С 5 апреля в Киеве ужесточили карантин и столица погрузилась в локдаун. Ознаменовалось это решение мэрии транспортным коллапсом.
Из-за ухудшения эпидемиологической ситуации с 5 апреля в Киеве ввели строгий карантин. Целью локдауна, по словам мэра столицы Виталия Кличко, является снижение мобильности населения, поэтому работников офисов, студентов и школьников обязали перейти на дистанционную работу и обучение.
Строгий карантин в Киеве будет действовать с 5 по 16 апреля, однако смягчение в более ранний срок возможно. Решение относительно того, продолжать ли жесткие карантинные ограничения после 16 апреля, столичная власть будет принимать через неделю — с учетом статистики по уровню госпитализаций больных COVID-19. Об этом сообщил первый заместитель председателя КГГА Николай Поворозник.
"На понедельник (12 апреля — ред.) будем видеть динамику — либо рост, либо спад заболеваемости. В первую очередь нас волнует уровень госпитализации, уровень занятых коек с кислородом. По результатам недели будем принимать соответствующее решение, что делать дальше: продлевать или останавливать это 16 апреля", — сказал Поворозник.
Департамент транспортной инфраструктуры КГГА уже выдал 437 тысяч спецпропусков для пользования общественным транспортом. В целом же пропусков напечатали полмиллиона.
"Из-за большого количества заявок мы в срочном порядке допечатывали дополнительно 100 тысяч спецпропусков. Сегодня должны выдать еще 63 000 пропусков. Для того чтобы все, кому нужны спецпропуска, могли их получить, работники ответственных структурных подразделений и районных госадминистраций работали на выходных. Все, кто не получил пропуска, получат их в понедельник или вторник", — рассказал Поворозник.
Он отметил, что в первую очередь спецпропуска получили медицинские работники, спасатели, работники коммунальной, транспортной и социальной сфер, работники торговли и военные.
Чем грозит апрельский локдаун
Весь общественный транспорт, наземный и метро — будет работать по специальным пропускам пассажиров. То есть, перевозить можно будет исключительно сотрудников предприятий критической инфраструктуры.
Заполненность транспортных средств не должна составлять более 50% от количества сидячих мест. Такое же правило работает и для пассажирских перевозок в пригороды Киева и междугородних рейсов внутри области.
Также в столице с понедельника закрыли к посещению: школы и детские сады.
Что происходит на самом деле
Несмотря на бодрые отчеты КГГА, ситуация 5 апреля, в первый день локдауна сложилась не лучшим образом. Для начала оказалось, что не все, кто хотел получить пропуска, их получили.
Так, Алексей Давиденко, в прошлом — депутат Киевсовета, а ныне владелец сети магазинов "Медтехника", рассказал, с какими трудностями ему пришлось столкнуться, чтобы получить заветные спецпропуска для своих работников. По его словам, его сотрудники пытались со среды, 31 марта (как только стало известно о локдауне) добиться в мэрии информации о том, как можно получить заветные спецпропуска. Информация на сайте КГГА появилась только через сутки.
"Уже в 10 утра пятницы мы подали документы как в электронном виде, так и по указанному мэрией адресу". — Ждите результат!". Вот сейчас на часах почти девять вечера воскресенья — завтра общественный транспорт только по пропускам. Результата нет! Никто даже не перезвонил. Ответ не дали, пропуски, естественно, тоже. С момента объявления о выдаче специальных пропусков прошло больше 4 суток", — отметил Давиденко.
В итоге 5 апреля он написал пост, в котором отметил, что его сотрудники спецпропуска так и не получили, поэтому добирались на работу на такси и личным транспортом.
Подобными историями многие поделились и в комментариях: например, работники аэоропорта "Борисполь", который продолжает работать и в локдаун, и работники частных медучреждений, которые также не прекращают работу.
Однако оказалось, что даже те, кого в КГГА называли "работниками критической инфраструктуры", не смогли вовремя добраться на работу. В первую очередь из-за того, что они должны были забрать спецпропуска именно в понедельник, однако в транспорт их не пускали даже после предъявления документов.
Журналисты, которые работали в городе, отметили, что проблема возникла и с пациентами, которые страдают не от коронавируса, но от других болезней: о них в коронавирусной "горячке" власти подзабыли, как и о том, что этим пациентам тоже нужно добираться в медучреждения, невзирая на локдаун и ограничения.
В Сети появилось видео, как медсестру Института рака в Киеве высадили из автобуса, но довезли до места работы, где ее ждал спецпропуск, на машине патрульных.
Те, кому повезло попасть в метро, отрапортовали, что вагоны идут практически пустыми. Фактически, как отмечают в соцсетях – возят воздух.
К чему привел поиск альтернативных способов проезда
Киевляне, у которых не было возможности и причин получить спецпропуск, но на работу ехать им все же было нужно, начали искать альтернативные способы.
Самым очевидным оказалось такси. Цены, как могут засвидетельствовать многие, включая автора статьи, взлетели. Маршрут, который до локдауна стоил не более 200 гривен, подорожал вдвое, а то и втрое.
И такая цена держится до сих пор. Причем в приложении отмечено, что "машин нет".
Те, кому позволяет здоровье и расстояние, пересели на велосипеды.
А вот за электросамокаты разразилась настоящая битва.
Кроме этого оказалось, что сервис Uber Shuttle, которым многие пользовались, чтобы добираться до места назначения, приостановил работу.
Счастливые обладатели собственных авто попытались добраться до работы самостоятельно. Однако Киев застыл в пробках и многие опоздали.
Сейчас ситуация на дорогах несколько улучшилась, однако незначительно, и это положение вещей сохранится только до вечернего часа пик, когда все, кто упорно прорывался на работу, с тем же упорством начнут свой путь обратно.
Также не стоит забывать, что многие из тех, кто работает в Киеве, живут в области и пригороде, так что пробок стоит ожидать и на всех трассах, ведущих из столицы.
Реакция Нацполиции
Тем временем в Нацполиции отрапортовали, что с 5 апреля полицейские Киева усилили контроль за соблюдением гражданами правил карантина. И в составе мобильных групп совместно с сотрудниками Муниципальной охраны и военнослужащими Нацгвардии проводят профилактическую работу "с целью необходимости соблюдения противоэпидемических мероприятий и осуществляют проверку специальных билетов на проезд в общественном транспорте".
Кроме того, усиленные мобильные группы правоохранителей контролируют, чтобы транспорт не был переполнен. В случае выявления нарушений полицейские составляют административные материалы. Как видим, это им вполне удалось, транспорт не только не переполнен, а даже пуст.
Полицейские также патрулируют лесопарковые зоны и другие общественные места, где возможно скопление граждан. Также с помощью громкоговорителя обращаются к прохожим и предостерегают выполнять карантинные требования.
А утром первого дня локдауна уже поймали первую нарушительницу, которая прямо на остановке продавала спецпропуска. 18-летняя девушка сообщила, что заказала спецпропуска и справки о трудоустройстве в одной из больниц столицы через Интернет. Девушка перечислила 5000 гривен за пропуска и справки, которые потом перепродавала по 200 гривен за комплект. Часть она уже успела продать, остальные пропуска полиция изъяла, девушке грозит срок до 2 лет за подделку документов.
Что будет дальше
3 апреля глава Госпродпотребслужбы столицы Олег Рубан заявил, что работодателей в Киеве будут штрафовать за нарушение карантинных ограничений в офисах во время локдауна. Минимальный штраф в данном случае будет составлять 34 тысячи гривен. По словам чиновника, на прошлой неделе в Киеве проводилась проверка работы организованных государственных и частных коллективов. По ее результатам выяснилось, что в большинстве офисов ограничения не соблюдают.
"85% коллективов работали в полном объеме, в помещениях не соблюдали дистанцию, режим ношения масок. Поэтому мы будем штрафовать таких работодателей минимум на 34 тысячи гривен", – отметил Рубан.
Он добавил, что к нарушителям будут направлять правоохранителей.
Кроме этого, Киеву грозит введение жесткого локдауна: остановка транспорта, запрет на перемещение по улицам, комендантский час после 22.00.
Ситуацию в Киеве также будет рассматривать Верховная Рада. Вероятнее всего, это произойдет 6 апреля, сообщил высокопоставленный источник в МВД.
Источник считает, что вероятность такого решения высока. Причина – критическая ситуация с ростом заболеваемости COVID-19 в столице.
Другой источник – в Верховной Раде – признался, что ситуация развивается очень быстро. Меры принимаются в спешке.
"Еще неделю назад этот сценарий никто не рассматривал. Было заседание СНБО, и на этом заседании обсуждалась ситуация с ростом заболеваемости. Решение о дополнительных ограничениях для Киева признали нецелесообразным. Вопрос снова был поднят 30 марта. И да, сегодня началась подготовка к рассмотрению ситуации в Киеве Верховной Радой. Вероятно, сейчас могут принять любые решения. А Кличко сейчас просто поторопился. Пытается перехватить инициативу", — отмечает источник.
"Возможность введения комендантского часа предусмотрена законом, решение принимает правительство", – сказал спикер МВД Артем Шевченко.
А глава Верховной Рады Дмитрий Разумков заявил, что не хотел бы, чтобы из-за эпидемии коронавируса в Украине был введен комендантский час. По его словам, ситуация с введением комендантского часа "достаточно непростая", Разумков пояснил, что для введения таких ограничений необходимо объявление чрезвычайного положения.
"Это происходит по указу президента. После этого – заседание Рады, это достаточно непростой процесс. Мне бы очень не хотелось, чтобы даже в связи с COVID-19 мы были вынуждены пойти на такую меру", — сказал глава Рады.
Что делает президент Зеленский
Пока Киев пытается адаптироваться к локдауну и готовится к комендантскому часу, президент Украины Владимир Зеленский отправился с рабочей поездкой в Катар. Причем не один: сопровождает его "многочисленная делегация".
Причины столь несвоевременного визита озвучены весьма расплывчато, даже сам президент их толком не смог сформулировать, отделавшись общими фразами: "Главной целью моего визита являются переговоры с руководством Государства Катар, в частности с эмиром Катара. Я считаю, что поддержка высокой динамики политического диалога на высшем уровне между нашими странами является важной составляющей дальнейшего развития взаимовыгодного партнерства. В последние годы нам удалось значительно активизировать сотрудничество между двумя странами в различных областях. Однако знаю, что потенциал нашего партнерства значительно больше. Поэтому убежден, что мой визит в Катар придаст дополнительный импульс углублению дружественных украинско-катарских отношений", — заявил Зеленский.
При этом президент Украины поблагодарил катарских партнеров за помощь в эвакуации самолетами авиакомпании Qatar Airways "граждан Украины из разных уголков мира в самые сложные времена пандемии 2020 года".