«Достойное продолжение серии Star Wars: X-Wing! Летать здесь так же весело, как и в старые добрые времена!».
«Совершенно пустая и однообразная игра, которая надоест вам еще до завершения кампании!».
Такие диаметрально противоположные отзывы можно найти в Сети о Star Wars: Squadrons, самом свежем дополнении ко вселенной Star Wars.
Самое интересное, что оба этих мнения абсолютно правдивы.
Star Wars: Squadrons.
Жанр аркадный космосим.
Платформы Windows, Play.
Station 4, Xbox One, VR.
Языки английский, русский.
Разработчик Motive Studios.
Издатель Electronic Arts.
Сайты Steam, EA.
Итак, Звезда Смерти только что стерла в пыль Альдераан со всеми его обитателями.
Где-то на другом конце Галактики Оби-Ван Кеноби почувствовал «значительное колебание Силы».
А командир эскадрильи TIE Fighter Линдон Джейвс получил приказ найти и уничтожить транспорты с повстанцами, успевшие покинуть Альдераан за несколько минут до Катастрофы.
Вот только гибель на его глазах целой планеты поколебала веру бывшего образцового офицера в Империю, и вместо того, чтобы расстрелять беззащитные транспорты, пилот стал прикрывать их отход, сражаясь со своими бывшими товарищами.
.
Пять лет спустя, через некоторое время после уничтожения второй Звезды Смерти на орбите лесистого спутника Эндора, все тот же Линдон Джейвс, теперь уже в качестве уважаемого лидера повстанцев, совсем недавно ставших армией Новой республики, руководит проектом «Звездный ястреб», цель которого – создание республиканского аналога Звезды Смерти, огромного корабля с мощнейшим тягловым лучом, буквально разрывающим попавшие в него имперские Звездные разрушители.
А противостоит Джейвсу его бывшая ведомая, теперь капитан собственного Разрушителя Териза Керилл, командир эскадрильи «Титан».
Она до сих пор не простила предателя, и пока сломленная, но все еще не поверженная Империя собирает силы, чтобы дать отпор Новой республике, Керилл занята собственной вендеттой.
.
Сюжет с перебежчиками, затянувшейся расплатой и возможностью взглянуть на конфликт с разных сторон — не такой уж и новый в каноне… простите, неканоне «Звездных войн».
В кампании той же Star Wars Battlefront II мы играли за Иден Версио, всей душой преданной императору и текущему порядку, и ненавидящей несущих хаос повстанцев.
Как и Линдон Джейвс, Иден Версио в итоге перешла на сторону повстанцев, правда, не в начале, а в середине игры.
Вся кампания Star Wars: Squadrons, пролог и 14 основных миссий, которые можно пройти за 4-5 часов, посвящена противостоянию Линдона Джейвса и Теризы Керилл, вот только шутка в том, что играете вы не за них самих, а за безголосых рядовых пилотов эскадрильи повстанцев «Авангард» и эскадрильи имперцев «Титан», соответственно.
При этом, несмотря на то что в самом начале вас попросят создать пилота и даже дать ему имя, во всех брифингах и переговорах во время миссий вас будут называть исключительно по позывному: «Авангард-5» или «Титан-3».
.
Играете вы попеременно (чередование не через одну миссию, а чуть более хаотичное) за повстанцев и имперцев, а между миссиями можете «побродить» по своему крейсеру и «пообщаться» с другими членами эскадрильи и даже командирами.
Вот только оба глагола в предыдущем предложении не случайно взяты в кавычки.
Ни побродить, ни пообщаться здесь нельзя.
Перемещение героя ограничено прыжками между опорными точками, ходить по ангару вам не позволят.
Почему это сделано, я объясню чуть позже, но в целом ограничение выглядит глупым и крайне разрушительным для погружения в игру.
.
Что же до «общения», то назвать общением монологи говорящих голов, в которые вы не можете вставить и слова, как-то не получается.
При этом если бы тексты, которые произносят ваши AI-товарищи, хотя бы отличались оригинальностью.
Такое впечатление, что диалоги к игре писал школьник, причем руководствуясь старым принципом кыргызских акынов – «что вижу, о том и пою».
Персонажи, даже рассказывая о собственной жизни, говорят исключительно штампами и буквально сыплют банальностями.
Ну или пересказывают вам события, в которых вы только что сами участвовали.
Сначала я подумал, что проблема в переводе, но нет, английский текст так же плох, как и русский.
.
Одним словом, никакого сочувствия и сопереживания герои игры не вызывают, привязываться здесь банально не к кому.
Более того, никаких эмоционально сильных моментов в игре нет, все второстепенные герои и даже собачка Тузик доживут до финальных титров, а игра закончится… в прямом смысле слова ничем.
Это «филлер» – совершенно бессмысленный и пустой заполнитель, искусственно вставленный между эпизодами «Звездных войн».
Да даже «филлер» при желании можно сделать чем-то значительным, см.
великолепный Rogue One: A Star Wars Story, но Star Wars: Squadrons – явно не тот случай.
.
Но что ты все о героях и сюжете, скажете вы, давай уже, полетели! Ок.
Полетели, так полетели.
Как только игра переносится в кокпит X-Wing, TIE Fighter, A-Wing, TIE Bomber и других таких знакомых по фильмам и играм кораблей, она преображается.
И действительно вызывает острый приступ ностальгии по старым добрым временам и трилогии Star Wars: X-Wing, последняя часть которой, X-Wing Alliance, вышла аж в 1999 г.
.
Все приборы вынесены на кокпит истребителя и находятся в разных его зонах, в зависимости от модели корабля.
Большую часть занимает лобовое стекло и вид на космос.
И он прекрасен.
Здесь есть почти классический менеджмент щитов с перемещением защиты в разные полусферы и перекачкой энергии в двигатели, оружие или защиту.
Само оружие, размещенное в трех слотах, можно заменять, ставя медленный лазер с самонаведением или что-то побыстрей, но менее мощное.
То же самое и с ракетами.
Плюс для бомбардировщиков есть еще самонаводящиеся мины, стационарные турели и ионные торпеды, вырубающие противнику электронику.
Для каждой из сторон в игре имеются четыре типа аппаратов, выполняющих ту или иную функцию – истребитель, бомбардировщик, перехватчик и корабль поддержки, раздающий напарникам дополнительные боеприпасы или щиты.
Именно последний серьезно облегчает жизнь имперцев, у которых нет кораблей, защищенных щитами, или ремонтных дронов.
Каждый боевой аппарат летает чуть иначе и по-своему ощущается в бою.
Впрочем, в кампании вы будете летать на тех машинах, которые выдают по сюжету, только в некоторых миссиях можно выбрать истребитель из двух-трех вариантов.
.
Собственно, летать и стрелять в Star Wars: Squadrons действительно интересно, но есть пару весомых «но».
Во-первых, сложность… Она не очень высокая.
Большинство истребителей противника снимаются буквально одной очередью или торпедой, мало того, AI-пилоты любят летать плотным строем и буквально подставляться под выстрел, так что ракетами с мультинаведением можно выносить их пачками по четыре штуки.
Чуть сложнее справиться с эсминцами и крейсерами противника, но при умелом менеджменте щитов и постоянном переводе энергии из системы в систему это тоже не особая проблема.
Ну а хваленые тяжелые корабли хоть и ведут по вам достаточно плотный огонь, на самом деле очень уязвимы, особенно если вынести сначала ключевые системы, а не вколачивать все торпеды в достаточно прочную тушку.
.
Впрочем, больше, чем невысокая сложность, расстраивает однообразие миссий.
Все они в итоге сводятся к… гринду.
Расстреляй десять истребителей и получи право расстрелять еще десять истребителей.
Теперь 5 штурмовиков.
Теперь два крейсера.
Еще порцию истребителей.
И, наконец-то, завали вот этот линкор.
И так из миссии в миссию, практически 14 раз.
Нестандартных заданий буквально два, они очень странные и явно копируют знаменитый пролет Люка в Star Wars IV и Хана в Star Wars VI.
Нет, серьезно, как можно было сделать настолько скучные миссии в космосе за штурвалом звездного истребителя?.
.
Впрочем, те, кто играют в Star Wars: Squadrons с использованием VR-гарнитур, буквально в один голос хвалят игру за невероятный эффект присутствия и возможность ощутить себя в кабине настоящего X-Wing и TIE Fighter.
И их не смущают ни однообразные миссии, ни деревянные напарники, ни невысокая сложность.
За настоящее чувство полета можно простить многое.
Именно владельцы VR-гарнитур оставляют в обсуждении игры самые восторженные отзывы, и именно VR-версия принесла этой игре такие высокие оценки прессы на Metacritics.
Собственно, поддержка VR и объясняет запрет на прогулки по ангару между миссиями и пониженную сложность игры.
Вот только проблема в том, что подавляющее число фанатов «Звездных войн» будет играть в Star Wars: Squadrons совсем не в VR, а на вполне традиционных консолях и ПК.
Мы уделили много внимания кампании Star Wars: Squadrons, но грустная правда состоит в том, что это в первую очередь сетевая игра.
Кампания здесь нужна лишь для того, чтобы познакомить игроков с техникой и правилами боя, а основной упор сделан на мультиплеер.
И… в нем все тоже не очень хорошо.
.
Не знаю, как Motive Studios это удалось, но многопользовательские бои в космосе в Star Wars: Squadrons получились хуже, чем в вышедшей три года назад Star Wars Battlefront II, хотя именно они вроде бы и вдохновили разработку Squadrons.
По сути, здесь всего два режима, Deathmatch 5 на 5 и Бои флотилий 5 на 5.
Вот только в той же Battlefront II в космических разборках принимали участие сразу 24 пилота, они были масштабнее, разнообразнее и просто интереснее.
В режиме же 5 на 5, даже с участием некоторого количества AI-пилотов, бои получаются короче и… намного скучней.
По сути, это своеобразное перетягивание каната.
Сначала настреляй N истребителей противника — и получишь право атаковать два фрегата, снесешь фрегаты – сможешь продвинуться к линейному кораблю (Звездный разрушитель или MC75 у Новой республики) и попытать счастья на нем.
Вот только пока вы будете разбираться с фрегатами, противники успеют настрелять свою долю истребителей и тоже получить право на атаку.
Так по очереди вы и будете пытаться продвинуться дальше.
Честно говоря, исключений я за десяток боев не видел, все они проходят по одной и той же схеме и… очень быстро надоедают.
И тут оказывается, что контента в игре, которая заявлена как игра без лутбоксов и DLC (да, это так) очень мало.
После прохождения кампании и 5-10 схваток в режиме Бои флотилий здесь просто нечем заняться.
На все про все у вас уйдет не больше 10 часов, если игра, конечно, не надоест вам раньше.
Это печально.
.
И буквально пару слов о графике.
Она по нынешним меркам совсем не впечатляет.
Да, в космосе игра выглядит в целом неплохо, но это не next-gen, скорее начало текущего поколения.
Та же уже несколько раз упомянутая Battlefront II, как по мне, выглядит лучше.
Да, причина опять в VR и попытке сэкономить ресурсы.
При этом игра, вполне сносно работающая даже на древней Ge.
Force GTX 1060, иногда впадает в ступор, причем на совсем простых и несколько неожиданных вещах.
Отлично просчитывая космические бои, взрывы и отсветы от лазеров, игра запинается на… кат-сценах на движке, причем только на тех, в которых участвуют имперские пилоты.
Причем fps просаживается с вполне приемлемых 40-50 до совершенно катастрофических 3-5.
Что? Почему? Нет ответа.
.
Итак, какое же из упомянутых в начале статьи утверждений точнее характеризует Star Wars: Squadrons? Как я и говорил – оба.
Если у вас есть VR-гарнитура и мощный ПК, то Squadrons хотя бы на несколько часов станет для вас отличным аттракционом, билетом в мир «Звездных войн» и вы, скорее всего, простите игре все недостатки, о которых я так много написал выше.
Если же у вас нет VR-гарнитуры, то игра, после непродолжительного «медового месяца» и приступа ностальгии по Star Wars: X-Wing, скорее всего разочарует вас.
Здесь слишком мало контента, слишком невзрачные NPC и совершенно банальный сюжет.
Да и сетевая часть вряд ли задержит вас надолго.
Уже сейчас, через неделю после выхода, собрать 10 человек для полноценного боя становится проблематично, и боюсь, эта тенденция будет только усиливаться.
Увы, Squadrons – это не X-Wing.
И даже не Battlefront II X-Wing Edition.
Хотелось бы сказать, что можно было бы полетать в мультиплеере Star Wars Battlefront II, но там сейчас тоже есть серьезные проблемы с числом играющих.
Оценка ITC.
Плюсы: Игра действительно вызывает ностальгию по серии X-Wing; атрибутика «Звездных войн», до боли знакомые X-Wing и TIE Fighter; неплохая динамика космических боев; разные истребители действительно отличаются по управлению и боевой роли; поддержка VR.
Минусы: Говорящие головы вместо живых героев; слишком простые и однообразные задания кампании; сама кампания слишком короткая; только два сетевых режима на небольшое число игроков; фризы и притормаживания в совершенно неожиданных местах; ощущение бюджетности; цена.
Вывод: К сожалению, это не те X-Wing, которые вы ищете.
(Открывается в новом окне).