7 мая 2002 года я сидел перед телевизором и смотрел футбольную трансляцию на "Першом національном".
Тогда у нас обычно показывали на всю страну матчи национального первенства, в коих играли либо киевляне, либо "Шахтера", и гораздо реже можно было увидеть поединок без обоих грандов.
Однако таким было решение составителей календаря высшей лиги-01/02.
Ваш покорный слуга успел вернуться из школы и уселся смотреть футбол.
Уселся, ибо матч-то ожидался интересный.
Второй сезон кряду у нас шла отчаянная борьба за золотые медали, о которой многие мечтали долгие годы.
И именно на матч 7 мая поклонники "горняков" возлагали серьезные надежды, ведь киевлянам предстояло биться в Запорожье с "Металлургом", который располагался на пятой строчке, находился в отличной форме и под руководством Олега Тарана со всеми на то основаниями претендовал на бронзовые медали.
При этом "казаки" вели жесточайшую борьбу с "Днепром", "Металлистом" и своими тезками из Донецка (поблизости были и "Карпаты", однако они полностью.
завалили весеннюю часть сезона и де-факто уже выпали из любого соперничества), а плотность в этой части таблицы была такой, что каждое очко могло стать решающим.
Потому не было никаких сомнений в том, что "Металлург" ляжет костьми, чтобы добиться в матче с лидером хотя бы ничьей.
А помочь подопечным Тарана должны были переполненные до предела трибуны стадиона "Торпедо" (так его называют в народе, хотя официально эта арена носит имя "Авто ЗАЗ".
Она никогда не была домашней для "казаков", однако именно в 2002 году они вынуждены были переехать на нее, ибо центральный стадион города формально реконструировался, а де-факто сносился для построения на его месте новенькой "Славутич-Арены", которая откроется в 2006-м).
Первый тайм полностью подтвердил прогнозы.
Хотя начался он так, что показалось: сейчас хозяев погромят.
Не успели команды как следует войти в игру, а динамовцы уже проверили на прочность каркас ворот соперника.
Минуло всего две-три минуты, и вот уже после подачи углового около штрафной "Металлурга" и в ней самой началась неразбериха, которой воспользовался Флорин Чернат: проскочив мимо сбившихся в толпу оппонентов, румын оказался наедине с Андреем Глущенко и хладнокровно послал мяч в сетку мимо вышедшего ему навстречу голкипера.
Секундная стрелка совершала свой всего лишь пятый оборот….
Но запорожцев такой обескураживающий старт не выбил из колеи.
Они быстренько взяли себя в руки и спустя десять минут продемонстрировали, за счет чего им удается бороться за высокие места.
Запрессинговав на чужой половине поля Горана Гавранчича, футболисты "Металлурга" отобрали у серба мяч, далее последовал проход по левому флангу и подача в штрафную.
Мяч улетел в зону правого инсайда, где почему-то в полном одиночестве пребывал Денис Смирнов.
Он с полным комфортом принял мяч, осмотрелся, увидел .
мчащегося навстречу Виталия Реву, прицелился и послал "круглого" в дальний угол.
А тот возьми и стукнись о перекладину! Можно представить себе, какое разочарование в тот миг охватило запорожских болельщиков.
Но длилось оно буквально пару секунд, ибо их любимцы очень здорово сориентировались в ситуации.
Первым к отскоку поспел Алексей Годин и тут же переправил мяч на ногу свободному Андрею Демченко, а самый именитый футболист того "Металлурга" в касание послал его в сетку.
Рева только-только вернулся на линию и не был готов отразить этот удар.
Ответный гол, в свою очередь, не поколебал уверенность "бело-голубых" в своих силах, и до конца первого тайма они искали пути к воротам Глущенко.
Ласло Боднар очень опасно стрелял со штрафного, Белькевич проиграл свою дуэль киперу хозяев, Шацких едва не воспользовался ошибкой Юрия Беньо, а потом нанес опаснейший удар из-под защитника, однако Глущенко и тут был хорош.
Когда же Андрей оказался бессилен, его подстраховал партнер, вынеся мяч с линии после удара головой в исполнении Гавранчича, стремившегося исправиться за свою ошибку.
Желанного серб добился на старте второго тайма.
Андрей Гусин головой сбросил мяч на Горану, тот принял его на грудь и, не дав "сфере" опуститься на газон, мощным ударом с лету вонзил ее в ближний угол.
Стоит ли винить в этом голе проведшего в целом прекрасный матч Глущенко? Трудно сказать.
Выстрел Гавранчичу.
удался действительно классный.
С другой стороны, до ворот было метров четырнадцать, и голкипер в такой ситуации все-таки должен справляться с ударами по ближним углам….
"Металлург" попытался еще раз организовать быстрый ответ, но теперь чемпионы, наученные горьким опытом, действовали гораздо собраннее.
"Казаки" старались, как могли, шли вперед, но воротам Ревы не угрожали.
Лишь на 75-й минуте им, наконец-то, удалась острая комбинация, в завершении которой Демченко замкнул передачу Смирнова.
Но радость трибун "Торпедо" мгновенно померкла, ибо в небеса взмыл флажок лайнсмена.
Лично мне по тогдашней телекартинке что-либо понять было затруднительно, потому своего вердикта выносить не буду.
Собственно, к тому времени, как приключился этот незасчитанный гол, "Динамо" уже вело в два мяча.
Вышедший на замену Лаки Идахор умело подставился под фол на подступах к штрафной площадке "Металлурга", а мастер стандартов Валентин Белькевич метров с двадцати будто рукой забросил мяч под перекладину в район левой "девятки".
Глущенко дернулся за мячом, но даже прыгать не стал, понимая, что он бессилен помочь своей команде.
За последними минутами встречи и попытками "казаков" хотя бы сократить отставание до минимума, я наблюдал безо всякого интереса, ибо с исходом матча все было ясно.
И тут .
камера переместилась с поля на скамейку запасных "Динамо", где врачи оказывали помощь Валерию Лобановскому.
Что конкретно происходит с наставником "бело-голубых", я, конечно, не знал, как не ведал этого и комментатор того поединка.
Затем нам показали, как Валерию Васильевичу помогают сесть в карету скорой помощи.
Честно говоря, у меня не возникло никакой тревоги.
Я, как и все болельщики, прекрасно знал, что у ВВЛ далеко не все в порядке со здоровьем, и думал, что возникла какая-то небольшая проблема, просто доктора решили не рисковать и отвезти Лобановского в больницу.
Мне и в голову не приходило, что живым я Валерия Васильевича больше не увижу….
Приезд Лобановского в Запорожье был в определенной степени неожиданным.
К тому времени ВВЛ уже достаточное долгое время воздерживался от полетов, поскольку врачи очень настоятельно не рекомендовали Валерию Васильевичу, страдавшему серьезной гипертонией, пользоваться самолетами.
Но на игру с "Металлургом" главный тренер "Динамо" все же отправился.
Почему – не знаю.
Возможно, сильно переживал за исход поединка с очень непростым соперником.
Может быть, ориентировался на свое самочувствие и.
полагал, что все будет хорошо.
Как бы там ни было, "бело-голубые" прибыли в день матча, так что у Лобановского даже не было времени как следует отдохнуть после перелета, пусть и короткого.
Погода же в Запорожье в тот день тоже была далеко не самой хорошей для гипертоника: с одной стороны, стояли жара и духота, с другой, на город прямо во время поединка надвигалась большая туча, что означало перепад давления.
В общем, в тот день, увы, создались все условия для того, чтобы и так подорванное здоровье Лобановского не выдержало….
Игорь Суркис, присутствовавший на тренерской скамейке "Динамо", позднее вспоминал, что после гола Белькевича сказал наставнику "бело-голубых", что матч уже, похоже, выигран, на что ВВЛ ответил: "Нет, Игорь Михайлович, игра всегда продолжается до девяностой минуты".
При этом президент киевского клуба, по его словам, чувствовал, что в речи Лобановского присутствует странное напряжение, не похожее на обычные переживания во время поединков.
Но в чем дело, Суркис не понял.
Зато спрятавшийся от начавшегося дождя .
около тренерской лавки гостей известный член Союза фотохудожников Украины Василий Биченко, работавший фотокорреспондентом на том матче, заметил, что лицо Лобановского покрылось красными пятнами, а глаза у него прикрыты, будто Валерий Васильевич задремал.
Биченко сказал об этом одному из врачей "Динамо", и тут-то весь штаб киевлян заметил, что с главным тренером что-то не в порядке.
По свидетельству очевидцев, Лобановский, придя в сознание, шутил по дороге в больницу и, несмотря на явно плохое самочувствие, был настроен полностью оптимистично….
Докторам быстро стало очевидно, что у Валерия Васильевича прямо на тренерской скамейке случился инсульт.
Из Киева в срочном порядке прилетели супруга Лобановского и лучшие медицинские специалисты.
Они решали вопрос о том, можно ли перевезти тренера в Германию, в клинику, где были наиболее подходящие условия для такой ситуации.
Однако врачи пришли к выводу, что Лобановского нельзя переводить даже в столицу: в таком состоянии его организм не выдержал бы и небольшого перелета.
Спустя примерно полутора-двое суток Валерий Васильевич впал в кому.
Доктора делали все возможное, но их усилия оказались напрасными.
Вскоре у Лобановского случился второй кряду инсульт, и ситуация стала критический.
13 мая он неожиданно пришел в сознание и даже попросил бритву.
Потом поел – и спустя несколько часов навсегда покинул этот мир….
Многие до сих пор мучаются вопросом, можно ли было избежать этой трагедии.
Я не специалист и никогда не находился рядом с Лобановским, потому утверждать что-либо с уверенностью не могу.
Однако мне кажется, что ответ, к сожалению, – нет.
Конечно, Валерий Васильевич мог не полететь в Запорожье, где, к сожалению, в тот день сложились худшие обстоятельства для его здоровья.
Но если бы это не случилось там, то могло произойти в любом другом месте.
Настоящий выход был только один: перестать заниматься тренерской деятельностью и полностью сконцентрироваться на отдыхе и поддержании здоровья.
Потому что оно у Валерия Васильевича, увы, к тому времени было хронически.
подорвано.
В такой ситуации ему надо было уходить на покой и отдаваться в руки врачей – вот тогда был шанс прожить гораздо дольше.
Но был ли готов человек, отдавший всю свою жизнь футболу, отказаться от любимого дела в 63 года? Человек, который стремился в любой ситуации брать на себя инициативу и активно действовать? Очень сомневаюсь.
Достаточно посмотреть большое интервью, которое ВВЛ дал в начале 2002 года.
Заметно, что у него много планов, и в их реализации Лобановский даже и не думал останавливаться.
Какая уж тут пенсия… Он сам сделал этот выбор и играл в рулетку, где ставкой была его жизнь.
И, честно говоря, несмотря на все случившееся, я отнюдь не уверен, что этот выбор неправильный.
Потому что не уверен, что Валерий Васильевич, отойдя от дел так рано, не страдал бы каждый день.
Хотя его близким, конечно, от таких рассуждений не легче ни на каплю….
И как же все-таки символично и одновременно страшно от того, что последний удар Лобановский получил фактически на боевом посту, а ушел из жизни в день рождения "Динамо".
Попробуй после этого не поверить в мистику и знаки от Вселенной….
А еще он ушел, не проиграв.
Не проиграв, потому что ту победу над "Металлургом" динамовцы добыли еще под его руководством и сохранили отрыв в четыре очка от "Шахтера".
Нулевая ничья с "Таврией" и поражение в Донецке, благодаря коим золотые медали окажутся у "горняков", случились уже без участия Лобановского.
Так что он сам так ни разу в борьбе за украинское чемпионство и не уступил….
Сегодня мы не будем рассуждать о тренерских талантах Валерия Васильевича и его роли в истории родного клуба и всего советского и украинского футбола.
Это тема для другого разговора, и очевидно, что очень спорная, ведь существуют полярные взгляды на этот вопрос.
Но против одного, думаю, возражать смысла нет: более мощной фигуры в нашем футболе не было, нет и, вероятно, не будет в обозримом будущем, а, может, и никогда уже.
И потому кончина ВВЛ действительно потрясла все украинское футбольное пространство до основания.