/https%3A%2F%2Fcdn.segodnya.ua%2Fi%2Fimage_630x354%2Fmedia%2Fimage%2F5ec%2Ff9c%2F941%2F5ecf9c94196a4.jpg)
Данил Гетманцев о нулевой декларации: 400 тыс. грн "под подушкой" амнистируют всем украинцам
Данил Гетманцев о нулевой декларации: 400 тыс.
грн "под подушкой" амнистируют всем украинцам.
1 июня, 07:56.
Александра Романюк.
На руках у граждан более 80 млрд долл.
Украинцы смогут вывести деньги из тени и положить на счет в банке - продолжение интервью с главой Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики.
В первой части интервью с главой налогового комитета Верховной Рады Данилом Гетманцевым мы говорили о том, как будет выглядеть обещанная налоговая реформа, и о "малом Налоговом кодексе" – законопроекте 1210, который недавно был подписан президентом.
В продолжении интервью – о том, введут ли в 2021 году налог на выведенный капитал, нужно ли декларировать 5 тыс.
долларов и долго ли еще будем платить за квадратные метры.
"Налог на выведенный капитал – это эксперимент над огромной страной".
- Говорят, что законопроект 1210 направлен на деофшоризацию экономики.
Такую же формулировку приходилось слышать относительно налога на выведенный капитал.
Как вы относитесь к этому налогу и какие перспективы видите?.
- Да, это правда, законопроект 1210 – это антиофшорный закон.
Закон, который обещали принять многие, а приняли только мы.
По поводу НнВК – я отношусь к этому налогу очень осторожно.
Это моя последовательная позиция на протяжении многих лет.
Один из аргументов, почему я выступаю против, – это потери бюджета.
Потери, которые могут быть неоправданны.
Поэтому налог на выведенный капитал есть в наших предложениях по поддержке промышленности в ограниченных объемах.
Мы предлагаем ввести его для ограниченного округа предприятий – тех, которые имеют оборот до 150 млн грн в год.
То есть это средний бизнес.
На самом деле НнВК – это эксперимент.
Эксперимент над огромной страной.
Эксперимент, который – как бы ни выступали за него симпатики этой идеи – не дал какого-либо эффекта для увеличения инвестирования, скажем, в Эстонии, Латвии, Грузии или какой-либо другой стране, где он был введен.
Не дал.
Видео: Сегодня- Даже через годы?.
- Если вас устроит десятилетие… Но, во-первых, сложно просчитать взаимосвязь между введением налога и эффектом на протяжении 10 лет, а во-вторых, ну, это совсем не тот эффект, о котором говорят лоббисты этой идеи.
Но, с другой стороны, я понимаю, что бизнес воодушевлен этой идеей.
Кстати, не весь, но некоторая часть бизнеса.
И для поддержки этой части бизнеса, которая считает, что с этим решением связан колоссальный рост экономики в нашей стране, мы можем ввести этот эксперимент без больших потерь для бюджета.
Это не будет убийственно для экономики, это не принесет колоссальных убытков для бюджета.
Сегодня, по статистике, 98% налога на прибыль платят 5 тыс.
именно крупных предприятий (из 500 тысяч всех зарегистрированных).
А эксперимент будет проводиться для средних предприятий.
Если в течение года – двух лет мы действительно увидим приличный рост инвестиций в эти предприятия… То есть не отчислений даже, а хотя бы экономики в этом сегменте – мы, конечно же, с удовольствием распространим эксперимент на всю экономику.
Но если мы не получим этого эффекта, вынуждены будем свернуть этот эксперимент.
Что касается доходов в бюджет, то, если НнВК будет введен для всех, даже по подсчетам лоббистов идеи, убыток будет измеряться 30 миллиардами, а по расчетам Минфина, 70 миллиардами гривен.
А если эксперимент проводится для средних предприятий, нам, с одной стороны, удастся избежать этого негативного эффекта.
А с другой стороны, мы точно поймем, работает эта конструкция или не работает.
И снимем любые споры по этой теме.
- Эксперимент начнется с 2021 года?.
- Да, я предлагаю с 2021 года.
"Я сторонник того, чтобы абсолютно поменять концепцию налогообложения недвижимого имущества".
- Еще ходят разговоры о "налоге на роскошь"….
- Я, с одной стороны, абсолютно не против налогообложения любой роскоши.
В истории были разные налоги: на парики, на пудру, на золотое оружие.
Страны экспериментировали с налогом на роскошь, абсолютно никак не сдерживая свою фантазию.
Но все эти эксперименты приводили к одному выводу: к сожалению, налог на роскошь не имеет какого-либо фискального эффекта.
То есть мы можем, конечно, говорить об удовлетворении избирателя, потому что "вот наконец-то и богатый тоже заплатит".
Но это самообман.
На самом деле слишком большие налоги на роскошь приводят к тому, что роскошь уходит в другие страны, в другие юрисдикции.
А умеренные налоги на роскошь не имеют фискального эффекта ввиду ограниченности количества объектов налогообложения.
Ведь предметов роскоши не так много.
То есть я бы не сильно эксплуатировал тему налога на роскошь в профессиональной дискуссии.
Там, где кто-то хочет заниматься популизмом, – да.
Мы должны сделать так, чтоб не богатые платили за бедных и не бедные за богатых, а чтобы налогообложение было справедливым.
Чтобы налог платил каждый соразмерно его доходам.
Собственно говоря, финансовая наука на это и направлена последние 400 лет.
И мы это можем сделать.
И делаем системно и грамотно в сфере публичных финансов начиная с августа прошлого года.
- И все-таки тема "налога на роскошь" интересует многих, поскольку в категорию "роскоши" попадают многие частные дома.
В тренде.
Зарплаты, субсидии, тарифы, пенсии: что изменилось за неделю.
- Если говорить о налоге на недвижимость, то мое мнение – нельзя облагать недвижимость исходя из ее метража.
Опять-таки, если мы обратимся к истории, то у нас был очажный сбор, был налог на окна.
И вот сейчас у нас есть налог на метры.
Это абсолютно не соответствует экономической стоимости объекта и не соответствует практике развитых стран.
Поэтому здесь однозначно – точно так же, как в налоге на землю, – мы должны исходить из денежной оценки, из экономической стоимости объекта.
И в этом смысле я сторонник того, чтобы абсолютно поменять концепцию налогообложения недвижимого имущества, отличного от земельных участков.
Видео: Сегодня- Вы будете подавать такой законопроект?.
- Готовим.
Это не будет со следующего года, возможно, но, тем не менее, мы этим занимаемся.
Это не вечер сегодняшнего дня, но это уже завтрашний день.
А пока продолжаем платить за метры.
"Вопрос "Откуда деньги?" не в этом году, но через несколько лет вполне может быть задан".
- Еще хотелось бы расспросить о нулевом декларировании, или единоразовом декларировании.
Президент дал такое поручение Кабмину, но в связке с вашим комитетом.
- На самом деле этот законопроект зарегистрирован у нас еще в сентябре.
И мы над этим концептом уже работаем.
Предполагается, что будет несколько ставок.
Основная ставка – 5%.
Очень важно – подчеркните, пожалуйста, – что это добровольное декларирование.
Амнистия всегда есть дело только добровольное.
То есть человек может по своему желанию под 5% вывести деньги из тени и положить их на счет в банке.
Если это наличка или деньги из-за границы, то будет просто повышенная ставка.
И если это активы в другой форме, не в денежной, то тоже заплатить повышенную ставку.
- А какой минимальный порог предусматривается? С какой суммы человеку нужно декларировать свои доходы? Вот лежат, например, у человека "под подушкой" 5 тысяч долларов….
- Мы предлагаем 400 тыс.
грн амнистировать даже без подачи декларации.
400 тыс.
грн будет амнистировано абсолютно всем гражданам Украины.
Без уплаты налогов с этих денег.
Если вы спрашиваете о деньгах, которые "под подушкой", это личное решение каждого человека: декларировать или не декларировать, выводить их из тени или не выводить их из тени.
Хочет – выводит, не хочет – не выводит.
Если он считает, что сможет ими пользоваться без ограничений в будущем – пожалуйста, пусть они и дальше лежат под подушкой.
5-10 тысяч долларов – я не думаю, что это те суммы, которые будут подлежать в будущем какому-то фискальному контролю.
Однако весь мир идет к прозрачности.
И мы с вами никуда от этого не денемся.
Мы все равно будем вынуждены идти к прозрачности вместе со всем миром.
И вопрос "Откуда деньги?" не в этом году, может быть, даже не в следующем году, но через несколько лет вполне может быть задан.
А через несколько лет амнистии уже никто проводить не будет.
Видео: Сегодня- Как вы считаете, проведение такой акции во время кризиса, во время спада экономики будет иметь успех? Сработает ли? И насколько поможет экономике?.
- Амнистия капитала не будет проводиться во время карантина.
Она будет проводиться с 1 января следующего года.
Так мы планируем.
И, по моему убеждению, есть потенциал для реализации этого решения.
Несмотря на коронавирус, несмотря на мировой кризис.
- А какой эффект это может иметь для бюджета? Есть расчеты?.
- Сложно сказать.
Если мы используем те данные, которые исчисляют деньги, выведенные из Украины, сотнями миллиардами долларов, и если мы будем считать, сколько их зайдет обратно, – ну, это очень сложно.
Потому что деньги заходили, деньги выходили.
Притом они уходили с уклонением от налогообложения, это были прикрытые операции.
Сухой остаток посчитать нереально, практически невозможно.
Поэтому мы считаем, что в решении по амнистии фискальный эффект – это не главное.
Самое главное – это дать возможность людям выйти вбелую перед тем, как начнут применяться те требования, которые содержатся и в законе 1210, и в законах по фискализации, и в других.
То есть мы даем людям возможность подвести черту под их "темным финансовым прошлым".
С другой стороны, амнистией капитала мы привлекаем деньги в экономику страны.
Это тоже очень важно.
Это вторая по значимости цель.
Мы хотим сделать репатриацию выведенных ранее денег и дать возможность достать деньги "из-под матрацев".
У нас более 80 млрд долл.
на руках у граждан.
Надо дать возможность им "отбелить" эти деньги.
И уже третья цель – да, это фискальный эффект, который мы не можем на данный момент озвучить с точностью до цифры.
У нас есть эти расчеты, но я не хотел бы их сейчас озвучивать.
- И в завершение – какие еще налоговые новшества, касающиеся широкого круга людей, планируется ввести в ближайшее время?.
- Мы рассматриваем сейчас несколько законодательных инициатив.
Например, уже вызвавший резонанс законопроект №3131.
Это законопроект, который касается налогообложения сельского хозяйства и агропромышленного комплекса.
Законопроект неоднозначный, он дискутируется.
У меня лично нет однозначного понимания относительно поддержки или неподдержки его.
Хотя я подал свой альтернативный законопроект.
Этот законопроект призван вывести из тени достаточно большие объемы аграрной продукции.
8 млн га, по оценкам разных исследований, сейчас пребывает в тени.
Направлен на то, чтобы заставить платить налоги всех, кто обрабатывает землю.
Я думаю, что дискуссия по этому законопроекту будет еще очень широкая.
Ну, еще вот у меня есть мечта обложить налогом электронные сервисы.
Так называемый налог на Гугл.
Но я еще не вижу 100-процентной поддержки в парламенте этой прекрасной идеи.
Подпишись на наш telegram.
Только самое важное и интересное.
Подписаться.
Реклама.

