За последние годы СБУ задержала десятки сторонников исламских террористов в разных городах страны.
Может ли Украина превратиться в базу боевиков ИГИЛ, и почему они предпочитают оседать в нашей стране – в материале РБК-Украина.
Кровавый конфликт в Сирии длится уже почти 10 лет.
Гражданская война, которая началась весной 2011 года с оппозиционных акций против президента Башара Асада, постепенно переросла в ожесточенное сражение "всех против всех" с привлечением других стран.
С осени 2015 года активно в эту войну вмешалась Россия, встав на сторону правительственных войск.
Но и до этого тысячи граждан бывшего СССР, преимущественно из стран Средней Азии и Северного Кавказа, присоединялись к группировкам, подконтрольных "Исламскому государству".
В марте 2019 года президент США Дональд Трамп объявил об "окончательном разгроме" халифата ИГИЛ в Сирии.
Многие террористы, не дождавшись разгромного поражения, заранее покинули зону боевых действий и на время осели в Турции и странах ЕС.
Украина также оказалась удобным "перевалочным пунктом" для исламистов.
Армия добровольцев из СНГСлужба безопасности Украины в 2016 году раскрыла 11 таких пунктов и две ячейки ИГ в Харькове и Днепре.
В страну тогда не пропустили 443 боевика из Сирии.
Но интерес к Украине у них не угас.
Только в мае текущего года в Украину, по данным СБУ, не пустили 19 членов международных террористических организаций, включая ИГИЛ.
Спецслужба расследует 11 уголовных дел против девяти членов "Исламского государства", сообщили в СБУ на запрос РБК-Украина.
При этом четверо из них уже получили судебные приговоры.
Количество террористов, экстрадированных из Украины, СБУ назвать отказалась, подчеркнув, что этот процесс координируют Офис генпрокурора и Минюст.
Большинство выходцев из стран СНГ воевали в Сирии в составе формирования "Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар" ("Армия эмигрантов и сподвижников").
Первоначально оно было ассоциировано с "Аль-Каидой", но затем вошло в состав "Исламского государства".
ООН наложила санкции на "Армию эмигрантов", она также включена в перечень террористических организаций.
Долгое время подразделением руководил военный эмир исламского халифата Абу Умар аш-Шишани (Тархан Батирашвили) – уроженец Грузии.
Его заместителем был Аль Бара Шишани (Цезарь Тохосашвили), которого задержали в пригороде Киева 12 ноября 2019 года.
Глава СБУ Иван Баканов назвал это "самым громким делом" ведомства и отметил, что в операции помогали "иностранные партнеры".
18 мая украинские правоохранители доставили Аль Бара Шишани в Грузию в рамках экстрадиции.
Адвокат "игиловца" Владимир Осыкин сказал РБК-Украина, что ему запрещено раскрывать подробности дела подопечного.
Тем не менее из материалов Единого реестра судебных решений можно выяснить отрывочные данные о жизни в Украине одного из главарей международной террористической организации.
Аль Бара Шишани подрабатывал таксистом в Белой Церкви и воспитывал с женой троих несовершеннолетних детей.
О том, что он находится в международном розыске, исламист якобы не знал.
В то же время СБУ уверяет, что в пригороде Киева он не жил мирной жизнью, а координировал деятельность "амниятов" – подразделений службы безопасности ИГИЛ.
Еще один вероятный участник "Армии эмигрантов" – россиянин Ариф Джабаров, был задержан в Запорожье в декабре 2017 года.
По версии следствия, в 2013 году он присоединился к боевым действиям в Сирии и с тех пор разыскивается ФСБ России.
Почти год задержанный находился в украинском СИЗО, безуспешно пытаясь получить статус беженца.
В марте 2018 года прокуратура решила выдать Джабарова российским правоохранителям, но адвокатам удалось отменить это решение в суде.
Сейчас Джабаров живет в Днепре и находится под самой мягкой мерой пресечения – личным обязательством.
Он не оставляет попыток добиться легализации в Украине.
Его соотечественнику Тимуру Тумгоеву повезло меньше.
Поучаствовав в сирийской военной кампании, этнический ингуш приехал в Украину и присоединился к добровольческому батальону АТО.
Но в сентябре 2018 года Украина решила выдать его России, что вызвало претензии со стороны украинских добровольцев в адрес руководителей Генпрокуратуры.
Бывший тогда генеральным прокурором Юрий Луценко заявил, что Тумгоев был в зоне АТО "меньше недели и в 30 км от Мариуполя".
Акции протеста не помогли – Тумгоева экстрадировали в РФ, где он получил 18-летний тюремный срок.
Правозащитники обращают внимание, что это не единичный прецедент.
Но даже такие случаи не останавливают исламистов на пути в "тихую украинскую гавань"Несбывшиеся надежды"Все они ненавидят РФ и, зная, что Украина воюет с Россией, думают, что наша страна их не выдаст.
Вот тут-то они и ошибаются", – объяснил мотивацию исламистов глава адвокационного центра Украинского Хельсинского союза по правам человека Борис Захаров.
Юристы этого центра занимались защитой Тумгоева в судах.
Сейчас у них остаются еще 7-8 клиентов с похожими делами.
Захаров говорит, что всех их нельзя считать террористами, ведь у каждого своя история."Очень часто эти люди оказывались в очень сложной ситуации, ведь когда правоверный мусульманин, а именно салафит, узнает, что где-то создана страна, живущая строго по Корану, то он туда с чистым сердцем едет и фактически попадает в ловушку.
Ведь просто покинуть ИГИЛ он и тем более его родственники уже не могут", – уточнил правозащитник.
По его словам, дела против таких исламистов часто фальсифицируют правоохранительные органы России.
Якобы они объявляют террористами практически всех, кто выступал в сирийском конфликте против официального правительства.
Захаров обратил внимание, что и в украинских госструктурах отношение к таким людям не сильно изменилось.
Он добавил, что их до сих пор "продолжают преследовать и выдавать, лишая статуса беженца и политического убежища".
Генерал-майор СБУ Виктор Ягун, в свою очередь, заявил, что Украина – "комфортная" страна для боевиков ИГ."У нас не такой жесткий контрразведывательный режим, как, например, в России.
Плюс тут легче получить вид на жительство, чем в странах ЕС, к тому же тут есть своя мусульманская община, на которую они могут опереться", – рассказал эксперт РБК-Украина.
В то же время, муфтий Духовного управления мусульман Украины УММА Саид Исмагилов уверяет, что религиозные общины не поддерживают радикальных исламистов."В Украине нет таких общин, которые поддерживают таких людей и такие идеи.
Если наоборот, то пусть СБУ прямо их назовет.
Дело в том, что в Украине все эти радикальные идеи ИГИЛ и ему подобных не являются популярными и распространенными", – добавил он.
Муфтий уверяет, что задержание боевиков ИГ в Украине носит единичный характер.
Более того, скрываясь в нашей стране такие люди стараются не посещать публичные мероприятия и "залегают на дно"."Они скрываются и не посещают религиозные мероприятия и учреждения.
Бывший замглавы СБУ уверен, что боевики ИГИЛ приезжают в Украину не для терактов, а чтобы восстановить силы и переждать "сложные времена".
Он считает, что проблема исламистов из Сирии не станет критичной для Украины в ближайшее время, тем не менее спецслужбы должны "более тщательно" по ним работать.
С ним согласен и востоковед Игорь Семиволос."Насколько я знаю, те люди, которые смогли легализоваться и осели на территории Украины, в большинстве своем не продолжали террористическую деятельность, а занимаются бизнесом, например.
Конечно, не факт, что часть из них не находилась на своеобразном "карантине" у нас", – объяснил директор Центра ближневосточных исследований.
Семиволос призывает не драматизировать проблему исламских радикалов в Украине.
По его убеждению, бывшие "игиловцы" все же намного чаще предпочитают оседать в странах Евросоюза, а здесь их количество незначительно.
Проблема исламского терроризма, захлестнувшая Европу в последние годы, пока что обходит Украину стороной.
Здесь уже шесть лет эту "нишу" занимают спецслужбы РФ.
Как показывает практика, зачастую именно они стоят за терактами как на Донбассе, так и в мирных украинских городах.