ОГА вместе.
Позже он стал первым заместителем главы областной рады, и все, что мы сделали в области, мы сделали в том числе вместе с ним, воплощая и многие его идеи.
В развитии области все эти четыре года точно есть его огромная заслуга.
В любом случае, независимо от того, кто придет после нас, мы готовы помочь, если наша помощь потребуется, ведь мы хотим, чтобы то, что мы делали, получило развитие и дальше.