Бюджет в помощь.
О планах государства финансово поддержать программу обновления пассажирского вагонного парка 14 сентября сообщил министр финансов Сергей Марченко на презентации проекта госбюджета-2021.
"Впервые государство профинансирует пассажирскую железнодорожную инфраструктуру.
Предусматривается закупка 100 пассажирских вагонов", - сказал он.
До настоящего времени "Укрзализница" обновляла подвижной состав для пассажирских перевозок из собственных средств.
При этом в 2015-2018 гг.
госкомпания купила всего 70 вагонов – поскольку приоритетом для ее менеджмента является замена изношенного парка грузовых вагонов, обеспечивающих работу наиболее прибыльного направления в УЗ.
В 2019 г.
железнодорожники купили 18 новых вагонов: 16 купейных и 2 типа СВ.
По распоряжению тогдашнего премьера Владимира Гройсмана их направили для формирования нового поезда "Киев-Мариуполь".
На 2020 г.
правление УЗ анонсировало закупку 26 новых пассажирских вагонов, предусмотрев на эти цели 600 млн грн.
в своем финплане, утвержденном Кабинетом министров.
Таким образом, запланированное приобретение 100 вагонов в 2021 г будет означать существенное увеличение темпов обновления подвижного состава для пассажирских перевозок.
Динамика закупки пассажирских вагонов ПАО "Укрзализница" в 2015-2021 гг.
2015-2018.
2019.
2020.
2021.
17*.
18.
* в среднем за год.
Крюковские баталии.
Единственным действующим производителем пассажирских вагонов в Украине является КВСЗ.
По итогам 2019 г.
их было изготовлено 18 ед.
Цифра в точности совпадает с количеством закупленных УЗ за данный период.
Это означает, что экспортных контрактов у предприятия нет и украинские железнодорожники остаются единственными заказчиками данной продукции у КВСЗ.
Ситуация отчасти может объясняться отсутствием ценовых преимуществ по сравнению с конкурентами, российскими производителями пассажирского подвижного состава для колеи 1520.
Так, в 2018 г.
стоимость нового пассажирского купейного вагона КВСЗ на объявленном УЗ тендере составила 28,04 млн грн, или примерно $1 млн – тогда как стоимость аналогичной продукции Тверского вагоностроительного завода в 2017 г.
была $825 тыс.
Российские производители не допускаются к участию в украинских тендерах, но они получают ценовые преимущества перед КВСЗ при закупках в других странах СНГ, использующих колею 1520.
В свою очередь, прежнее руководство УЗ ранее неоднократно выражало недовольство условиями, которые предлагает КВСЗ.
Более того, в июле 2019 г.
стороны дошли до выяснения отношений в Хозяйственном суде Киева, где администрация КВСЗ добивалась взыскания с УЗ 1,4 млрд грн за произведенные пассажирские вагоны – которые железнодорожники отказывались забирать и оплачивать вопреки подписанным ранее контрактам.
Менеджмент УЗ в ответ предлагал предприятию устранить конструктивные недостатки, обнаруженные при эксплуатации вагонов.
Претензии касались, в частности, систем кондиционирования - не работающих на полную мощность.
Уже в марте 2020 г.
претензии были сняты после вмешательства министерства инфраструктуры: оттуда на КВСЗ пришло письмо об отсутствии замечаний к продукции предприятия.
железнодорожники собственными силами провели капитально-восстановительный ремонт 27 пассажирских вагонов, потратив на эти цели 342 млн грн.
Средняя стоимость КВР составила 12,67 млн грн., или почти $500 тыс.
для одного вагона.
Исходя из этого, цена нового вагона КВСЗ не является заоблачной, как утверждают в железнодорожной госкомпании.
Тем не менее, отношения партнеров зашли в тупик и, возможно, именно поэтому в правительстве принято решение о прямых закупках пассажирских вагонов за средства госбюджета в 2021 г.
Зеленский сказал, Криклий сделал.
Решение диктуется неудовлетворительным состоянием парка: средний возраст пассажирского вагона на украинских железных дорогах составляет 34 года.
Общее количество находящихся в обороте пассажирских вагонов – около 3000.
Еще 1440 вагонов стоят на базах запаса из-за непригодности к эксплуатации.
Поэтому даже с учетом планируемого в 2021 г.
увеличения закупок до приведения парка в соответствие с современными требованиями по безопасности и комфорту еще очень далеко.
Для КВСЗ нынешний "прорыв" к увеличению выпуска пассажирских вагонов за счет бюджета начался в марте текущего года после визита на предприятие президента Владимира Зеленского.
Он поручил министру инфраструктуры Владиславу Криклию обеспечить закупку 100 пассажирских вагонов у КВСЗ.
По словам главы Мининфраструктуры, тогда же он согласовал условия с президентом и основным собственником кременчугского завода Владимиром Приходько.
Условия будущей закупки не разглашались сторонами и С.
Марченко так же не озвучил размер бюджетных ассигнований по данной программе.
Но очевидно, что в любом случае эта сумма не менее 2 млрд грн: ниже 20 млн грн за вагон КВСЗ едва ли сможет "спуститься".
Директор по экономике, финансам и перспективному развитию КВСЗ Игорь Манаенков в комментарии для UAprom.
info отметил, что если говорить о транспорте социального назначения, включая пассажирские вагоны, электропоезда, дизель-поезда - то его в Украине закупается мало.
"Хотя парк очень изношенный и эта техника востребована.
Таких закупок было очень мало.
Ну вот под Евро-2012 закупили в основном Hyundai.
Мы же поставили только два состава и считаем, что они не хуже.
У нас в производстве двух этих составов участвовало 180 украинских компаний, из них 80 крупных.
Все это рабочие места, одно рабочее место на нашем заводе дает 5-6 рабочих мест на других предприятиях", - подчеркнул он.
Из этого следует, что бюджетные ассигнования в расширение строительства пассажирских вагонов на украинских мощностях в 2021 г.
дадут мультипликативный эффект, способствуя развитию смежных отраслей.
Причем речь идет о производстве технологичной продукции с высокой добавленной стоимостью, без которого национальная экономика обречена на слабость и перманентный дефицит платежного баланса.