/https%3A%2F%2Fstatic.ukrinform.com%2Fphotos%2F2019_11%2Fthumb_files%2F630_360_1574843810-325.jpg)
НБУ выступает против разрешения Укрпочте заниматься банковскими услугами
Национальный банк считает нелогичным и рисковым позволить Укрпочте " предоставлять банковские услуги.
Это если в три слова сжать нашу позицию об идее разрешить «Укрпочте» предоставлять банковские услуги.
Такая инициатива предусмотрена законопроектами №2788-д и №2788, которые уже сегодня может рассмотреть Верховная Рада", - говорится в сообщении.
Национальный банк выступает против принятия этих проектов закона и против создания государственного «почтового» банка.
В Нацбанке объясняют, что это нелогично.
Роль государства в банковском секторе должна уменьшаться, а не расти.
Уменьшение роли государства будет способствовать конкуренции, и соответственно - повышению качества финансовых услуг.
"Сегодня доля государства - 55%.
Мы совместно с правительством планируем ее уменьшить до 25% к 2025 году благодаря частичной приватизации госбанков.
Расширение статуса Укрпочты - это шаг к увеличению монополии государства в финсекторе, а не шаг к конкуренции", - отметили в НБУ .
Во-вторых в Нацбанке считают такой шаг неконкурентным, ведь Укрпочта окажется в привилегированном положении, если сравнить с теми же банками.
Почтовый оператор получит все преимущества и возможности ведения банковской деятельности, но не будет нести никакой ответственности.
Почтовому оператору не надо получать банковскую лицензию, не надо выполнять нормативы и требования к работе со средствами населения.
НБУ сможет устанавливать для Укрпочты только порядок открытия и ведения счетов.
То есть НБУ не будет регулировать банковскую деятельность Укрпочты.
К тому же Укрпочта будет соревноваться с другими госбанками - Ощадбанком и Приват.
"Мы за конкуренцию, но не госбанков между собой за одних и тех же клиентов.
Борьба на одном «клочке земли» приведет к уменьшению доходности всех.
Победителей не будет, все будут в проигрыше.
В итоге потеряет госбюджет, включая дополнительные затраты Укрпочты" , - подчеркнули в НБУ.
В-третьих, это рискованно.
Укрпочта не понимает реальной стоимости ведения банковского бизнеса.
Банки расходуются на построение систем финансового мониторинга, контроль рисков, управление чужими средствами, комплаенс, безопасность данных и отделений.
К тому же Укрпочта имеет ниже экспертизу, чем у финмониторинга, чем банки.
Поэтому возникает повышенный риск отмывания денег.
Поэтому мы призвали правительство и Верховную Раду выразить общую позицию и отклонить эти законопроекты.
Вместе с тем регулятор предлагает несколько альтернатив: Укрпочта может оказывать в сельской местности агентские услуги от имени банков.
У Укрпочты широкая сеть, поэтому это было бы целесообразно для повышения финансовой инклюзии.
Укрпочта может работать в рамках нового платежного законодательства.
Новая редакция закона «О платежных услугах» позволит почтовому оператору вести счета клиентов и обеспечивать расчеты, а также выпускать собственные платежные карточки без участия банка.
Этот вариант - оптимальный.
Ведь Укрпочта имеет лицензию на предоставление платежных услуг, которая может быть легко расширена в рамках действующего законодательства.
Как сообщал Укринформ, в 2017 году Укрпочта инициировала законопроект о расширении финансовых услуг, однако он так и не был принят.
Против соответствующих законодательных изменений выступал Нацбанк, указывая на наличие в Украине четырех крупных госбанков, суммарная доля которых после приватизации Приват.
Банка превысила 50% рынка.
В 2018 году главная почта страны получила лицензию таможенно-брокерской деятельности.
В том же году НБУ предоставил Укрпочте лицензию на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов.
В январе 2020 года в Верховной Раде повторно зарегистрирован законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно финансовых услуг в области почтовой связи (№2788).

