Законопроекты "слуг народа": эксперты пояснили причины отзыва
Законопроекты "слуг народа": эксперты пояснили причины отзыва

Законопроекты "слуг народа": эксперты пояснили причины отзыва

После серьезной критики президент Украины Владимир Зеленский решил отозвать поданные изменения в Конституцию Украины относительно децентрализации (фактически сужающие прав местного самоуправления), а глава фракции "Слуга народа" Давид Арахамия - законопроект об изменениях в Регламент Верховной Рады (им, в частности, предлагалось голосовать за законопроекты только в четверг, а также сужалась роль оппозиции).

Эксперты пояснили изданию "Комментарии" подобные странные маневры, по сути, подрывающие доверие к власти."Разобщенность внутри президентской фракции"Политический эксперт аналитического центра "Дом демократии" Анатолий Октисюк считает, что имеется, как минимум, четыре причины подобного пинг-понга проектами законов."Первая - недостаточная проработка законопроектов, - отмечает эксперт.

– Законодательная работа депутатов, правительства, тех, кто пишет законы от лица президента – находится на ненадлежащем уровне.

В итоге – проекты получаются слабые, "сырые".

Вторая причина – при написании законопроектов не проводятся надлежащие обсуждения с экспертами, с теми, кто реально "в теме".

В итоге получается, что над документами работают люди, оторванные от понимания проблем, которые они пытаются законодательно регулировать.

Это и многие экономические законы, и закон о децентрализации "от президента", и закон "о СМИ", и многие другие.

Третье – у монобольшинства нет достаточного количества голосов для принятия законопроектов.

На бумаге-то они как бы есть.

А в реалии – нет.

Потому что это никакое не монобольшинство на самом-то деле.

Фракции "Слуга народа" приходится постоянно договариваться с различными ответвлениями внутри себя.

Еще одна причина – позиция Запада, который жестко реагирует на некоторые вещи, которые пытается "продвинуть" Банковая.

Как было с теми же удобными для центральной власти новациями касательно децентрализации.

Пришлось отзывать".

По мнению Анатолию Октисюка, внесением "сырых" или явно под себя писанных законопроектов и последующим их отзывом власть "подставляет" себя, демонстрируя и некомпетентность, и разобщенность."Первые полгода было накопление негатива, а теперь он начал выплескиваться, проектироваться.

Пока - в виде кадровых потрясений в правительстве и всё более явной разобщенности партии власти.

Но всё явно идет к структурному политическому кризису, который может закончиться даже досрочными выборами парламента", - прогнозирует эксперт."У монобольшинства находится все меньше голосов"Народный депутат VIII созыва, юридический и политический эксперт Игорь Алексеев подчеркивает, что реформа децентрализации, которая была запущена в 2014 году первым правительством Арсения Яценюка, стала одной из наиболее успешных в Украине.

И соответствующие изменения в Конституцию - важный момент, который должен закончить этот процесс.

"Но не те изменения, которые предлагает Зеленский, - отмечает эксперт.

– Мы стали свидетелями беспрецедентной ситуации, когда президентский законопроект об изменениях в Конституцию второй раз отзывается из парламента.

А отзывается – потому что нет никаких перспектив набрать необходимые 300 голосов (это ведь изменения в Конституцию – тут нужно конституционное большинство, а не просто парламентское в 226 голосов) для принятия закона в целом.

У монобольшинства всё меньше голосов находится даже внутри себя – для принятия законов 226-ю голосами.

А тут – вообще без шансов.

А провал законопроекта в сессионном зале означал бы провал всей президентской команды".

Одним из факторов, которые приводят к появлению и отзыву такого рода законопроектов Алексеев называет абсолютную законодательную неготовность указанных документов, а также желание представителей власти взять парламент "нахрапом".

Но если в первые месяцы работы Рады это еще удавалось, то сейчас подобное удается всё реже."Если всё же у президента и его команды есть желание конституционно закрепить правильную реформу децентрализации (а не централизации, что предусматривал предложенный законопроект), нужно открывать широкую дискуссию, нарабатывать качественные решения который будут в первую очередь поддержаны местными общинами, - уверен эксперт.

– Теми самыми, которые остро (и по делу) критиковали и первый, и второй варианты президентского законопроекта".

Что касается ситуации с законопроектом "Слуги народа" касательно регламента (также отозван), то данный документ, по мнению Алексеева, преследовал целью минимизировать роль и влияние оппозиции в процедуре подачи поправок и их прохождении через парламент."Роль группы депутатов подобными нововведениями сводилась фактически к нулю, - подчеркивает эксперт.

– Принятие такого закона стало было большим минусом для парламентаризма, свободомыслия.

И то, что его решили не вносить, говорит, что даже 226 голосов, даже внутри провластной фракции, нет".

Напомним, что ранее эксперты поделились с изданием "Комментарии" мнением касательно того, насколько изменился законопроект о рынке земли - и каковы его шансы быть утвержденным в целом.

Источник материала
Поделиться сюжетом