Выход из сумрака: нужна ли детенизация украинской экономики
Выход из сумрака: нужна ли детенизация украинской экономики

Выход из сумрака: нужна ли детенизация украинской экономики

Когда тему теневой экономики очередной раз запускают в публичный украинский дискурс, сопровождается это обычно обещаниями вывести что-то из тени, создать рабочие места и увеличить отчисления в государственный бюджет.

Но с этими благими намерениями связаны различные сложности.

Начать стоит с того, что «теневая экономика» – это не совсем неправильная экономика.

И наивно считать, что на Западе её нет.

Это не так.

Даже больше – в СССР теневая экономика успешно сосуществовала с плановой, и меры, направленные на борьбу с ней, были не настолько уж жестокими, благо «тень» обеспечивала некоторый дополнительный уровень благосостояния для миллионов советских граждан.

Есть ряд классических причин, почему предприниматели уходят в тень:.

– финансовые издержки из-за налогов снижают конкурентоспособность на рынке, на котором и так многие работают неофициально.

То есть, если легализоваться заставят, тем самым цены товаров и услуг будут меняться в сторону повышения, а ведь мало кто захочет ради верности букве закона согласиться на снижение своих доходов;.

Чтобы разобраться со всей необходимой документацией и отчётностью, приходится либо тратить своё время и нервы, либо держать бухгалтера на ставке или фрилансе.

Это дополнительные расходы, положительный эффект которых для предпринимателя неочевиден;.

– трудоустройство.

Невыгодно платить налоги за каждого трудоустроенного официально работника, а действующие нормы КЗо.

Та стесняют в возможностях увольнять кого попало, когда захочется;.

– зачем мне это? Среди украинского предпринимательства давно складывается культ «наших денег» – отсюда их увлечение идеалами либертарианства и симпатии к антикоррупционным активистам.

Бизнесу кажется, что каждая заплаченная ими государству гривна будет потрачена на покупку золотых унитазов, а не на общее благо, да и к социальным программам отношение у них своеобразное.

И кстати даже различные реформы дерегуляции не гарантируют скорого выхода из «тени» – распиаренные грузинские рыночные преобразования, например, за период 2003-2007 способствовали сокращению менее чем на 4%, до… 62%.

Поэтому неудивительно, что инновации вроде закона о кассовых аппаратах подогревают желание закрыть бизнес и вообще ничего официально не платить.

Или же мигрировать за границу.

Масштабы теневой экономики в Украине.

Теневая экономика на то и теневая, что никто доподлинно не знает, каковы её реальные объёмы.

Имеющаяся методология даже не даёт ответа на вопрос, отражены ли подсчитанные значения в ВВП государства, или эти суммы вращаются совершенно независимо? Первый вариант представляется более реальным, вопреки существующему представлению о контрабанде размером с госбюджет, поскольку такие теневые обороты товаров той или иной мерой в численных оценках экономики всё же отражаются, в частности на расходах тех потребителей, которые на свои теневые доходы затем покупают себе различные блага уже вполне легально.

Существует большой разброс оценок, какую долю она составляет от ВВП.

Так, КМИС в 2018-м году давал оценку в 47%, с тенденцией к росту, причём самыми «тёмными» отраслями назвали строительство и розничную торговлю.

Эти цифры не сильно отличаются от региона к региону.

Согласно их статистическим данным, 40% доходов предприятий не задекларированы, треть работников не устроены официально, почти половина зарплат выплачивается неофициально.

Предприниматели опасаются жёстких штрафов за недостоверную отчётность, а потому избегают таковой вовсе.

Что касается западных исследований, Международный валютный фонд оценивает теневую экономику Украины в 42,9% суммарного ВВП.

Эта цифра приведена в докладе экспертов МВФ по 158 странам Леандро Медины и Фридриха Шнейдера из Университета имени Кеплера.

Согласно тому же докладу, объемы теневой экономики России составляют 33,7% ВВП, Беларуси - 32,4% ВВП.

Среди стран Евросоюза наиболее сравнимым с Украиной оказался Кипр с его 32,2% «теневого» ВВП.

А вот в Польше этот показатель вдвое ниже - 16,7%, в Чехии - 10,5%.

У Минэкономразвития на этот счёт куда более оптимистичные взгляды: в июле 2019 они рапортовали, что уровень теневой экономики составляет лишь 30% от ВВП, и это самый низкий показатель за последние десять лет.

Это более триллиона гривен, примерно 38 миллиардов долларов США, при международных резервах Украины в 20 миллиардов долларов.

Любопытно, кстати, что наилучшая статистика – в сельском, лесном и рыбном хозяйстве, лишь 12% от общего финансового оборота в данных сферах; поясняют это льготными кредитными условиями в агросекторе.

С другой стороны: а как же экспорт леса-кругляка под видом досок? А браконьерство, нелегальные поборы местных царьков за ловлю в «своих прудах» и подобные прелести промыслов в регионах? Плюс почему-то, когда МЭРТ включил в свою методологию продажу сельхозпродукции домохозяйств на рынках, теневой экономики получилось насчитать более 50%.

Советник президента Олег Устенко предполагает, что в украинской экономике через различные коррупционные каналы движется где-то как минимум $ 10 млрд в годовом измерении.

«Это число легко получить.

ВВП у нас $ 130 млрд.

В тени у нас, согласно статистике или исследованиям Организации экономического сотрудничества и развития, находится где-то около $ 60-65 млрд.

$ 60 млрд производится в тени, но это не значит, что с них не платится налог – с них уплачивается коррупционный налог.

Величина этого налога составляет как минимум 20%.

А судя по анекдотическим историям, которыми кишит наше интернет-пространство, он может быть и выше.

Но если мы возьмем за оценку 20% от $ 60 млрд, это даст сумму в $ 12 млрд, что соответствует моим предположениям – более $ 10 млрд ходит через различные коррупционные каналы в годовом измерении».

Бывает и так, что комментаторы призывают не бояться теневой экономики, называя её естественной составляющей хозяйства любого государства , и это не выдумка: в США, к примеру, данная тема изучена достаточно слабо, и в 2013-м лишь методом экстраполяции смогли предположить, что объём теневой экономики Штатов превышает 2 триллиона долларов.

В Западной Европе лидером является центральная для Европейского союза страна Бельгия – 16-17% ВВП, а в Восточной Европе доля достигает 30%.

Европейская экономика недополучает более 450 миллиардов евро ежегодно из-за «тени».

Примерные оценки украинских бюджетных потерь со всеми офшорами и контрабандой по самому пессимистичному прогнозу составляют около 200 млрд грн.

Для сравнения: бюджет на 2020-й год немногим более 1 трлн грн.

Причём неофициальное трудоустройство и занижение оборотов не являются в этом ряду основными «вредителями».

Больше всего бюджет Украины недополучает средств из-за схем на таможне и вывода прибылей в офшоры – таков результат исследования схем уклонения от налогов, проведенного Институтом социально-экономической трансформации и Центром социально-экономических исследований CASE-Ukraine.

Однако не все эксперты соглашаются с подобными выводами, обращая внимание на несовершенство используемой методологии, а также на противоречия в сладких речах МЭРТ: сначала там хвастаются неожиданным ростом роста ВВП, затем – сокращением теневой экономики.

Так что же на самом деле происходит: рост экономики или легализация «тени»? Да и официальная динамика отдаёт «зрадой», поскольку из неё выходит, что теневая экономика при «легитимном» падала , а в 2014 резко подскочила , с дальнейшей тенденцией к спаду.

В то время как нет оснований считать, что сейчас с ней обстановка много лучше, чем в дореволюционном 2013-м.

Был ли рост украинской экономики в 2016-2017 годах? По данным Госслужбы статистики и оценкам Минэкономики – не было.

Так, правительство отчиталось, что с 2015 года в Украине стремительно снижается доля теневой экономики: в 2017 году размеры теневой экономики были на 32% меньше, чем в 2014 году.

С 2016 года, не так стремительно, но растет официальный ВВП: в 2017 году официальный ВВП был выше на 5%, чем в 2015 году.

Давайте добавим к официальному ВВП размеры теневой экономики и посмотрим динамику развития общей экономики.

И получим, что в 2016 и 2017 в украинской экономике был не рост, а спад :.

- в 2016 общий ВВП снизился на минус 1,3%, а не вырос на 2,4%,.

- а в 2017 – снизился на 0,5%, а не вырос на 2,5%.

Объясняется это тем, что по оценкам Минэкономики, в 2016-2017 годах теневая экономика сокращалась быстрее, чем росла официальная.

В результате, сложив две позитивные тенденции, спад теневой и рост официальной, получаем общую негативную - спад.

В 2018 году, по данным Минэкономики, сокращение теневой экономики замедлилось и общий ВВП вырос на 2,5%, что все же ниже роста официального ВВП в 2018 .

До Евромайдана, в 2013-м году, 41% закупок государственных и коммунальных предприятий проводились без применения тендерных процедур; по данным СБУ, 50-75% бюджетных ассигнований во время процедуры госзакупок осваивались с многочисленными нарушениями.

Общие потери госбюджета оценивались в 10-15% ежегодно.

К 2015-му году картина красивее не стала: потери составляли уже 50 млрд грн, что правда в долларовом эквиваленте – лишь 2,4 млрд, но в тени находилось уже 75% закупок.

С тех пор была введена в строй система Pro.

Zorro, которая должна была обеспечить полнейший контроль за ходом госзакупок.

Однако разного рода махинации никуда не делись, особенно в регионах – там всё так же приобретают товары и услуги у монополистов по завышенным ценам, зато попутно научились обходить ограничения, вызванные условиями тендеров.

Что особенно любопытно – в соседней Польше точно так же частым поводом для коррупции оказываются излишне точно прописанные условия выполнения тендеров, которым соответствуют один-два подрядчика.

Аренда недвижимости.

Легальная аренда квартиры, комнаты или жилого дома выглядит так: составляется двухсторонний договор между арендодателем и арендатором, в котором чётко прописаны порядок оплаты, взаимная ответственность и действия при возникающих внештатных ситуациях, после чего документ заверяет нотариус, а физическое лицо-предприниматель, предоставляющее в пользование свою недвижимость, ежемесячно платит государству НДФЛ в размере 18% от стоимости месячной аренды и военный сбор 1,5%.

На практике к таким мерам прибегают в чрезвычайных ситуациях – для обеих сторон непонятно, зачем им платить налоги.

В итоге аренда осуществляется по договорам, не имеющим юридической силы, а потому они не могут служить средством защиты своих интересов в суде.

Собственники не застрахованы от ситуации, когда об аренде с ними договариваются по липовым паспортам, а затем обносят квартиру до голых стен.

Зато они могут по надуманным причинам выселить арендатора, не заплатив положенную компенсацию.

Приблизительная оценка уровня «тени» в аренде – 90%.

То есть практически вся сфера не приносит государству доходов.

В 2018-м обсуждалась идея о снижении ставки с 18% до 5%, правда при сохранении военного сбора , попутно обсуждался закон о арендном жилье, но потом сменилось правительство и тема заглохла.

Закон о риэлтерской деятельности в Украине тоже не могут принять уже долгое время, отчасти из-за опасений ассоциации риелторов о лоббизме крупных компаний.

Отсутствие юридического урегулирования отрасли подменяет профессиональные услуги «информационными», по договорам, к которым формально не подкопаешься, но по факту издевательство.

В результате наравне с добросовестными риелторами работают различные предприимчивые мошенники.

Учитывая, что за долгие годы искоренить схемы наподобие «предоплатчиков» не удалось, а некоторые конторы подолгу существуют на одном и том же месте, невольно ловишь себя на мысли, что дивиденды от этого получает кто-то в правоохранительной среде или вовсе во власти.

Адекватная легализация, с отчислениями средств в местный бюджет, могла бы оказаться полезной для развития местной инфраструктуры, но только при посильной ставке и предоставлении комфортного срока для оформления данного бизнеса.

А, учитывая, что немало собственников недвижимости не собираются заниматься какой-либо ещё предпринимательской деятельностью, следовало бы разработать вариант, как можно предоставить им особый статус без регистрации ФЛП.

Сами арендаторы тоже могли бы отмечаться в базе, чтобы иметь право на предоставление услуг по месту фактического проживания.

Словом, есть над чем подумать «информационным трансформаторам».

Более половины украинского рынка спирта находится в тени, хотя ещё в 2007-м этот показатель составлял лишь 10%.

Одной только нелегальной водки производится на 15 млрд грн.

за полугодие.

Это закономерный результат реформы дерегуляции времён кабинета Яценюка, от которой уже в 2016-м году по стране прокатилась волна отравлений суррогатным спиртом со смертельным исходом .

Новая власть под те же лозунги в стиле «регулируемый бизнес – плохой бизнес» готовит отмену госмонополии на производство спирта.

В результате любой, у кого есть самогонный аппарат и деньги на лицензию, сможет в кустарных условиях производить алкогольные суррогаты, потенциально опасные для здоровья потребителя.

А если есть целый завод – завалить своим фальсификатом полки магазинов.

Последовательность в принятии таких мер под очень большим вопросом.

Начиная с 2014-го года производство водки по официальным данным ежегодно сокращается на 15-20%.

Зачем кому-то выдавать свои объёмы производства и платить акцизный сбор, теряя конкурентоспособность – непонятно.

Демонополизировать рынок, может, и не такая плохая идея, но госконтроль за ним отменять – пагубная инициатива.

Учитывая, что алкоголь убивает граждан за их же собственные деньги, и если он будет убивать их быстрее – нарушается уже не право на свободу предпринимательства, а право на жизнь и здоровье.

Этой теме УИАМП посвятил отдельное исследование, поэтому пройдёмся по ней коротко.

Как ни странно, но налоговый нигилизм здесь насаждают… агрегаторы наподобие Uklon и Uber, которые тоже как риелторы оказывают «информационные услуги» вместо квалифицированных пассажирских перевозок.

Несмотря на раскрученный бренд, отсутствие внятных проверок собственных работников ставит под угрозу самих клиентов, вплоть до их попадания в ДТП или риска быть изнасилованной водителем.

После чего привлечь его к ответственности может оказаться проблематично, особенно если он имеет хорошие связи в местных правоохранительных органах.

Общий объем рынка такси в Украине, по состоянию на 2018 г., составлял около 40 млрд грн./год при средней тенизации рынка в 95%.

Таким образом, несложно подсчитать, что теневой объем рынка такси в Украине составляет примерно 38 млрд грн.

в год, или 1,583 млрд долл.

Потери от теневого рынка нефтепродуктов в 2018-м году оценивались в 10 млрд грн.

, с более чем 1,5 тысяч нелегальных АЗС.

При этом говорилось, что общий объём реализуемого незаконно дизтоплива – около 20%, сжиженного углеводородного газа – половина.

Нужно понимать: это топливо неизвестно как изготавливается, где-то хранится, а потом его остатки куда-то деваются.

Общий объём рынка СУГ в Украине в 2018 – 1,728 млн тонн, из которых 1,316 было импортировано, таможенная стоимость импорта – 655,2 млн долларов.

В этом году на сжиженный газ из России вводили пошлины в размере 3% с 1 октября.

То есть сбор с такого объёма импорта составил бы примерно полмиллиарда гривен.

Рекордный объём рынка ДТ в том же году составил 6518,3 тыс.

тонн, из которых только 11% – топливо украинских производителей, экспорт из России – почти 40%, то есть 2,607 млн тонн.

На дизель тоже с 1 октября установили пошлины в размере 4%.

Навскидку это ещё миллионов сто одних только пошлин.

Наши расчёты, конечно, очень приблизительны, поскольку недавно между Украиной и Россией начались очередные нефтяные споры, в ходе которых Россия запретила отгрузку нефтепродуктов в нашу страну, а правительство в срочном порядке принялось за импортозамещение – замещение импорта другим импортом.

Получилось как всегда.

Кстати, эта тема заинтересовала президента Зеленского, призвавшего снизить цены на бензин.

На соответствующей встрече была названа доля нелегальных АЗС – 25%.

Так что тут возможны некоторые положительные подвижки.

Торговля и контрабанда.

Одна из наиболее «затемнённых» отраслей, которая при этом достаточно разнообразна по своей структуре.

К примеру, доля тени в обороте бытовой техники оценивается в 40%, алкоголя – до 50%, а в случае с ювелирными изделиями – до 80%.

Бытовая техника, к слову, с 2014-го года «обвалилась» в статистике по импорту, что связывают со схемами на таможне и с Интернет-торговлей.

Например, в 2016-м году называли потери бюджета на теневой электротехнике в объёме 1,35 млрд грн.

Власть периодически пытается принять меры, но сталкивается с недовольством бизнеса, как это было с законопроектами 1053-1 и 1073.

К примеру, компания «Цитрус» предлагала «посмотреть, как реализовано это в развитых европейских странах».

Но в развитых европейских странах и теневая экономика не такая теневая, как в Украине.

Оба закона, к слову, были подписаны президентом.

Как это поспособствовало детенизации – сможем оценить лишь по итогам 2020-го года.

К слову, о схемах на таможне.

Европейская Бизнес Ассоциация утверждает, что на электронику и технику приходится только ~20% всей контрабанды, а общий её объём составляет 10 млрд долларов ежегодно.

Это выше, чем прошлогодние данные собственно погранслужбы, насчитавшей «не менее 4 млрд».

В 2018-м публикации в немецких изданиях говорили то о коррупции на украинской таможне объёмами 4,8 млрд США в год, то о ежегодных потерях 750 млн евро для бюджета.

Последняя цифра получена экстраполяцией данных по горной промышленности, а как мы уже знаем, некоторые сферы-то коррумпированы ещё более.

Нынешнее Министерство социальной политики предлагает сделать фриланс видом трудовой деятельности, что как бы противоречит самой логике фриланса, подразумевающей, что официально не устроенный в компании работник выполняет заказы, и за это получает оплату.

А рынок в Украине, меж тем, большой: одна из крупных Интернет-бирж подсчитала, что общий бюджет всех заказов за 2018-й год составил 240 млн грн, что на треть больше показателей 2017-го года.

Это вполне соответствует данным Forbes, по которым Украина вошла в тройку наиболее быстрорастущих рынков фриланса – во втором квартале 2019 он увеличился на 36% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Проблема в том, что фриланс – понятие широкое, и по-хорошему сантехник, вызываемый по объявлению – тоже фрилансер, который вполне может не платить за свою деятельность никаких налогов кроме НДС.

Уязвимость таких работников – риск не получить заслуженной оплаты, особенно если заказы выполняются через Интернет.

Поскольку никакой трудовой договор не заключается, то и отношения держатся на чистом доверии.

Но и если его легализуют, это будет уже не совсем фриланс, тем более если работа изначально задумывалась как анонимная.

Поэтому решительно непонятно, что такая легализация даст.

Добыча янтаря и иное браконьерство.

Скандальная тема, которая была поднята ещё при Януковиче, не была разрешена при Порошенко, и пока что не выправляется даже после того как президент Зеленский потребовал её урегулирования.

И то, речь идёт не о запрете брутальной по отношению к природе добычи, а о её легализации, ибо, как говорил сам экс-президент, 90% янтаря добывается нелегально при поддержке местных силовиков и чиновников.

Внезапно оказалось, что на украинской территории существует целая «янтарная республика», в которой дети вместо того, чтобы ходить в школу, занимаются рытьём почвы и помощью родителям-добытчикам.

По словам экс-замминистра главы Минэкологии Светланы Коломиец, только 4 тонны камня было добыто в 2015 году на предприятиях, имеющих соответствующие разрешительные документы.

Все остальное – теневой рынок.

Так что тут просто без вариантов: брать под контроль и легализировать.

По оценкам нынешнего премьера Гончарука, бюджет недополучает миллиарды гривен, но более точные цифры назвать сложно.

К примеру, в 2016-м рынок добычи оценивали в 230-300 млн долларов, при рентной плате в бюджет в размере всего 50 тысяч гривен.

При этом, по данным Госказначейства, в 2016 г.

в государственный бюджет от добычи янтаря поступило 2,08 млн грн.

при плане на 2016 г.

в размере 1,5 млрд грн.

В бюджете на 2020 год предусмотрены доходы от рентной платы за пользование недрами для добычи янтаря в сумме 532,1 млн грн.

Фактические же поступления по этой статье за 11 месяцев 2019 года составили всего 747,4 тыс.

или $31,1 тыс.

Другими словами, власть планирует в 2020 году увеличить доходы от рентной платы по янтарю более чем в 700 раз по отношению к 2019 году.

Кроме браконьерской добычи янтаря в Украине процветает незаконный намыв и продажа песка, щебня, нелегальная вырубка леса и т.

Масштабы такой деятельности впечатляют.

Британская природоохранительная организация Earthsight, которая занималась расследованием браконьерской заготовки и контрабанды леса-кругляка в Украине опубликовала данные, которые свидетельствуют о 70% доле украинского дерева в ЕС.

По данным Европейского Союза, в 2017 г.

только в страны ЕС из Украины было ввезено древесины на $1,14 млрд.

А по официальным данным, в том году из Украины было экспортировано лесопродуктов на сумму всего $95,1 млн.

Разница в размере более $1 млрд – это и есть оборот теневого лесного бизнеса.

Во власти, кстати, отмену моратория на вывоз леса-кругляка назвали приоритетной темой, а именно это сделал вице-премьер по евроинтеграции Дмитрий Кулеба.

То есть в данном случае под видом детенизации речь идёт о легализации крайне непопулярной деятельности в интересах чужого народа.

Игорный бизнес.

Другая скандальная тема, которая вошла в острую фразу прямо на днях – нелегальные и полулегальные казино и салоны игровых автоматов.

Напомним, что их деятельность вообще-то формально была запрещена правительством Тимошенко ещё в 2009-м году, однако со временем они адаптировались, скрывшись за вывесками «лотерейных операторов».

За прошедшие десять лет тему легализации игорного бизнеса обратно обсуждали не раз, в том числе и у президента Зеленского.

Однако после провала голосования за соответствующий закон обиделись и дали приказ полиции развязать этому бизнесу войну, в результате чего за ночь по всей стране стало меньше работающих заведений данного направления.

У скептиков и конспирологов эта история вызвала улыбку: ведь полицию подозревают в причастности к крышеванию салонов, из-за чего происходящее больше походит не на благородное дело, а на передел рынка.

Как вообще эта очевидно запретная деятельность существовала столь долгое время, если не без сознательного игнорирования силовиками? Да и не все согласны с тем, чтобы разрешить «одноруким бандитам» грабить граждан на совершенно законных основаниях.

Однако экономический смысл тому есть.

Держитесь за кресло: примерный оборот отрасли – один миллиард долларов США или даже более, а оптимисты вроде Арахамии анонсируют разрастание до трёх миллиардов, с 10 миллионами долларов налогов.

Это немалые деньги, которые можно было бы вернуть в бюджет не только в чистом виде – обязав операторов, например, финансировать социальную инфраструктуру.

Хотя не все с такими цифрами согласятся: в УНЛ считают, что размер рынка – 100 млн евро в год, и украинец на лотереи тратит 50 евроцентов, в Евросоюзе же – более 40 евро.

А исследование при поддержке «Международной антинаркотической ассоциации» показывает: более половины опрошенных лотереями не интересуются.

В то же время существует и такое направление, как Интернет-казино, которое тоже в Украине как бы запрещено, но как пресекать его деятельность – сказать сложно, разве если блокировать доступ к сайтам, как к российским социальным сетям.

Но ведь и VPN не отменял никто.

Обмен валют.

При пресловутых полулегальных игровых салонов часто функционируют обменные пункты.

Косвенно можно определить, что они тоже не очень легальные: по упавшим объёмам продаж валюты в банках.

Если в лучшие времена эта цифра достигала 3 миллиардов долларов США, то теперь – на уровне полутора.

Двукратное падение не получается обосновать даже падением экономики, зато ростом теневой – вполне возможно, о чём и говорит Ирина Пионтковская из Центра экономической стратегии.

По её словам, этот «неформальный» сегмент валютного рынка и обслуживает теневой экономический сектор.

После резкой тенизации наличного валютного рынка в 2014-2016 годах , в 2017-2019 годах объемы валютных операций через банки начали восстанавливаться.

В 2019 году оборот наличного валютного рынка составил 29,7 млрд долл.

или 84% от 2013 года, что частично можно обосновать падением экономики.

Детенизация наличного валютного рынка в 2017-2019 годах объясняется, прежде всего, снятием Нацбанком в этот период валютных ограничений, таких как, сбор на покупку валюты, ограничение суммы снятия валюты с валютного депозита, ограничение суммы покупки валюты и т.

Куда же деваются все эти нажитые честным и не очень честным трудом деньги, идущие мимо кассы… то есть мимо бюджеты? А в офшорные зоны.

Разные данные сходятся в том, что общий объём выведенных в офшоры средств из Украины за годы независимости превышают отечественный ВВП – например, 148 млрд долларов.

Ежегодно так «теряется» 11-12 млрд долларов.

Делается это, очевидно, чтобы избежать уплаты налогов и защитить капиталы от посягательств.

Учитывая, что ВВП Украины составляет ~110 млрд, в офшоры уходит десятая его часть.

Тут, правда, нужно оговорить тот момент, что 8% мирового ВВП сокрыто в офшорах.

То есть мы как бы в мировом тренде, но легче от этого не становится.

Исследование Financial Secrecy Index за 2018-й год и вовсе представило ужасную картину, согласно которым Украина входит в топ-15 развивающихся стран из 75, где капитал интенсивно выводят в налоговые гавани.

Одно из главных последствий – сокращение социальных расходов государств, бюджеты которых недополучают средства и вынуждены экономить на собственном населении.

Наркотики, оружие, проституция.

Ну и под конец приведём немного оценок, каковы финансовые обороты в криминальной деятельности.

Напомним, что со стороны «слуг народа» звучали инициативы о легализации медицинского каннабиса и проституции.

Поддержала эту идею и экс-министр здравоохранения Ульяна Супрун.

Мотивируют наполеоновскими планами превратить Украину в восточноевропейский Амстердам по соседству с Лас-Вегасом.

А министр экономического развития и вовсе говорил, что пробовал курить травку, пока писал дипломную работу.

Шаги в данном направлении, правда, принимаются неохотно, ввиду неоднозначного общественного восприятия тем.

Но, если рассуждать сугубо о положительных сторонах….

Чтобы хоть немножечко представить, какие суммы вращаются в украинской наркоторговле – в Украине регулярно задерживают преступников с ежемесячным оборотом в 10 миллионом гривен, и рекордные партии запрещённых веществ, например, героина на 50 млн грн.

Во многом потому что Украина является удобным перевалочным пунктом для поставок этого наркотика из Афганистана: тут и проверяют не слишком жёстко, и договориться можно.

Причём иногда наркоторговлей занимаются работники полиции, внося дополнительную идиотинку в творящийся в стране кафкианский кошмар.

А 80 субстанций до сих пор как наркотики не классифицируется, даже если в Европе давно так.

В 2013 году оценка всего проходившего через Украину европейского наркотрафика составляла 4-5 млрд долларов, где-то 10% от общего объёма; как вы уже поняли, с тенденцией к росту.

И то, это оценка именно что трафика, а сколько «веществ» производится и распространяется в Украине – и вовсе сказать затруднительно.

При этом наркотики – роскошь для небедных, во всяком случае в рейтинге, какую долю своего еженедельного дохода средний гражданин должен потратить на «стандартную корзину наркотиков», нашей страны не оказалось; соседние Румыния и Россия, кстати, заняли 47-е и 48-е места соответственно.

Чёрный рынок оружия в Украине насчитывает более 3 млн единиц оного на руках; такой всплеск вызван разграблением складов на Западной Украине и последовавшей войной.

Доходит до того, что иностранные террористы у нас скупаются.

Точные суммы подсчитать затруднительно, но пистолет можно купить за 5-10 тыс., гранату – за 600 грн.

И СБУ регулярно партии изымает.

В 2016-м году, например, более полумиллиона боеприпасов отобрано.

Исследование масштабов проституции в нашей стране в 2012-м году проводил Украинский институт социальных исследований им.

Яременко ; было насчитано около 50 тысяч человек, занимающихся коммерческим сексом.

И это очень приблизительная оценка в сравнительно благодатный период; есть и более пессимистичная – до 80 тысяч.

Что же касается оборота, то оценку ему дала, как это ни странно, правая партия «Демократична сокира», причём из своих функциональных соображений.

Говорят, рынок составляет около 4 млрд грн, чего хватит на модернизацию 150 танков Т-64.

И в случае легализации отрасли вовлечённые лица будут проверяться на ИППП и окажутся защищены законом от злоупотребления сводников.

Хотя у той же «сокири» как ревнителя традиций хочется спросить: а вам хотелось бы, чтобы у ваших дочерей в трудовой книге стояла отметка о стаже работы профессиональной проституткой? Или вы скажете, это всё равно лучше, чем быть политиком?.

д., поскольку обороты в них подсчитать невозможно.

В качестве вывода.

Подводя итоги, должны констатировать, что реальные объемы теневой экономики Украины подсчитать невозможно по понятным причинам.

Однако, по самым скромным оценкам, которые основываются на собранной в данном материале информации, они значительно превышают сумму в 18 млрд.

Для сравнения: ВВП Украины в 2018 г.

составил 130,832 млрд долл., в 2019 – 155 млрд долл.

, размер валового внешнего долга по состоянию на конец сентября 2019 г.

– 119,953 млрд.

долл, доходная часть государственного бюджета 2020-го года – 45,546 млрд долл.

, на покрытие дефицита пенсионного фонда в 2020 году планируется потратить 7,156 млрд долл.

; размер долга населения Украины за коммунальные услуги, не учитывая электроэнергию, в ноябре 2019 г.

составил 2,284 млрд долл.

Теневую экономику сложно оценивать с точки зрения «хорошо-плохо».

В условиях кризиса она помогает какой-то части населения выжить за счёт дополнительных доходов.

Однако высокий её уровень показывает слабость официальных институтов и непривлекательность действующей модели: экономической, социальной, политической.

Недополученные налоговые отчисления могли бы пойти на финансирование необходимых программ, пользу от которых получили бы в том числе те, кто целенаправленно уходит в «тень».

А дерегуляция и халатность МВД в отношении целых отраслей приводит к грубым правонарушениям, в которых пострадавшим сложно даже доказать, что они пострадали.

Поэтому детенизация Украине нужна однозначно.

Но проводиться она должна с умом, не без учёта общественного мнения, но и с пониманием, когда лучше зайти с позиций силы.

Ведь в таких отраслях, как игорный бизнес, сферы влияния до недавних пор были поделены, и вовлечённые туда люди сидели во властных кабинетах – а некоторые сидят до сих пор.

Так что это вопрос того, насколько у Зеленского готовы идти на конфронтацию.

С малым бизнесом, как мы знаем, церемонятся не особо.

А вот что будет с противодействием «государствам в государстве», как в случае с «янтарной республикой» – это станет понятнее уже в решающем для власти 2020-м году.

Эффективная детенизации экономики позволяет Украине даже в ближайшей перспективе отказаться от внешних заимствований и ликвидировать бюджетный дефицит, а дальнейшем – аккумулировать значительные средства для реализации масштабных социальных или инфраструктурных проектов.

Лекс Свифт,.

Иван Боярчук.

Руслан Бортник,.

Ева Антоненко.

Виктор Скаршевский.

специально для УИАМП.

Источник материала
loader
loader