/https%3A%2F%2Ffrom-ua.com%2Fupload%2Farticles%2F2020%2F01%2F21%2Fsmall%2F1579594836_40.jpeg)
Выход из сумрака: нужна ли детенизация украинской экономики
Когда тему теневой экономики очередной раз запускают в публичный украинский дискурс, сопровождается это обычно обещаниями вывести что-то из тени, создать рабочие места и увеличить отчисления в государственный бюджет.
Но с этими благими намерениями связаны различные сложности.
Начать стоит с того, что «теневая экономика» – это не совсем неправильная экономика.
И наивно считать, что на Западе её нет.
Это не так.
Даже больше – в СССР теневая экономика успешно сосуществовала с плановой, и меры, направленные на борьбу с ней, были не настолько уж жестокими, благо «тень» обеспечивала некоторый дополнительный уровень благосостояния для миллионов советских граждан.
Есть ряд классических причин, почему предприниматели уходят в тень:.
– финансовые издержки из-за налогов снижают конкурентоспособность на рынке, на котором и так многие работают неофициально.
То есть, если легализоваться заставят, тем самым цены товаров и услуг будут меняться в сторону повышения, а ведь мало кто захочет ради верности букве закона согласиться на снижение своих доходов;.
Чтобы разобраться со всей необходимой документацией и отчётностью, приходится либо тратить своё время и нервы, либо держать бухгалтера на ставке или фрилансе.
Это дополнительные расходы, положительный эффект которых для предпринимателя неочевиден;.
– трудоустройство.
Невыгодно платить налоги за каждого трудоустроенного официально работника, а действующие нормы КЗо.
Та стесняют в возможностях увольнять кого попало, когда захочется;.
– зачем мне это? Среди украинского предпринимательства давно складывается культ «наших денег» – отсюда их увлечение идеалами либертарианства и симпатии к антикоррупционным активистам.
Бизнесу кажется, что каждая заплаченная ими государству гривна будет потрачена на покупку золотых унитазов, а не на общее благо, да и к социальным программам отношение у них своеобразное.
И кстати даже различные реформы дерегуляции не гарантируют скорого выхода из «тени» – распиаренные грузинские рыночные преобразования, например, за период 2003-2007 способствовали сокращению менее чем на 4%, до… 62%.
Поэтому неудивительно, что инновации вроде закона о кассовых аппаратах подогревают желание закрыть бизнес и вообще ничего официально не платить.
Или же мигрировать за границу.
Масштабы теневой экономики в Украине.
Теневая экономика на то и теневая, что никто доподлинно не знает, каковы её реальные объёмы.
Имеющаяся методология даже не даёт ответа на вопрос, отражены ли подсчитанные значения в ВВП государства, или эти суммы вращаются совершенно независимо? Первый вариант представляется более реальным, вопреки существующему представлению о контрабанде размером с госбюджет, поскольку такие теневые обороты товаров той или иной мерой в численных оценках экономики всё же отражаются, в частности на расходах тех потребителей, которые на свои теневые доходы затем покупают себе различные блага уже вполне легально.
Существует большой разброс оценок, какую долю она составляет от ВВП.
Так, КМИС в 2018-м году давал оценку в 47%, с тенденцией к росту, причём самыми «тёмными» отраслями назвали строительство и розничную торговлю.
Эти цифры не сильно отличаются от региона к региону.
Согласно их статистическим данным, 40% доходов предприятий не задекларированы, треть работников не устроены официально, почти половина зарплат выплачивается неофициально.
Предприниматели опасаются жёстких штрафов за недостоверную отчётность, а потому избегают таковой вовсе.
Что касается западных исследований, Международный валютный фонд оценивает теневую экономику Украины в 42,9% суммарного ВВП.
Эта цифра приведена в докладе экспертов МВФ по 158 странам Леандро Медины и Фридриха Шнейдера из Университета имени Кеплера.
Согласно тому же докладу, объемы теневой экономики России составляют 33,7% ВВП, Беларуси - 32,4% ВВП.
Среди стран Евросоюза наиболее сравнимым с Украиной оказался Кипр с его 32,2% «теневого» ВВП.
А вот в Польше этот показатель вдвое ниже - 16,7%, в Чехии - 10,5%.
У Минэкономразвития на этот счёт куда более оптимистичные взгляды: в июле 2019 они рапортовали, что уровень теневой экономики составляет лишь 30% от ВВП, и это самый низкий показатель за последние десять лет.
Это более триллиона гривен, примерно 38 миллиардов долларов США, при международных резервах Украины в 20 миллиардов долларов.
Любопытно, кстати, что наилучшая статистика – в сельском, лесном и рыбном хозяйстве, лишь 12% от общего финансового оборота в данных сферах; поясняют это льготными кредитными условиями в агросекторе.
С другой стороны: а как же экспорт леса-кругляка под видом досок? А браконьерство, нелегальные поборы местных царьков за ловлю в «своих прудах» и подобные прелести промыслов в регионах? Плюс почему-то, когда МЭРТ включил в свою методологию продажу сельхозпродукции домохозяйств на рынках, теневой экономики получилось насчитать более 50%.
Советник президента Олег Устенко предполагает, что в украинской экономике через различные коррупционные каналы движется где-то как минимум $ 10 млрд в годовом измерении.
«Это число легко получить.
ВВП у нас $ 130 млрд.
В тени у нас, согласно статистике или исследованиям Организации экономического сотрудничества и развития, находится где-то около $ 60-65 млрд.
$ 60 млрд производится в тени, но это не значит, что с них не платится налог – с них уплачивается коррупционный налог.
Величина этого налога составляет как минимум 20%.
А судя по анекдотическим историям, которыми кишит наше интернет-пространство, он может быть и выше.
Но если мы возьмем за оценку 20% от $ 60 млрд, это даст сумму в $ 12 млрд, что соответствует моим предположениям – более $ 10 млрд ходит через различные коррупционные каналы в годовом измерении».
Бывает и так, что комментаторы призывают не бояться теневой экономики, называя её естественной составляющей хозяйства любого государства , и это не выдумка: в США, к примеру, данная тема изучена достаточно слабо, и в 2013-м лишь методом экстраполяции смогли предположить, что объём теневой экономики Штатов превышает 2 триллиона долларов.
В Западной Европе лидером является центральная для Европейского союза страна Бельгия – 16-17% ВВП, а в Восточной Европе доля достигает 30%.
Европейская экономика недополучает более 450 миллиардов евро ежегодно из-за «тени».
Примерные оценки украинских бюджетных потерь со всеми офшорами и контрабандой по самому пессимистичному прогнозу составляют около 200 млрд грн.
Для сравнения: бюджет на 2020-й год немногим более 1 трлн грн.
Причём неофициальное трудоустройство и занижение оборотов не являются в этом ряду основными «вредителями».
Больше всего бюджет Украины недополучает средств из-за схем на таможне и вывода прибылей в офшоры – таков результат исследования схем уклонения от налогов, проведенного Институтом социально-экономической трансформации и Центром социально-экономических исследований CASE-Ukraine.
Однако не все эксперты соглашаются с подобными выводами, обращая внимание на несовершенство используемой методологии, а также на противоречия в сладких речах МЭРТ: сначала там хвастаются неожиданным ростом роста ВВП, затем – сокращением теневой экономики.
Так что же на самом деле происходит: рост экономики или легализация «тени»? Да и официальная динамика отдаёт «зрадой», поскольку из неё выходит, что теневая экономика при «легитимном» падала , а в 2014 резко подскочила , с дальнейшей тенденцией к спаду.
В то время как нет оснований считать, что сейчас с ней обстановка много лучше, чем в дореволюционном 2013-м.
Был ли рост украинской экономики в 2016-2017 годах? По данным Госслужбы статистики и оценкам Минэкономики – не было.
Так, правительство отчиталось, что с 2015 года в Украине стремительно снижается доля теневой экономики: в 2017 году размеры теневой экономики были на 32% меньше, чем в 2014 году.
С 2016 года, не так стремительно, но растет официальный ВВП: в 2017 году официальный ВВП был выше на 5%, чем в 2015 году.
Давайте добавим к официальному ВВП размеры теневой экономики и посмотрим динамику развития общей экономики.
И получим, что в 2016 и 2017 в украинской экономике был не рост, а спад :.
- в 2016 общий ВВП снизился на минус 1,3%, а не вырос на 2,4%,.
- а в 2017 – снизился на 0,5%, а не вырос на 2,5%.
Объясняется это тем, что по оценкам Минэкономики, в 2016-2017 годах теневая экономика сокращалась быстрее, чем росла официальная.
В результате, сложив две позитивные тенденции, спад теневой и рост официальной, получаем общую негативную - спад.
В 2018 году, по данным Минэкономики, сокращение теневой экономики замедлилось и общий ВВП вырос на 2,5%, что все же ниже роста официального ВВП в 2018 .
До Евромайдана, в 2013-м году, 41% закупок государственных и коммунальных предприятий проводились без применения тендерных процедур; по данным СБУ, 50-75% бюджетных ассигнований во время процедуры госзакупок осваивались с многочисленными нарушениями.
Общие потери госбюджета оценивались в 10-15% ежегодно.
К 2015-му году картина красивее не стала: потери составляли уже 50 млрд грн, что правда в долларовом эквиваленте – лишь 2,4 млрд, но в тени находилось уже 75% закупок.
С тех пор была введена в строй система Pro.
Zorro, которая должна была обеспечить полнейший контроль за ходом госзакупок.
Однако разного рода махинации никуда не делись, особенно в регионах – там всё так же приобретают товары и услуги у монополистов по завышенным ценам, зато попутно научились обходить ограничения, вызванные условиями тендеров.
Что особенно любопытно – в соседней Польше точно так же частым поводом для коррупции оказываются излишне точно прописанные условия выполнения тендеров, которым соответствуют один-два подрядчика.
Аренда недвижимости.
Легальная аренда квартиры, комнаты или жилого дома выглядит так: составляется двухсторонний договор между арендодателем и арендатором, в котором чётко прописаны порядок оплаты, взаимная ответственность и действия при возникающих внештатных ситуациях, после чего документ заверяет нотариус, а физическое лицо-предприниматель, предоставляющее в пользование свою недвижимость, ежемесячно платит государству НДФЛ в размере 18% от стоимости месячной аренды и военный сбор 1,5%.
На практике к таким мерам прибегают в чрезвычайных ситуациях – для обеих сторон непонятно, зачем им платить налоги.
В итоге аренда осуществляется по договорам, не имеющим юридической силы, а потому они не могут служить средством защиты своих интересов в суде.
Собственники не застрахованы от ситуации, когда об аренде с ними договариваются по липовым паспортам, а затем обносят квартиру до голых стен.
Зато они могут по надуманным причинам выселить арендатора, не заплатив положенную компенсацию.
Приблизительная оценка уровня «тени» в аренде – 90%.
То есть практически вся сфера не приносит государству доходов.
В 2018-м обсуждалась идея о снижении ставки с 18% до 5%, правда при сохранении военного сбора , попутно обсуждался закон о арендном жилье, но потом сменилось правительство и тема заглохла.
Закон о риэлтерской деятельности в Украине тоже не могут принять уже долгое время, отчасти из-за опасений ассоциации риелторов о лоббизме крупных компаний.
Отсутствие юридического урегулирования отрасли подменяет профессиональные услуги «информационными», по договорам, к которым формально не подкопаешься, но по факту издевательство.
В результате наравне с добросовестными риелторами работают различные предприимчивые мошенники.
Учитывая, что за долгие годы искоренить схемы наподобие «предоплатчиков» не удалось, а некоторые конторы подолгу существуют на одном и том же месте, невольно ловишь себя на мысли, что дивиденды от этого получает кто-то в правоохранительной среде или вовсе во власти.
Адекватная легализация, с отчислениями средств в местный бюджет, могла бы оказаться полезной для развития местной инфраструктуры, но только при посильной ставке и предоставлении комфортного срока для оформления данного бизнеса.
А, учитывая, что немало собственников недвижимости не собираются заниматься какой-либо ещё предпринимательской деятельностью, следовало бы разработать вариант, как можно предоставить им особый статус без регистрации ФЛП.
Сами арендаторы тоже могли бы отмечаться в базе, чтобы иметь право на предоставление услуг по месту фактического проживания.
Словом, есть над чем подумать «информационным трансформаторам».
Более половины украинского рынка спирта находится в тени, хотя ещё в 2007-м этот показатель составлял лишь 10%.
Одной только нелегальной водки производится на 15 млрд грн.
за полугодие.
Это закономерный результат реформы дерегуляции времён кабинета Яценюка, от которой уже в 2016-м году по стране прокатилась волна отравлений суррогатным спиртом со смертельным исходом .
Новая власть под те же лозунги в стиле «регулируемый бизнес – плохой бизнес» готовит отмену госмонополии на производство спирта.
В результате любой, у кого есть самогонный аппарат и деньги на лицензию, сможет в кустарных условиях производить алкогольные суррогаты, потенциально опасные для здоровья потребителя.
А если есть целый завод – завалить своим фальсификатом полки магазинов.
Последовательность в принятии таких мер под очень большим вопросом.
Начиная с 2014-го года производство водки по официальным данным ежегодно сокращается на 15-20%.
Зачем кому-то выдавать свои объёмы производства и платить акцизный сбор, теряя конкурентоспособность – непонятно.
Демонополизировать рынок, может, и не такая плохая идея, но госконтроль за ним отменять – пагубная инициатива.
Учитывая, что алкоголь убивает граждан за их же собственные деньги, и если он будет убивать их быстрее – нарушается уже не право на свободу предпринимательства, а право на жизнь и здоровье.
Этой теме УИАМП посвятил отдельное исследование, поэтому пройдёмся по ней коротко.
Как ни странно, но налоговый нигилизм здесь насаждают… агрегаторы наподобие Uklon и Uber, которые тоже как риелторы оказывают «информационные услуги» вместо квалифицированных пассажирских перевозок.
Несмотря на раскрученный бренд, отсутствие внятных проверок собственных работников ставит под угрозу самих клиентов, вплоть до их попадания в ДТП или риска быть изнасилованной водителем.
После чего привлечь его к ответственности может оказаться проблематично, особенно если он имеет хорошие связи в местных правоохранительных органах.
Общий объем рынка такси в Украине, по состоянию на 2018 г., составлял около 40 млрд грн./год при средней тенизации рынка в 95%.
Таким образом, несложно подсчитать, что теневой объем рынка такси в Украине составляет примерно 38 млрд грн.
в год, или 1,583 млрд долл.
Потери от теневого рынка нефтепродуктов в 2018-м году оценивались в 10 млрд грн.
, с более чем 1,5 тысяч нелегальных АЗС.
При этом говорилось, что общий объём реализуемого незаконно дизтоплива – около 20%, сжиженного углеводородного газа – половина.
Нужно понимать: это топливо неизвестно как изготавливается, где-то хранится, а потом его остатки куда-то деваются.
Общий объём рынка СУГ в Украине в 2018 – 1,728 млн тонн, из которых 1,316 было импортировано, таможенная стоимость импорта – 655,2 млн долларов.
В этом году на сжиженный газ из России вводили пошлины в размере 3% с 1 октября.
То есть сбор с такого объёма импорта составил бы примерно полмиллиарда гривен.
Рекордный объём рынка ДТ в том же году составил 6518,3 тыс.
тонн, из которых только 11% – топливо украинских производителей, экспорт из России – почти 40%, то есть 2,607 млн тонн.
На дизель тоже с 1 октября установили пошлины в размере 4%.
Навскидку это ещё миллионов сто одних только пошлин.
Наши расчёты, конечно, очень приблизительны, поскольку недавно между Украиной и Россией начались очередные нефтяные споры, в ходе которых Россия запретила отгрузку нефтепродуктов в нашу страну, а правительство в срочном порядке принялось за импортозамещение – замещение импорта другим импортом.
Получилось как всегда.
Кстати, эта тема заинтересовала президента Зеленского, призвавшего снизить цены на бензин.
На соответствующей встрече была названа доля нелегальных АЗС – 25%.
Так что тут возможны некоторые положительные подвижки.
Торговля и контрабанда.
Одна из наиболее «затемнённых» отраслей, которая при этом достаточно разнообразна по своей структуре.
К примеру, доля тени в обороте бытовой техники оценивается в 40%, алкоголя – до 50%, а в случае с ювелирными изделиями – до 80%.
Бытовая техника, к слову, с 2014-го года «обвалилась» в статистике по импорту, что связывают со схемами на таможне и с Интернет-торговлей.
Например, в 2016-м году называли потери бюджета на теневой электротехнике в объёме 1,35 млрд грн.
Власть периодически пытается принять меры, но сталкивается с недовольством бизнеса, как это было с законопроектами 1053-1 и 1073.
К примеру, компания «Цитрус» предлагала «посмотреть, как реализовано это в развитых европейских странах».
Но в развитых европейских странах и теневая экономика не такая теневая, как в Украине.
Оба закона, к слову, были подписаны президентом.
Как это поспособствовало детенизации – сможем оценить лишь по итогам 2020-го года.
К слову, о схемах на таможне.
Европейская Бизнес Ассоциация утверждает, что на электронику и технику приходится только ~20% всей контрабанды, а общий её объём составляет 10 млрд долларов ежегодно.
Это выше, чем прошлогодние данные собственно погранслужбы, насчитавшей «не менее 4 млрд».
В 2018-м публикации в немецких изданиях говорили то о коррупции на украинской таможне объёмами 4,8 млрд США в год, то о ежегодных потерях 750 млн евро для бюджета.
Последняя цифра получена экстраполяцией данных по горной промышленности, а как мы уже знаем, некоторые сферы-то коррумпированы ещё более.
Нынешнее Министерство социальной политики предлагает сделать фриланс видом трудовой деятельности, что как бы противоречит самой логике фриланса, подразумевающей, что официально не устроенный в компании работник выполняет заказы, и за это получает оплату.
А рынок в Украине, меж тем, большой: одна из крупных Интернет-бирж подсчитала, что общий бюджет всех заказов за 2018-й год составил 240 млн грн, что на треть больше показателей 2017-го года.
Это вполне соответствует данным Forbes, по которым Украина вошла в тройку наиболее быстрорастущих рынков фриланса – во втором квартале 2019 он увеличился на 36% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Проблема в том, что фриланс – понятие широкое, и по-хорошему сантехник, вызываемый по объявлению – тоже фрилансер, который вполне может не платить за свою деятельность никаких налогов кроме НДС.
Уязвимость таких работников – риск не получить заслуженной оплаты, особенно если заказы выполняются через Интернет.
Поскольку никакой трудовой договор не заключается, то и отношения держатся на чистом доверии.
Но и если его легализуют, это будет уже не совсем фриланс, тем более если работа изначально задумывалась как анонимная.
Поэтому решительно непонятно, что такая легализация даст.
Добыча янтаря и иное браконьерство.
Скандальная тема, которая была поднята ещё при Януковиче, не была разрешена при Порошенко, и пока что не выправляется даже после того как президент Зеленский потребовал её урегулирования.
И то, речь идёт не о запрете брутальной по отношению к природе добычи, а о её легализации, ибо, как говорил сам экс-президент, 90% янтаря добывается нелегально при поддержке местных силовиков и чиновников.
Внезапно оказалось, что на украинской территории существует целая «янтарная республика», в которой дети вместо того, чтобы ходить в школу, занимаются рытьём почвы и помощью родителям-добытчикам.
По словам экс-замминистра главы Минэкологии Светланы Коломиец, только 4 тонны камня было добыто в 2015 году на предприятиях, имеющих соответствующие разрешительные документы.
Все остальное – теневой рынок.
Так что тут просто без вариантов: брать под контроль и легализировать.
По оценкам нынешнего премьера Гончарука, бюджет недополучает миллиарды гривен, но более точные цифры назвать сложно.
К примеру, в 2016-м рынок добычи оценивали в 230-300 млн долларов, при рентной плате в бюджет в размере всего 50 тысяч гривен.
При этом, по данным Госказначейства, в 2016 г.
в государственный бюджет от добычи янтаря поступило 2,08 млн грн.
при плане на 2016 г.
в размере 1,5 млрд грн.
В бюджете на 2020 год предусмотрены доходы от рентной платы за пользование недрами для добычи янтаря в сумме 532,1 млн грн.
Фактические же поступления по этой статье за 11 месяцев 2019 года составили всего 747,4 тыс.
или $31,1 тыс.
Другими словами, власть планирует в 2020 году увеличить доходы от рентной платы по янтарю более чем в 700 раз по отношению к 2019 году.
Кроме браконьерской добычи янтаря в Украине процветает незаконный намыв и продажа песка, щебня, нелегальная вырубка леса и т.
Масштабы такой деятельности впечатляют.
Британская природоохранительная организация Earthsight, которая занималась расследованием браконьерской заготовки и контрабанды леса-кругляка в Украине опубликовала данные, которые свидетельствуют о 70% доле украинского дерева в ЕС.
По данным Европейского Союза, в 2017 г.
только в страны ЕС из Украины было ввезено древесины на $1,14 млрд.
А по официальным данным, в том году из Украины было экспортировано лесопродуктов на сумму всего $95,1 млн.
Разница в размере более $1 млрд – это и есть оборот теневого лесного бизнеса.
Во власти, кстати, отмену моратория на вывоз леса-кругляка назвали приоритетной темой, а именно это сделал вице-премьер по евроинтеграции Дмитрий Кулеба.
То есть в данном случае под видом детенизации речь идёт о легализации крайне непопулярной деятельности в интересах чужого народа.
Игорный бизнес.
Другая скандальная тема, которая вошла в острую фразу прямо на днях – нелегальные и полулегальные казино и салоны игровых автоматов.
Напомним, что их деятельность вообще-то формально была запрещена правительством Тимошенко ещё в 2009-м году, однако со временем они адаптировались, скрывшись за вывесками «лотерейных операторов».
За прошедшие десять лет тему легализации игорного бизнеса обратно обсуждали не раз, в том числе и у президента Зеленского.
Однако после провала голосования за соответствующий закон обиделись и дали приказ полиции развязать этому бизнесу войну, в результате чего за ночь по всей стране стало меньше работающих заведений данного направления.
У скептиков и конспирологов эта история вызвала улыбку: ведь полицию подозревают в причастности к крышеванию салонов, из-за чего происходящее больше походит не на благородное дело, а на передел рынка.
Как вообще эта очевидно запретная деятельность существовала столь долгое время, если не без сознательного игнорирования силовиками? Да и не все согласны с тем, чтобы разрешить «одноруким бандитам» грабить граждан на совершенно законных основаниях.
Однако экономический смысл тому есть.
Держитесь за кресло: примерный оборот отрасли – один миллиард долларов США или даже более, а оптимисты вроде Арахамии анонсируют разрастание до трёх миллиардов, с 10 миллионами долларов налогов.
Это немалые деньги, которые можно было бы вернуть в бюджет не только в чистом виде – обязав операторов, например, финансировать социальную инфраструктуру.
Хотя не все с такими цифрами согласятся: в УНЛ считают, что размер рынка – 100 млн евро в год, и украинец на лотереи тратит 50 евроцентов, в Евросоюзе же – более 40 евро.
А исследование при поддержке «Международной антинаркотической ассоциации» показывает: более половины опрошенных лотереями не интересуются.
В то же время существует и такое направление, как Интернет-казино, которое тоже в Украине как бы запрещено, но как пресекать его деятельность – сказать сложно, разве если блокировать доступ к сайтам, как к российским социальным сетям.
Но ведь и VPN не отменял никто.
Обмен валют.
При пресловутых полулегальных игровых салонов часто функционируют обменные пункты.
Косвенно можно определить, что они тоже не очень легальные: по упавшим объёмам продаж валюты в банках.
Если в лучшие времена эта цифра достигала 3 миллиардов долларов США, то теперь – на уровне полутора.
Двукратное падение не получается обосновать даже падением экономики, зато ростом теневой – вполне возможно, о чём и говорит Ирина Пионтковская из Центра экономической стратегии.
По её словам, этот «неформальный» сегмент валютного рынка и обслуживает теневой экономический сектор.
После резкой тенизации наличного валютного рынка в 2014-2016 годах , в 2017-2019 годах объемы валютных операций через банки начали восстанавливаться.
В 2019 году оборот наличного валютного рынка составил 29,7 млрд долл.
или 84% от 2013 года, что частично можно обосновать падением экономики.
Детенизация наличного валютного рынка в 2017-2019 годах объясняется, прежде всего, снятием Нацбанком в этот период валютных ограничений, таких как, сбор на покупку валюты, ограничение суммы снятия валюты с валютного депозита, ограничение суммы покупки валюты и т.
Куда же деваются все эти нажитые честным и не очень честным трудом деньги, идущие мимо кассы… то есть мимо бюджеты? А в офшорные зоны.
Разные данные сходятся в том, что общий объём выведенных в офшоры средств из Украины за годы независимости превышают отечественный ВВП – например, 148 млрд долларов.
Ежегодно так «теряется» 11-12 млрд долларов.
Делается это, очевидно, чтобы избежать уплаты налогов и защитить капиталы от посягательств.
Учитывая, что ВВП Украины составляет ~110 млрд, в офшоры уходит десятая его часть.
Тут, правда, нужно оговорить тот момент, что 8% мирового ВВП сокрыто в офшорах.
То есть мы как бы в мировом тренде, но легче от этого не становится.
Исследование Financial Secrecy Index за 2018-й год и вовсе представило ужасную картину, согласно которым Украина входит в топ-15 развивающихся стран из 75, где капитал интенсивно выводят в налоговые гавани.
Одно из главных последствий – сокращение социальных расходов государств, бюджеты которых недополучают средства и вынуждены экономить на собственном населении.
Наркотики, оружие, проституция.
Ну и под конец приведём немного оценок, каковы финансовые обороты в криминальной деятельности.
Напомним, что со стороны «слуг народа» звучали инициативы о легализации медицинского каннабиса и проституции.
Поддержала эту идею и экс-министр здравоохранения Ульяна Супрун.
Мотивируют наполеоновскими планами превратить Украину в восточноевропейский Амстердам по соседству с Лас-Вегасом.
А министр экономического развития и вовсе говорил, что пробовал курить травку, пока писал дипломную работу.
Шаги в данном направлении, правда, принимаются неохотно, ввиду неоднозначного общественного восприятия тем.
Но, если рассуждать сугубо о положительных сторонах….
Чтобы хоть немножечко представить, какие суммы вращаются в украинской наркоторговле – в Украине регулярно задерживают преступников с ежемесячным оборотом в 10 миллионом гривен, и рекордные партии запрещённых веществ, например, героина на 50 млн грн.
Во многом потому что Украина является удобным перевалочным пунктом для поставок этого наркотика из Афганистана: тут и проверяют не слишком жёстко, и договориться можно.
Причём иногда наркоторговлей занимаются работники полиции, внося дополнительную идиотинку в творящийся в стране кафкианский кошмар.
А 80 субстанций до сих пор как наркотики не классифицируется, даже если в Европе давно так.
В 2013 году оценка всего проходившего через Украину европейского наркотрафика составляла 4-5 млрд долларов, где-то 10% от общего объёма; как вы уже поняли, с тенденцией к росту.
И то, это оценка именно что трафика, а сколько «веществ» производится и распространяется в Украине – и вовсе сказать затруднительно.
При этом наркотики – роскошь для небедных, во всяком случае в рейтинге, какую долю своего еженедельного дохода средний гражданин должен потратить на «стандартную корзину наркотиков», нашей страны не оказалось; соседние Румыния и Россия, кстати, заняли 47-е и 48-е места соответственно.
Чёрный рынок оружия в Украине насчитывает более 3 млн единиц оного на руках; такой всплеск вызван разграблением складов на Западной Украине и последовавшей войной.
Доходит до того, что иностранные террористы у нас скупаются.
Точные суммы подсчитать затруднительно, но пистолет можно купить за 5-10 тыс., гранату – за 600 грн.
И СБУ регулярно партии изымает.
В 2016-м году, например, более полумиллиона боеприпасов отобрано.
Исследование масштабов проституции в нашей стране в 2012-м году проводил Украинский институт социальных исследований им.
Яременко ; было насчитано около 50 тысяч человек, занимающихся коммерческим сексом.
И это очень приблизительная оценка в сравнительно благодатный период; есть и более пессимистичная – до 80 тысяч.
Что же касается оборота, то оценку ему дала, как это ни странно, правая партия «Демократична сокира», причём из своих функциональных соображений.
Говорят, рынок составляет около 4 млрд грн, чего хватит на модернизацию 150 танков Т-64.
И в случае легализации отрасли вовлечённые лица будут проверяться на ИППП и окажутся защищены законом от злоупотребления сводников.
Хотя у той же «сокири» как ревнителя традиций хочется спросить: а вам хотелось бы, чтобы у ваших дочерей в трудовой книге стояла отметка о стаже работы профессиональной проституткой? Или вы скажете, это всё равно лучше, чем быть политиком?.
д., поскольку обороты в них подсчитать невозможно.
В качестве вывода.
Подводя итоги, должны констатировать, что реальные объемы теневой экономики Украины подсчитать невозможно по понятным причинам.
Однако, по самым скромным оценкам, которые основываются на собранной в данном материале информации, они значительно превышают сумму в 18 млрд.
Для сравнения: ВВП Украины в 2018 г.
составил 130,832 млрд долл., в 2019 – 155 млрд долл.
, размер валового внешнего долга по состоянию на конец сентября 2019 г.
– 119,953 млрд.
долл, доходная часть государственного бюджета 2020-го года – 45,546 млрд долл.
, на покрытие дефицита пенсионного фонда в 2020 году планируется потратить 7,156 млрд долл.
; размер долга населения Украины за коммунальные услуги, не учитывая электроэнергию, в ноябре 2019 г.
составил 2,284 млрд долл.
Теневую экономику сложно оценивать с точки зрения «хорошо-плохо».
В условиях кризиса она помогает какой-то части населения выжить за счёт дополнительных доходов.
Однако высокий её уровень показывает слабость официальных институтов и непривлекательность действующей модели: экономической, социальной, политической.
Недополученные налоговые отчисления могли бы пойти на финансирование необходимых программ, пользу от которых получили бы в том числе те, кто целенаправленно уходит в «тень».
А дерегуляция и халатность МВД в отношении целых отраслей приводит к грубым правонарушениям, в которых пострадавшим сложно даже доказать, что они пострадали.
Поэтому детенизация Украине нужна однозначно.
Но проводиться она должна с умом, не без учёта общественного мнения, но и с пониманием, когда лучше зайти с позиций силы.
Ведь в таких отраслях, как игорный бизнес, сферы влияния до недавних пор были поделены, и вовлечённые туда люди сидели во властных кабинетах – а некоторые сидят до сих пор.
Так что это вопрос того, насколько у Зеленского готовы идти на конфронтацию.
С малым бизнесом, как мы знаем, церемонятся не особо.
А вот что будет с противодействием «государствам в государстве», как в случае с «янтарной республикой» – это станет понятнее уже в решающем для власти 2020-м году.
Эффективная детенизации экономики позволяет Украине даже в ближайшей перспективе отказаться от внешних заимствований и ликвидировать бюджетный дефицит, а дальнейшем – аккумулировать значительные средства для реализации масштабных социальных или инфраструктурных проектов.
Лекс Свифт,.
Иван Боярчук.
Руслан Бортник,.
Ева Антоненко.
Виктор Скаршевский.
специально для УИАМП.

