19 мая, воскресенье
С картинками
Текстовый вид
ru
Украинский
Русский
По следам перестрелки в Броварах: на рынке маршруток крутится более ста миллиардов гривен
По следам перестрелки в Броварах: на рынке маршруток крутится более ста миллиардов гривен

По следам перестрелки в Броварах: на рынке маршруток крутится более ста миллиардов гривен

Сегодняшнее утро жители района Торгмаш в Броварах запомнят надолго.

Десятки молодых людей в масках с дробовиками и пистолетами устроили разборки за право возить пассажиров в Киев.

- Я проснулся, услышав звуки выстрелов.

Стреляли часто: звенели и тихие пистолетные хлопки, и грохотали ружья.

Под моим домом происходил гангстерский боевик.

Стало страшно - вдруг заряд залетит в окно, - говорит житель Броваров Виталий Сергеенко.

Продолжалась перестрелка недолго.

Совсем скоро участники разборок бросились врассыпную.

К месту событий приближался вой полицейских сирен.

"Спросите любого водилу".

"То, что происходило, даже столкновением нельзя назвать.

Это напоминало 90-е", - начал свой разговор с министром внутренних дел Арсеном Аваковым президент Владимир Зеленский.

Он ошибается - разборки за маршруты по перевозке пассажиров никогда и не прекращались, а в Броварах все лишь достигло полномасштабного апогея.

Почему "серый" рынок пассажирских перевозок стал таким откровением для высших эшелонов власти - загадка, ведь первый же водитель маршрутки, которого нашла "КП" в Украине", рассказал, как все работает, причем уже десятилетиями.

- В городах, там, где нет коммунального автопарка, мутить деньги лучше всего, - говорит Сергей В., несколько лет проработавший водителем маршрутки.

- Посчитать реальный пассажиропоток никто не может.

Расчет идет за наличку.

И это выгодно прежде всего властям, ведь маршруты распределяют они.

Чем больше город, тем больше пассажиров.

Соответственно и откаты растут.

Плюс конкурс на право перевозок.

Где-то проводят раз в год, где-то раз - в пять.

Условия конкурса можно регулировать как угодно.

Чтобы выиграть, тоже дают откат.

Наш собеседник работал между селами в небольшом областном центре.

В день он должен был отдать владельцу 400 гривен.

И если хозяин имел с десяток автобусов, то получал 4000 в сутки.

Что, по самым грубым подсчетам, почти сто тысяч гривен в месяц.

Причем заправлять маршрутку водитель должен за свои.

В Киеве и крупных городах расценки на порядок выше.

Африканская модель перевозок.

Деньги на них выделяют местные власти, и это тоже немаленькие суммы.

- На рынке маршрутных перевозок в год оборачивается более ста миллиардов гривен.

В основном, это наличные, которые идут мимо налоговой, мимо государства, мимо местных бюджетов.

Эти деньги коррумпируют очень многих, - говорит "КП" в Украине" бывший советник министра транспорта Украины Александр Кава.

- У нас сейчас действует африканская модель перевозок, что и приводит к таким последствиям.

Украине, по словам нашего собеседника, стоит брать пример с Европы.

Европейская модель предполагает либо муниципальную монополию на перевозки, либо доминирование муниципальных компаний.

А частники даже если и работают, то получают фиксированную сумму, не за количество перевезенных пассажиров, а за качество работы: соблюдение графика движения, достаточное количество автобусов и их техническое состояние.

- Для наших чиновников это плохо, - добавил Александр Кава.

- Хотя в Польше, Словакии, Чехии и Германии тоже решают чиновники.

Но там они почему-то решают в интересах граждан.

А не в интересах собственного заработка.

Разделить обязанности.

- Маршрутки должны ездить только там, где никто не может ввиду рельефа местности или архитектуры, или по другой причине, - рассуждает депутат Киевсовета Александр Пабат.

- И чтобы навести порядок, нужен безналичный расчет.

И разделить финансовый поток и перевозки.

То есть сбор денег осуществляет админаппарат, например, введя электронную оплату проезда или продажу талончиков.

А перевозчик только возит людей.

Тогда все понимают, что во что обходится.

Четко прописано: время работы такое-то, маршрут такой-то, цена услуги такая-то.

Тогда перевозчик получит фиксированную сумму за объем проделанной им работы.

Он сможет планировать свой бюджет, а муниципалитет получает деньги за проезд.

Житель имеет услугу на ту сумму, которая полностью соответствует мнению городских властей.

Мэрия Броваров в курсе происходящего.

Но вернемся к Броварам.

Свое мнение относительно проблемы маршруток озвучил на странице в Фейсбуке бывший депутат местного горсовета Олег Берестовой.

"Уже 5-й год (мэр города.

– Авт.) блокирует инициативы и требования по созданию коммунального транспорта и развитию движения пригородных электричек из центра Броваров в центр Киева, что создало бы конкуренцию маршрутчикам, купившим лицензии в КОГА, - пишет Олег Берестовой.

- Блокировал инициативы по внедрению электронного билета, чтобы хоть как-то вести учет пассажиропотока.

В то же время выдавались миллионные субвенции этим самым перевозчикам за проезд пенсионеров, которых никто никогда не считал".

Олег Берестовой не спешит бездоказательно обвинять местную чиновничью верхушку в том, что те снимают сливки с неучтенных доходов частных перевозчиков.

Хотя и не исключает такую возможность.

- Берут голосами депутатов, которые связаны с перевозчиками.

Например, если нужно провести через горсовет какое-то решение.

Или лояльностью во время выборов - в маршрутках можно разместить рекламу.

Проагитировать коллектив, - объясняет "КП в Украине" экс-депутат Броварского горсовета Олег Берестовой.

"Крышует" администрация.

И напоследок вернемся… нет, не в 90-е.

Набираем в поисковике запрос на тему маршруток и их крышевания.

Берем первую новость наугад.

"Представители семи компаний перевозчиков заявили о забастовке.

Участники будут протестовать против фальсификации конкурса на право транспортных перевозок, который "крышует" один из руководителей Киевской областной администрации.

- Мы требуем проведения открытого и честного конкурса на право перевозки пассажиров, - заявили представители протестующих".

Это новость за 2013 год.

Если рыться дальше, можно найти и другие примеры разборок в этой сфере.

Но зачем искать? О них все и так знают.

Кроме высшего руководства страны.

Жители Броваров: Молодчики появились два дня назад.

Заставляли садиться в "правильную" маршрутку.

В перестрелке сошлись местные ребята и привезенные из Винницы.

Источник материала
Поделиться сюжетом