Наследие правительства Яценюка: Яресько в долг брала? Пора отдавать
Наследие правительства Яценюка: Яресько в долг брала? Пора отдавать

Наследие правительства Яценюка: Яресько в долг брала? Пора отдавать

На прошлой неделе украинские долги 2015 года впервые превысили стоимость номинала.

Эксперты гадают, является ли это игрой на повышение, чтобы заставить Украину выкупить свои долги по завышенным ценам, или Киеву нужно начинать думать, как их реструктурировать.

В 2015 году Украина стояла на пороге дефолта.

Платить по внешним обязательствам было нечем.

Тогда правительство Яценюка вело переговоры с кредиторами о реструктуризации долгов.

В итоге министр финансов Наталья Яресько и комитет кредиторов достигли соглашения о реструктуризации части государственного долга общим объемом 18 миллиардов долларов.

Реструктуризация предполагала списание 3 миллиардов, отсрочку платежей по телу кредита в сумме 8,5 миллиарда на 4 года, а также фиксирование ставки купона по всем бондам на уровне 7,75% годовых.

Украина выпустила так называемые ВВП-варранты на сумму списанных кредиторами еврооблигаций.

По условиям выпуска, если прирост ВВП за год будет ниже 3% или реальный ВВП будет меньше $125,4 млрд, то выплат по бумагам не будет.

В случае если прирост реального ВВП составит от 3% до 4%, выплата по бумагам составит 15% превышения показателя ВВП над 3%, а если выше 4% - то еще плюс 40% превышения показателя ВВП над 4%.

Помимо этого, с 2021 по 2025 гг.

платежи ограничены 1% ВВП.

Другими словами, Украине не списали часть долга, а просто отложили его выплату.

Более того, выражаясь языком 90-х, страну поставили "на счетчик".

Парадокс в том, что чем успешнее будет развиваться экономика, тем больше Украина заплатит по долгам.

- Условия реструктуризации долга были крайне невыгодны для украинской стороны: ближайшие десятилетия правительству будет невыгоден рост ВВП выше 3-4%, а ведь стране, оказавшейся в столь трудном финансовом положении, необходимо расти гораздо более быстрыми темпами, чтобы догнать и по возможности перегнать схожие по экономике государства, - пояснил "КП" в Украине" аналитик Tele.

Trade Сергей Родлер.

- Данные условия гораздо хуже тех, которые были достигнуты Россией после кризиса 1998 года.

Тогда инвесторов удалось уговорить на увеличение сроков кредитования и снижения купонной ставки.

По его словам, аналогичные инструменты выпускали и в Греции, и в Аргентине, но никогда раньше они не были настолько ориентированы на кредиторов и не ущемляли страну-должника.

Чтобы экономика росла адекватными темпами, стране придется договариваться либо о пересмотре условий, либо о выкупе варрантов.

Сколько придется заплатить Первые выплаты по украинским варрантам могут совершиться уже в следующем году.

Так, заместитель главы НБУ Дмитрий Сологуб оценил возможную первую выплату по ним в 2021 году на уровне около $100-110 млн.

В качестве начальных данных для расчетов он назвал сделанный Нацбанком прогноз ВВП Украины в 2019 году в 3,5%, номинальный ВВП - около 4 трлн грн и средний курс за минувший год - 25,8 грн/$1.

- Математика там легкая: 3,5% роста дают выплату 100-105-110 млн долларов в 2021 году, - сказал Сологуб, уточнив, что изменения могут быть незначительные.

Замглавы НБУ отметил, что вопрос об определении точной суммы выплаты следует ставить Минфину и искать в детальном описании условий выпуска ВВП-варрантов.

В то же время министр финансов Оксана Маркарова заявила, что триггеры выплаты по ВВП-варрантам на сегодня не наступили.

- И Минфин, и наша команда, которая занимается управлением долга, внимательно анализирует все инструменты, в том числе потенциальные, - сказала министр.

После выпуска ВВП-варрантов в конце 2015 года они котировались по курсу около 50% от номинала, после чего просели до 30%, а историческим минимумом было 28,257% в середине ноября 2016 года.

Затем начался рост их котировок, и к середине апреля 2018 года в ожидании возобновления финансирования МВФ эти бумаги подорожали до локального максимума в 72,5%.

Игра на повышение На прошлой неделе курс ВВП-варрантов Украины, выпущенных в ходе реструктуризации внешнего долга Украины в 2015 году, в пятницу впервые преодолел отметку 100% от номинала и составил около 100,3%.

Это значит, что за украинские реструктурированные долги уже готовы платить больше, чем они стоят.

Правда, эксперты говорят, что нынешнее подорожание украинских варрантов может быть искусственным.

- Важный момент - объем торгов по инструментам незначительный, а, значит, в случае необходимости крупные игроки могут разогнать цены, - пояснил Сергей Родлер.

- Учитывая тот факт, что за последний год никаких серьезных фундаментальных изменений в экономике не произошло, то стоит рассматривать именно "накачку" рынка.

Почему это произошло? Возможно, дело в недавних заявлениях премьер-министра о росте экономики на 40% в ближайшие 5 лет, а также в ожидаемом транше МВФ, который должен способствовать ускорению ВВП.

По его словам, вероятнее всего, инвесторы понимают, что Киеву придется пересмотреть условия рефинансирования и для усиления позиции на переговорах решились на подобные махинации с курсом.

- Так это или нет, мы вряд ли узнаем наверняка, но ясно одно: для дальнейшего развития Украине придется приступить к выкупу варрантов, чтобы снизить давление на экономику, - говорит Родлер.

- Благо пока резервов НБУ для этого предостаточно.

Правда, по какому номиналу будет происходить выкуп этих ценных бумаг, никто не знает.

Украине выгодно купить их как можно дешевле, а кредиторам - продать подороже.

Согласен с коллегой и экономист Алексей Кущ.

Он тоже считает резкий рост стоимости украинских долгов искусственным и не имеющим под собой логического обоснования.

И обращает внимание на малые объемы сделок.

- Если в первые годы выпуска котировки VRI не превышали 30-40% от условного номинала, то в прошлом году их как будто прорвало, - говорит Алексей Кущ.

- В январе 2019-го они котировались на уровне 60%.

А в апреле, на волне успеха Зеленского, выросли до 67%.

В конце июля, когда можно было прогнозировать создание монокоалиции, рост составил до 70%.

После известного спича Гончарука о росте ВВП в ближайшие пять лет на 40% котировки взлетели вообще до 95%, и в декабре, на фоне предварительных оценок динамики валового продукта за 2019-й на уровне 4%, - очередной прыжок до 99%.

Однако, по его словам, в экономическом профиле Украины не произошло ничего фундаментального для рыночного роста котировок почти в два раза.

На самом деле вся эта динамика очень похожа на срежиссированный спектакль.

- Если посмотреть на объемы торгов, то лоты предложения в среднем не превышают 100 тыс.

долларов, а лоты спроса - 20-50 тыс.

долларов, - поясняет Кущ.

- На таких малых объемах с помощью технических котировок можно "нарисовать" рост и до 150% от номинала.

Зачем все это делается? Ответ простой.

Резервы НБУ превысили $25 млрд, на подходе и транш МВФ.

Валюта в стране пока есть.

Так почему бы не разогреть рынок VRI до уровня выше 100% от номинала и не "обосновать" простому украинцу, что для благополучия его детей необходимо выкупить варранты за 3-4 млрд долларов? Как видите, судьба украинских варрантов вызывает больше вопросов, чем есть ответов у финансовых экспертов.

Пока ясно лишь одно: с этими якобы списанными во времена Натальи Яресько долгами придется что-то делать.

Какой путь выберет команда политиков у власти, станет понятно в ближайшее время.

Источник материала
Поделиться сюжетом