Украина-ЕС: «интеграционное торможение» и российский фактор
Украина-ЕС: «интеграционное торможение» и российский фактор

Украина-ЕС: «интеграционное торможение» и российский фактор

Михаил Пашков.

содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова.

Украина-ЕС: "интеграционное торможение" и российский фактор.

12 апреля, 18:08.

Пандемия, сопровождаемая планетарной информационной лихорадкой, породила множество апокалиптических прогнозов, футурологических версий и конспирологических сценариев, возникших или спонтанно, или раскрученных с вполне определенными целями.

Например, – мир никогда не станет прежним, погрузившись в долгие сумерки кризиса, возобладает откат от демократии и усиление тенденций авторитаризма и сильной полицейской государственности, будет наблюдаться "закат США" и дезинтеграция ЕС и т.

и т.

Кстати, недавно Верховный представитель Евросоюза по вопросам внешней политики и политики безопасности Жозеп Боррель заявил, что "полностью очевидно, что Китай и Россия стремятся увеличить свое влияние на глобальном уровне…Эта стратегия построена на демонстрации того, что некоторые политические системы эффективнее наших (европейских) в борьбе с пандемией".

Однако, вполне очевидно, – вирус на некоторое время трансформировал внутренние и внешние приоритеты государств и международных институций.

Но! Отошедшие ныне на второй план региональные и глобальные вызовы и угрозы, зоны турбулентности и линии геополитической конфронтации в постпандемический период неизбежно актуализируются в иных условиях и в новом качестве.

Ныне в украинском политическом дискурсе тема евроинтеграции как бы оттеснена на периферию по многим причинам.

С одной стороны, Украина и ЕС заняты борьбой с вирусом, и речь идет скорее не об интеграции, а о временном "эпидемиологическом дистанцировании" и карантинном режиме работы государственных институций Киева и Брюсселя.

С другой стороны, для Киева нынешние топ-приоритеты – это угроза экономического паралича, кредит МВФ, "банковский закон", рынок земли, Донбасс.

А вот европейская тема скорее связана с помощью в борьбе с коронавирусом.

Например, 2 апреля именно при Офисе вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции был создан единый механизм координации получения международной помощи по противодействию пандемии.

Впрочем, есть и другие внутриукраинские причины, являющиеся темой отдельного разговора.

(Речь о весьма проблемном разделении в программе предыдущего правительства "компетенции" на европейском направлении между профильным правительственным офисом и МИДом.

В свою очередь, кадровая рокировка Вадим Пристайко – Дмитрий Кулеба продиктована, скорее, не государственными интересами, а внутренними противоречиями в президентском окружении.

Да и недавний парламентский турборежим на евроинтеграционном направлении, при всех позитивах, в ряде случаев вызывал вопросы у представителей ЕС).

При этом никуда не делись и хронические украинские проблемы.

Стоит напомнить, что в конце марта 2020 г.

антикоррупционная институция Совета Европы GRECO достаточно критично оценила уровень борьбы с коррупцией в Украине (из рекомендаций GRECO представленных в 2017 г.

Киев выполнил 5, частично – 15 и не выполнил 11).

Безусловно, пандемия притормозила или, скажем, обозначила паузу в европейской интеграции Киева и, в частности, в имплементации Соглашения об ассоциации.

Онлайн-система мониторинга "Пульс Соглашения" по 24 тематическим направлениям пестрит тревожными значками "просрочено" и "в зоне риска".

И речь не только об остроактуальных ныне разделах "общественное здоровье" или "социальная политика и трудовые отношения".

В целом этот "пульс" выглядит нитевидно-прерывистым на фоне парламентского карантина и сосредоточенности правительства на сугубо внутренних проблемах.

Согласно правительственным отчетам, Соглашение об ассоциации в 2017 г.

было выполнено на 41%, в 2018 г.

– на 52%, а в 2019 – на 37% (одна из причин последнего показателя – две избирательные кампании).

Не трудно предположить, что и итоги 2020 г.

будут малоутешительными в связи с пандемией.

Очевидно, что соответствующие сроки выполнения ряда тематических направлений Соглашения должны быть по крайней мере уточнены и пересмотрены в связи с форс-мажорными обстоятельствами.

В свою очередь, не совсем "приоритетно" в апреле 2020 г.

выглядят пять тактических задач, утвержденных на заседании Комитета ассоциации Украина-ЕС в декабре 2019 г.

– от изменений климата до децентрализации процесса евроинтеграции.

В тренде.

Коронавирус атакует человечество: карта по странам за 12 апреля и все подробности.

Безусловно, будут скорректированы ближайшие задачи, обозначенные украинской стороной на европейском направлении.

Во-первых, требует переуточнения временной лаг запуска переговорного процесса по соглашению АСАА ("промышленный безвиз" – т.

сертификация соответствия промышленной продукции).

Во-вторых, нужен разумный алгоритм адаптации работы по ключевым направлениям секторальной интеграции.

В том числе, речь идет и о запланированном ранее внесении изменений в Соглашение об ассоциации, о либерализации квот в рамках зоны свободной торговли, о присоединении Украины к единой транзитной системе ЕС (NCTS).

С другой стороны, сейчас проблематично инициировать подписание соглашения о едином авиационном пространстве.

Одним из ключевых вопросов будет безвизовый режим с ЕС.

Видимо уже сейчас стоит думать о создании единой, согласованной с Брюсселем украинской системы "выездного" тестирования, разработки универсального "сертификата здоровья" для украинских граждан, выезжающих в страны Евросоюза.

Очевидно, что придется корректировать как темпы, так и топ-направления сотрудничества Украина-ЕС, исходя как из ситуации в Евросоюзе, так и состояния украинской экономики.

Однако это вовсе не означает остановки или ревизии евроинтеграционного курса страны.

"Вирусный кризис" – это и вызов, и шанс для развития партнерства Киева и Брюсселя, учитывая как беспрецедентные объёмы фонда созданного ЕС для борьбы с COVID-19, так и синергию совместных усилий для восстановления экономики стран ЕС и Украины.

Так или иначе, пандемия закончится, но есть и другой более опасный и долгосрочный фактор торможения евроинтеграции Украины.

"Вирусный кризис" обнажил и на новом фоне в очередной раз продемонстрировал как неизменную агрессивность и бескомпромиссность Кремля, так и в целом природу и цели политики РФ на украинском направлении.

Во-первых, по мере усиления пандемии российская пропаганда продолжит глобально раскручивать тезис о том, что перед лицом общей угрозы нужно забыть про санкции, про Донбасс и Крым.

Во-вторых, в странах Запада инициируется "волна примирения" с РФ с участием прокремлевского политического истеблишмента, аффилированного с Москвой бизнеса, агентов влияния в масс-медиа и общественных организациях.

Именно с этой целью были организованы пиар-акции "гуманитарной помощи" Италии и США.

И при этом будет осуществляться скоординированный и масштабный российский политико-информационный прессинг с целью фрагментации и дезинтеграции ЕС, провоцирования сепаратистских радикальных настроений.

В-третьих, продолжится гибридная экспансия Кремля на украинском направлении – периодические обострения на донбасском фронте, провоцирование паники и инспирирование внутренней нестабильности.

СБУ уже пресекла деятельность ряда украинских интернет-агитаторов, которые по указке российских кураторов сеяли панику, недоверие к власти.

Иными словами, РФ использует пандемию и ее экономические последствия как дополнительный фактор в "войне на истощение" с Украиной.

Однако, весьма важно то, что нынешняя ситуация, при всех проблемах и сложностях, – лишнее подтверждение тому, что альтернативы евроинтеграционному курсу не существует.

И речь не только о геополитическом, цивилизационном выборе, а и о вполне прикладных вещах – помощи в преодолении пандемии и восстановлении экономики, поддержки в осуществлении реформ, солидарности в противостоянии российской гибридной агрессии.

Собственно говоря, движение к ЕС и соответствующие "попутные" внутренние перемены, все более и более отличающие Украину от восточного соседа, очевидно, самое действенное средство против экспансии Кремля.

Ибо, по словам древних, лучшее средство борьбы с врагом – это не быть на него похожим.

Подпишись на наш telegram.

Только самое важное и интересное.

Подписаться.

Реклама.

Теги по теме
Евросоюз
Источник материала
loader
loader