Сегодняшнее утро жители района Торгмаш в Броварах запомнят надолго.
Десятки молодых людей в масках с дробовиками и пистолетами устроили разборки за право возить пассажиров в Киев.
- Я проснулся, услышав звуки выстрелов.
Стреляли часто: звенели и тихие пистолетные хлопки, и грохотали ружья.
Под моим домом происходил гангстерский боевик.
Стало страшно - вдруг заряд залетит в окно, - говорит житель Броваров Виталий Сергеенко.
Продолжалась перестрелка недолго.
Совсем скоро участники разборок бросились врассыпную.
К месту событий приближался вой полицейских сирен.
"Спросите любого водилу".
"То, что происходило, даже столкновением нельзя назвать.
Это напоминало 90-е", - начал свой разговор с министром внутренних дел Арсеном Аваковым президент Владимир Зеленский.
Он ошибается - разборки за маршруты по перевозке пассажиров никогда и не прекращались, а в Броварах все лишь достигло полномасштабного апогея.
Почему "серый" рынок пассажирских перевозок стал таким откровением для высших эшелонов власти - загадка, ведь первый же водитель маршрутки, которого нашла "КП" в Украине", рассказал, как все работает, причем уже десятилетиями.
- В городах, там, где нет коммунального автопарка, мутить деньги лучше всего, - говорит Сергей В., несколько лет проработавший водителем маршрутки.
- Посчитать реальный пассажиропоток никто не может.
Расчет идет за наличку.
И это выгодно прежде всего властям, ведь маршруты распределяют они.
Чем больше город, тем больше пассажиров.
Соответственно и откаты растут.
Плюс конкурс на право перевозок.
Где-то проводят раз в год, где-то раз - в пять.
Условия конкурса можно регулировать как угодно.
Чтобы выиграть, тоже дают откат.
Наш собеседник работал между селами в небольшом областном центре.
В день он должен был отдать владельцу 400 гривен.
И если хозяин имел с десяток автобусов, то получал 4000 в сутки.
Что, по самым грубым подсчетам, почти сто тысяч гривен в месяц.
Причем заправлять маршрутку водитель должен за свои.
В Киеве и крупных городах расценки на порядок выше.
Африканская модель перевозок.
Деньги на них выделяют местные власти, и это тоже немаленькие суммы.
- На рынке маршрутных перевозок в год оборачивается более ста миллиардов гривен.
В основном, это наличные, которые идут мимо налоговой, мимо государства, мимо местных бюджетов.
Эти деньги коррумпируют очень многих, - говорит "КП" в Украине" бывший советник министра транспорта Украины Александр Кава.
- У нас сейчас действует африканская модель перевозок, что и приводит к таким последствиям.
Украине, по словам нашего собеседника, стоит брать пример с Европы.
Европейская модель предполагает либо муниципальную монополию на перевозки, либо доминирование муниципальных компаний.
А частники даже если и работают, то получают фиксированную сумму, не за количество перевезенных пассажиров, а за качество работы: соблюдение графика движения, достаточное количество автобусов и их техническое состояние.
- Для наших чиновников это плохо, - добавил Александр Кава.
- Хотя в Польше, Словакии, Чехии и Германии тоже решают чиновники.
Но там они почему-то решают в интересах граждан.
А не в интересах собственного заработка.
Разделить обязанности.
- Маршрутки должны ездить только там, где никто не может ввиду рельефа местности или архитектуры, или по другой причине, - рассуждает депутат Киевсовета Александр Пабат.
- И чтобы навести порядок, нужен безналичный расчет.
И разделить финансовый поток и перевозки.
То есть сбор денег осуществляет админаппарат, например, введя электронную оплату проезда или продажу талончиков.
А перевозчик только возит людей.
Тогда все понимают, что во что обходится.
Четко прописано: время работы такое-то, маршрут такой-то, цена услуги такая-то.
Тогда перевозчик получит фиксированную сумму за объем проделанной им работы.
Он сможет планировать свой бюджет, а муниципалитет получает деньги за проезд.
Житель имеет услугу на ту сумму, которая полностью соответствует мнению городских властей.
Мэрия Броваров в курсе происходящего.
Но вернемся к Броварам.
Свое мнение относительно проблемы маршруток озвучил на странице в Фейсбуке бывший депутат местного горсовета Олег Берестовой.
"Уже 5-й год (мэр города.
– Авт.) блокирует инициативы и требования по созданию коммунального транспорта и развитию движения пригородных электричек из центра Броваров в центр Киева, что создало бы конкуренцию маршрутчикам, купившим лицензии в КОГА, - пишет Олег Берестовой.
- Блокировал инициативы по внедрению электронного билета, чтобы хоть как-то вести учет пассажиропотока.
В то же время выдавались миллионные субвенции этим самым перевозчикам за проезд пенсионеров, которых никто никогда не считал".
Олег Берестовой не спешит бездоказательно обвинять местную чиновничью верхушку в том, что те снимают сливки с неучтенных доходов частных перевозчиков.
Хотя и не исключает такую возможность.
- Берут голосами депутатов, которые связаны с перевозчиками.
Например, если нужно провести через горсовет какое-то решение.
Или лояльностью во время выборов - в маршрутках можно разместить рекламу.
Проагитировать коллектив, - объясняет "КП в Украине" экс-депутат Броварского горсовета Олег Берестовой.
"Крышует" администрация.
И напоследок вернемся… нет, не в 90-е.
Набираем в поисковике запрос на тему маршруток и их крышевания.
Берем первую новость наугад.
"Представители семи компаний перевозчиков заявили о забастовке.
Участники будут протестовать против фальсификации конкурса на право транспортных перевозок, который "крышует" один из руководителей Киевской областной администрации.
- Мы требуем проведения открытого и честного конкурса на право перевозки пассажиров, - заявили представители протестующих".
Это новость за 2013 год.
Если рыться дальше, можно найти и другие примеры разборок в этой сфере.
Но зачем искать? О них все и так знают.
Кроме высшего руководства страны.
Жители Броваров: Молодчики появились два дня назад.
Заставляли садиться в "правильную" маршрутку.
В перестрелке сошлись местные ребята и привезенные из Винницы.