В Венеции до 24 ноября проходит Биеннале современного искусства, которая собирает главных художников мира.
Редакция BURO советует 5 проектов из сотни, которые там можно увидеть.
Обладатель почетного “Золотого льва” Джимми Дарем в одном зале с Жанной Кадыровой.
Жанна Кадырова, самый титулованный из молодых украинских художников, представлена на основной выставке сразу двумя проектами.
Инсталляция Second Hand, куда вошли платья и штаны из кафельной плитки, когда-то украшавшей стены Дарницкого швейного комбината в Киеве, находится у высокого окна с видом на канал, где хорошо отдохнуть от переизбытка искусства.
А проект Market, натуральная рыночная раскладка с овощами и фруктами из кафеля, которые можно купить по цене 1 евро за 1 грамм, – в одном зале с работами Джимми Дарема, получившего “Золотого льва” за вклад в искусство.
79-летний американский классик много лет создает вымирающих и мифических животных из материалов, которые подбирает на улице.
Такое соседство – большая честь и для Жанны, и для Джимми.
Где искать: Джардини, основной павильон.
Финалисты Future Generation Art Prize в здании Университета архитектуры.
Участвующие в конкурсе работы молодых художников преображаются, когда переезжают из киевского Pinchuk.
Centre в венецианский палаццо.
Широкоформатное видео победительницы Эмилии Шкарнулите (на открытии выставки на Биеннале она надела хвост русалки и долго и увлеченно пела в микрофон что-то пронзительное), изучающее границы постчеловеческого (в этом контексте на экране фигурируют фрагменты атомной электростанции и заполярной базы военных подлодок), причудливо сталкивается с многовековой историей старомодного города на воде, само существование которого вызывает радостное недоумение.
То же происходит и с работой Анны Звягинцевой “Декларация намерения и сомнения”, снявшей уборщицу, моющую пол в театре в свете прожектора.
Достаточно недолго прогуляться по Венеции, чтобы осознать масштабы тех открытий, которые здесь можно совершить, просто сделав влажную уборку мокрой тряпкой.
При этом скульптура художницы из Кувейта Мониры Аль Кадири, похожая на элегантно мутировавшую статую Свободы, переевшую психоделических наркотиков, выглядит во дворике Университета архитектуры настолько уместной и органичной, будто стоит там не первый десяток лет.
Не всем переезд из Киева в Венецию идет на пользу: скажем, камерная работа норвежки Эли Лунгаард на тему слияния искусственного и природного откровенно теряется в слишком просторном для нее зале.
Зато пара в вечерних нарядах из видео японца Ю Араки, которая танцует под классическую музыку, снимая себя телефонами на селфи-палках, очень точно передает настроение города – засилье китча и безоговорочное величие одновременно.
Где искать: палаццо Ca' Tron.
Большое сумасшедшее путешествие по морю в павильоне Франции.
Самые длинные очереди на Биеннале продолжают выстраиваться в павильон Франции, где свой проект “Глубокое синее море, окружающее тебя” представила обладательница премии Тернера Лор Пруво.
Она родом из семьи художников и путешественников – по легенде, которую вполне могла придумать сама Лор, ее дедушка бесследно исчез, когда рыл туннель между своим домом в Лондоне и Северной Африкой, а ее бабушка по сей день привязывает себя веревкой к вертолетам и летает голой.
В “Глубоком синем море” художница развивает эксцентричные семейные наклонности, которые явно передались ей по наследству.
В ее проекте есть невероятное путешествие, вынесенные волнами на берег артефакты и небольшая яма, которая однажды должна стать туннелем между павильонами Франции и Великобритании.
Где искать: Джардини, территория национальных павильонов.
Опера на пляже в павильоне Литвы.
Приз как лучший национальный павильон в этом году уехал в Литву, представившей интерактивный проект "Солнце и море (Марина)", Sun & Sea (Marina).
Литовские художники под кураторским присмотром Люсии Петроюсти разыграли масштабну оперу на пляже.
Специально для этого один из залов в здании неподалеку от Арсенале усыпали песком, превратив его в искусственный пляж.
Отдыхающие и загорающие участники перформанса исполняют свои партии лежа на полотенцах, а зрители наблюдали за происходящим сверху.
Работа посвящена экологическим проблемам и изменениям климата – самой актуальной беде всей планеты и Европы в частности, которая этим летом страдала от рекордной жары.
Где искать: Magazzino № 42, Marina Militare, недалеко от Арсенале.
“Смерть Джеймса Ли Байерса” в церкви Санта-Мария-делла-Визитационе.
Американский концептуальный художник Джеймс Ли Байерс представил эту работу в 1994 году, когда узнал, что смертельно болен раком.
Она выглядит как огромная комната, декорированная золотыми листами, с небольшим постаментом для тела художника посередине.
К 25-летию ее создания “Смерть Джеймса Байерса” привезли на Биеннале современного искусства, установили в церкви вдали от очевидных туристических маршрутов и дополнили 14-минутным шумовым произведением ливанского композитора и художника Зада Мултаки “Вокальные тени”.
И теперь это лучшее место в Венеции, чтобы тихо поразмышлять о вечности и тщете всего сущего.
Где искать: Церковь Санта-Мария-делла-Визитационе.
Венеция.
FUTURE GENETRATION ART PRIZE.