Требование президента Владимира Зеленского приостановить на два месяца проверку иностранных судов на соблюдение экологических норм в морских портах вызвало ажиотаж вокруг темы - безопасно ли будет купаться в Черном море.
Глава правительства Владимир Гройсман говорит, что уже в ближайшую среду, 17 июля, эта проблема будет рассматриваться на заседании Кабинета Министров.
Так стоит ли отдыхающим плавать в Черном море и что кроется за распоряжением Владимира Зеленского? Распоряжение остановить экологические проверки иностранных судов появилось во время совещания в Одессе, посвященного перспективе развития морских портов.
На слова президента, что за два месяца никто не пострадает, кто-то из участников совещания сказал: “Кроме дельфинов и экологии моря“.
Эта реплика возмутила Владимира Зеленского: “Если бы оно было прозрачное сейчас, если бы в Одессе можно было плавать, и вы бы сейчас подняли этот вопрос, я бы вам поверил, пока не верю“.В социальных сетях начали распространяться гневные комментарии о том, что теперь в море корабли будут сливать все, что только можно.
Против прекращения проверок судов высказался министр экологии Остап Семерак.
Он признает, что коррупционная составляющая в деятельности экологических инспекторов есть, но уверяет, что каждый такой случай расследуют правоохранители.“Покрывать взяточников не буду никогда.
Но Я категорически не поддерживаю идею отказаться от экологических проверок в портах, чтобы уменьшить давление на бизнес.
Потому что это - не давление, а исполнение закона.
Нечестные “бизнесмены“ не хотят проверок, зная, что пользуются старыми судами и не соблюдают санитарные требования.
Как результат - нефтяные пятна на пляжах Одессы и зеленое море“, - в Facebook.
Стандартная такса - 3-5 тысяч долларов.
Если без взятки, то суда долго простаивают в порту, а каждые сутки простоя - это десятки, а иногда и сотни тысяч долларов для судовладельца.
На самом деле в Украине не хватает лабораторий, поэтому в большинстве случаев это не проверки, а имитация“, - говорит Евгений Дикий в комментарии ВВС News Украина.
Евгений Дикий говорит, что в других странах эту воду проверяют, просто существует запрет на ее слив в портовых акваториях.
Если же судно нарушает эти правила, платит огромные штрафы.
“Украина пошла другим путем - ввела нормативы на то, какой должна быть эта вода.
Кому это нужно, если сливать все равно запрещено? Такое впечатление, что исключительно экоинспекторам“, - говорит Дикий.
В Европейской бизнес-ассоциации, которая также неоднократно нарушала тему коррупции в морских портах, напоминали, что требования к водам изолированного балласта инспекторы предъявляют вопреки постановлению Кабинета Министров, которым такая проверка была отменена.
В прошлом году теперь уже бывший глава Одесской облгосадминистрации Максим Степанов обращался к правительству с призывом немедленно принять меры относительно Государственной экоинспекции.
Они рассказывают о проверках с многочисленными нарушениями, которые проводятся при отсутствии закрепленного на нормативном уровне механизма.
Когда я начал с этим детально разбираться, у меня был шок!“ - признавал тогдашний губернатор области.“По требованию инспекции регулярно происходит задержание морских судов в пунктах пропуска через государственную границу.
Это - колоссальные материальные убытки.
Поэтому мы теряем имидж региона, который является транспортным хабом Украины на международной арене.
Представьте, мы - единственная страна Европы, при “заходе“ в которую судовладельцы вынуждены закладывать дополнительные средства в бюджет, по 3-5 тысяч долларов, для прохождения так называемого “экологического контроля“, - председатель Одесской ОГА в июле прошлого года.
Однако представители Госэкоинспекции категорически не согласны с такими обвинениями.
Сюда зарубежные суда приезжают мыться.
Здесь полностью не соблюдаются экологические нормы.
Потому что мы превратили страну в уже даже страну не третьего, а четвертого мира“, - заявлял первый заместитель начальника Госэкоинспекции Крымско- Черноморского округа Дмитрий Крючков на совещании с участием президента Зеленского.“Это нефтяное пятно, которое идет сейчас уже на Стамбул, от которого дельфины умирают, это сделала экоинспекция или представители тех компаний, которые практически продали страну и экологию?“ - подчеркивал он.
Морской биолог Евгений Дикий убежден, что если решение о запрете проверок будет принято окончательно (а это является прерогативой Кабинета министров), то это радикально не изменит ситуацию в тех морских зонах, где расположены пляжи.“Для отдыхающих ничего не изменится.
Они не купаются в акваториях морских портов.
Важнее было бы, чтобы Госэкоинспекция занялась сточными водами.
В Одессе и в других морских городах они сбрасываются либо почти неочищенными, либо совсем не очищенными в море“, - утверждает эксперт .В то же время одесский эколог Владислав Балинский замечает: сейчас нельзя делать однозначных выводов о том, что будет происходить в ближайшие два месяца.
Если предположить, что каждое судно в порту будет сливать в море все, что угодно, то это крайне опасно.
Но мы не можем однозначно винить иностранных судовладельцев в том, что после введения моратория на экологические проверки они начнут сбрасывать грязь в море.
Контроль за ними все равно должен быть, работа порта не будет остановлена??“, - сказал Владислав Балинский в комментарии ВВС News Украина.
Исследования украинских и иностранных специалистов неоднократно подтверждали, что Черное море - одно из самых грязных в мире, и причина не только в деятельности судовладельцев.
Поэтому Владимир Зеленский, говоря о том, что за два месяца “никто не пострадает“, в известной степени прав.
Однако президент или представители его команды пока не рассказали, что будет происходить в течение двух месяцев после установления моратория и как будут контролировать выбросы в море.
Ранее, Зеленский не знает о связях будущего главы Одесской ОГА с сепаратистами.