19 ноября на Новом канале состоялась премьера 8-серийного спецпроекта «Первые ласточки».
В интернет первую серию выложили чуть раньше, а гостям официальной премьеры в кинотеатре показали еще и вторую, что позволяет нам уже сегодня поговорить о том, что же получилось из идеи шоуранера Евгения Туника поднять целый пласт серьезных проблем и отвлечь телезрителей от мелодрам и комедий.
«Первых ласточек» в рекламе и в различных промопроявлениях называют молодежным триллером.
Хотя автор сценария еще давно определил жанр как триллер-детектив.
И это более честно и точно: потому что этот проект не только о молодежи и трудном пубертатном периоде.
Он о теневой стороне жизни, в которой, да, конечно, есть и подростковые проблемы, и тема наркотиков, и школьной травли, и суицида на фоне психологической нестабильности, но еще есть и проблемы взаимоотношений в семье, в том числе между взрослыми людьми, тема родительства, доверия, любви как таковой… Надо отдать должное шоуранеру, по смыслу и тематически это довольно объемный проект.
Так что условная сегрегация целевой аудитории здесь кажется не слишком уместной.
К тому же это не триллер в чистом виде, так что саспенса ожидать от «Первых ласточек» стоит гораздо меньше, чем ответа на вопрос «Кто виноват и что с этим делать?» ну или хотя бы на вопрос «Кто же убийца?».
Внимание, далее в тексте есть спойлеры.
«Первые ласточки» — сериал, замешанный на целом множестве болезненных, проблемных вопросов общества.
В центре внимания — ученики одного класса старшей школы, их друзья, родственники, их попытки справиться с жизнью, найти общий язык с близкими и не сойти с ума от персонального экзистенциального кризиса.
И уже только потом «Первые ласточки» — история о подростковом суициде.
Несмотря на то, что на экране он подается с небольшой отсылкой на некогда всколыхнувшую соцсети игру «Синий кит» (когда подростков якобы доводили до самоубийства с помощью игры-переписки, предлагая им выполнять опасные и жуткие задания), нельзя сказать, что сериал именно о том, как некий злодей может довести школьника до края крыши высотки и одним лишь предложением в смс столкнуть с нее.
Нет, к чести создателей проекта, в нем нет кристаллизованного зла (хоть наверняка в последней серии мы все-таки узнаем автора этих жуткий сообщений, а кое-кто уже догадывается, кто им может быть), искоренив которое, можно решить все на свете проблемы.
Идея как раз в том, что путь подростка к крыше — это сложная и запутанная история, в которой важную роль играет все, что угодно: непонимание близкими, сильные и разрозненные переживания, с которыми никто не помогает справиться, кризис в семье и в отношениях с одноклассниками, проблемы с поисками своего места в жизни.
Именно все это подталкивает девушку Полину (Мария Смолякова) с крыши в первой же серии.
А зрителям предлагается наблюдать за тем, как выкарабкиваются из похожего состояния оставшиеся в живых, и очень сильно надеяться, что они успеют разобраться с собой до того, как их триггернет эсэмэска загадочного «друга».
При этом у каждого из героев «Первых ласточек» — своя боль, своя причина оказаться «на краю».
Погибшая в первой же серии Полина — отличница, которая вынуждена не только противостоять давлению со стороны одноклассников (отличников редко все любят, помните?), но еще и оправдывать завышенные ожидания мамы (Олеся Жураковская), которая, в свою очередь, готова, кажется, морально уничтожить дочку, лишь бы реализовать через нее свои собственные комплексы.
Тихоня Катя (Таисия-Оксана Щурук) растет в проблемной семье, где глухонемые родители не справляются с алкогольной зависимостью.
Немного обезбашенный блогер и пранкер Никита (Александр Рудинский) пытается справиться с потерей родителей и любым способом добиться внимания от окружающих: через эпатирование, протест, наглую выходку — хоть как-нибудь.
И чаще всего так и не получает желаемого.
Образцовый спортсмен, лидер и «первый красавец класса» Федя (Максим Самчик) — тяжело переживает гибель брата и пытается справиться с осознанием своей гомосексуальности.
И это только несколько героев.
А прибавьте сюда других школьников «Первых ласточек»: с проблемами с наркотиками, с комплексами неполноценности, со сложными отношениями с родителями.
Прибавьте сюда еще и «взрослых» героев сериала: с проблемами в отношениях с супругами, с личностным выгоранием, с ранами от потерь родных и близких, со страхом потерять детей….
Если вырвать «Первых ласточек» из украинского телевизионного контекста, то, конечно, может показаться, что его создатели «надели все лучшее сразу» и неоправданно сгустили краски, замешав в одном проекте слишком много «самого острого».
Однако в чем-то они правы: учитывая мыльно-сопливый, оторванный от действительности сериальный контент, который пока что превалирует, концентрат из проблем и болезненных тем украинскому телевидению не помешает.
Как, собственно, и концентрат действительно хороших актерских работ.
Если вы ждали с нетерпением, когда же украинские актеры в кадре будут выглядеть как живые люди, разговаривать, как живые люди, и не поднимать «бровки домиком», подавая, полные пластмассовых переживаний, реплики… То вы дождались.
Конечно, есть в «Первых ласточках» и слабоватые работы: не всем молодым артистам пока что удаются разговоры на повышенных тонах и выражение сильных эмоций.
Скажем, актриса Полина Носыхина в роли «главной стервы — красавицы класса» Леры нет-нет, да и выдаст заезженный штамп: закатит глаза, подожмет губы, состроит презрительную гримасу.
Она же в сцене в школьном туалете, где одноклассница застает ее героиню за употреблением наркотиков, к сожалению, срывается в наигранный фальшивый крик.
Есть проблемные сцены и у других исполнителей.
И «первая скрипка» в этом ансамбле, безусловно, — Александр Рудинский.
Может, дает о себе знать актерский вышкол Дмитрия Богомазова, чей курс окончил артист, может, повлияли какие-то личные качества, но давненько в главных ролях украинских сериалов не было столь пластичных (в первую очередь психологически) актеров, не боящихся «некрасивостей» и «угловатостей» в кадре, точно обозначающих не только обложку персонажа, но и его второй и третий план.
Сценарий, темы, которые он охватывает, актерский ансамбль, и, безусловно, художественный режиссерский подход к проекту (режиссер — Валентин Шпаков) позволяют признать, что на Новом канале сняли действительно крепкий, серьезный (в смысле профессиональности) сериал.
Но, возвращаясь к теме промотирования проекта, невозможно не заметить, как опошляют его крики, охи и вздохи о том, что «это первый украинский сериал, в котором…».
Далее месседжи тех, кто, безусловно, желает проекту только лучшего, варьируются: говорят о том, что это первый сериал о подростковом суициде, о том, что это первый сериал о проблемах принятия ЛГБТ-сообщества, о том, что это первый сериал со столь жесткой подачей тем, о том, что это первый сериал о буллинге, и даже о том, что это вообще первый серьезный сериал.
Так вот, кажется, это тот самый случай, когда не стоит принижать достоинства проекта восторженными возгласами о его «первости».
Поверьте, его достоинство не в том, что он в чем-то первый.
А в том, что это хороший, достойный, вдумчивый и серьезный сериал.
Все эти вопли даже немного унижают безусловно профессионально сделанную работу: ведь на каждое такое заявление найдется сноб, внимательно следящий за телевизионным контентом (не только в Украине), который заметит, что и темы подобные были, и жесткость в кадре была, и не стоит в который раз заявлять об изобретении колеса.
«Первые ласточки» — это личное высказывание автора идеи и всей творческой группы на темы, которые «болят».
Эти темы очень серьезные.
А высказывание, местами, довольно жесткое.
Лучшим комплиментом его авторам были бы не восторженные крики, а минутка тишины после титров, во время которой ошарашенные зрители постараются «переварить» увиденное.