Почему дети кусаются и что с этим делать
Почему дети кусаются и что с этим делать

Почему дети кусаются и что с этим делать

Почему дети кусаются и что с этим делать.

Одна из «тем» адаптации к садику (реже - к школе) - кусание.

Тема, судя по количеству вопросов, горячая.

Причин, почему ребенок может кусаться - множество.

Перечислю основные, буду вспоминать и дополнять.

Конечно, неприятно, когда воспитатель в садике рассказывает о том, что наш ребёнок кого-то укусил.

Конечно, страшно, когда мы видим укус у своего собственного ребёнка.

Кусание - не норма.

Но у него есть вполне объяснимые причины.

Важно помнить, что иногда кусаются замечательные дети и у самых любящих и интеллигентных родителей.- Если в группе (в семье) есть дети, у которых речь хорошо развита и детки, которые только осваивают речевые навыки, старший (или более «говорящий» ребенок) оказывает «вербальное» давление - младший или тот, кто в более слабой позиции - пытается уравновесить ситуацию - тем же «каналом», буквально - «ртом».

В ответ на грубость, давление, если он не может объяснить свои мысли и потребности, если не может справиться с эмоциями - он кусает того, кому не смог противостоять.

НАМ ВАЖНО: разобраться, в чем было давление «пострадавшего», что спровоцировало напряжение.

Кусающему ребёнку - конечно, мы говорим, пытаясь распознать его потребность - ты хотел сказать о том, что...? Возможно, ты разозлился, потому что..

и укусил...? Кусаться и делать больно никому и никогда нельзя.

Давай мы помажем, погладим руку, плечо и т.

Ему больно.

И скажем (и важно произнести фразу, которая соответствует почувствованной, угаданной или вычисленной потребности ребёнка)- Ребенок кусает, вызывая на контакт.

В некоторых семьях покусывание друг друга - это проявление нежности.

Родители от избытка чувств покусывают нежно ребёнка.

Маленький ребёнок не может проконтролировать силу своего воздействия - и может от восторга, нежности сильно укусить своего друга/подругу.

НАМ ВАЖНО: помнить, что каждое наше действие закрепляется у ребёнка - как норма поведения.

Если мы понимаем, что это не проявление агрессии - предлагаем ребёнку способ, как по-другому выразить чувства (похоже, для конкретного ребёнка - это телесный способ.

Но мы приучаем ребёнка все же задавать вопрос - можно тебя обнять (или в группе обучаем знакам-вопросам), можно поцеловать, взять за руку и проч).

К этому ребёнку сами стараемся чаще прикоснуться.- Ребенок защищает территорию - малыши, как и маленькие звереныши, используют оборонительное поведение - скалят зубы, рычат, отстаивают свою территорию - «природно».

НАМ ВАЖНО: обозначить и часто повторять, и повторять правила - мы не дерёмся, не кусаемся, никому не причиняем вреда, не делаем больно, чужое без спросу не берем.

Мы имеем право себя защищать, говорить о том, что нам не приятно, просить о помощи, если сами не можем справиться.

Учимся говорить о том, чего хотим.

Ребенок может кусаться - если не имеет другого способа защитить свои границы.

Взрослым важно быть бережными и внимательными, чтобы помочь ребёнку научиться остативать свою территорию корректным способом.- Ребенок кусается от перенапряжения и перевозбуждения.

НАМ ВАЖНО: помнить, что с перевозбуждением ребенок справляется, как может - кто-то плачет, кто-то бегает, кто-то кричит, кто-то дерётся, кто-то кусается.

Нам важна внимательность, чтобы вовремя поиграть с детками в «стучалки зубами, как от холода», похлопать в ладоши, потопать, подержать ручки под водой, выпить воды, поиграть в игры с попеременным напряжением и расслаблением мышц, потанцевать и проч- Если мы замечаем, что челюсти ребёнка сжаты - даём ему грызть яблоки, сухари, наблюдаем за тем, насколько вообще он может расслабить мышцы, позволяет ли он себе проявлять эмоции.- Ребенок кусается (на всякий случай).

Если ребёнку небезопасно - он находится в состоянии постоянной готовности реагировать на реальную или воображаемую опасность.

Он постоянно находится в оборонительной позиции (я о ней уже писала).

НАМ ВАЖНО: в первую очередь, создать для ребёнка безопасную среду.

(Для некоторых детей в садике слишком громко, активно, многолюдно, нет возможности уединиться, душно, страшно попроситься в туалет)- Эмоциональные реакции ребёнка часто «нелинейны».

Ребенка мог обидеть старший - младший брат/сестра, мог наказать родитель - своё напряжение ребенок может «вернуть» случайному человеку, который будет находиться в более слабой позиции.

НАМ ВАЖНО: помнить.

После 4 лет ребенок точно знает, что кусаться - это, как минимум, плохо.

Мы помним.

Что в этом возрасте контроля над импульсами ещё нет.

Но если такие проявления часты - нам важно исследовать причины напряжения ребёнка.

(В практике часты случаи - когда на ребёнка дома кричат, он, не позволяя проявлять вербальную агрессию - заменяет ее «молчаливым» кусанием.- Если мы замечаем, что челюсти ребёнка сжаты - даём ему грызть яблоки, сухари, наблюдаем за тем, насколько вообще он может расслабить мышцы, позволяет ли он себе появляться эмоции.- У меня в практике было несколько деток, которые кусались, чтоб их родителей вызвали в садик и их скорее забрали домой.- У агрессии могут быть «органические причины» - если поведение ребёнка не корректируется, важно обратиться к специалисту.

Для профилактики - превращаем ребёнка (и себя) в любого животного, весело лаем друг на друга, рычим, мяукаем, скалим зубы.

А потом превращаемся в людей.

(Завершаем любую игру всегда из роли человека).Играем в игры, в которых ребенок мог бы обучаться контролю - например - злая, добрая рука («злая рука» готова ударить, напряжена, добрая - готова погладить, расслаблена), превращаем ребёнка в льдинку (он напрягает мышцы), а затем пригреваем солнышком, и льдинка тает.

Непродуктивно и нельзя - Бить ребёнка в ответ на кусание, кусать в ответ, закрывать ему рот, кричать.

Добрых и безопасных взрослений всем.

Источник материала
Поделиться сюжетом