Какое вино пьют украинцы. Почему европейские вина вытесняют украинский продукт
Какое вино пьют украинцы. Почему европейские вина вытесняют украинский продукт

Какое вино пьют украинцы. Почему европейские вина вытесняют украинский продукт

Украинцы выбирают французское и итальянское вино, а товарооборот отечественной продукции падает из года в год.

Либерализация винного законодательства (отмена лицензии на оптовую торговлю стоимостью 500 тыс. грн в 2016 году; упрощение процедуры лицензирования в 2018-ом) дала серьезный толчок для развития гаражного виноделия в Украине. По всей стране стали появляться небольшие хозяйства с собственными виноградниками, владельцы которых выпускают авторское вино ограниченными партиями. Как считает Сергей Климов, основатель Kyiv Food and Wine Festival, совладелец и идеолог винных баров Like a Local’s, зачастую такой крафтовый продукт по качеству гораздо лучше вин крупных производителей.

К слову, даже появление сети баров Like a Local’s, где продается исключительно украинское вино, говорит о том, что в стране за последние годы вырос интерес к отечественному продукту.

"В 2014 году невозможно было представить хоть одного крафтового производителя, который с первого же своего официального релиза мог поставить вино в бар по входящей цене 500 грн. Сегодня это реальность", — комментирует Климов.

Статистика ритейлеров показывает, что уже сегодня массовый покупатель чаще выбирает вино из Европы и Латинской Америки

Параллельно с этим в Украине наблюдается значительный прирост импорта вина из других стран. Если в 2016 году в страну завезли вина на общую сумму $85,3 млн, то в 2019 году этот показатель составил $146,7 млн, а в 2020-м, по информации Института аграрной экономики, — $224 млн. С 1 января 2021 года в Украине действует нулевая пошлина на вино, импортируемое из Евросоюза. Это означает, что импортная продукция станет еще более доступной для украинского потребителя. И статистика ритейлеров показывает, что уже сегодня массовый покупатель чаще выбирает вино из Европы и Латинской Америки.

Украинские покупатели стали чаще выбирать вина из Нового Света, а также Испании, Италии и Франции
Фото: Timur Saglambilek: Pexels

В торговых сетях "Ашан" и "Велика Кишеня", являющихся членами Ассоциации ритейлеров Украины, в последние годы наблюдают снижение потребительского интереса к отечественному вину. В компании "Ашан Ритейл Украина" доля украинских вин (без учета игристых) в товарообороте в 2015 году составляла 28%, в 2016 и 2017 годах – 33%, но потом начала падать: в 2018-ом – 32%, 2019-ом – 29%, 2020-ом – 27%. При этом доля выкладки украинской продукции в магазинах "Ашан" в прошлом году колебалась в пределах 30% от общего ассортимента вин.

По словам Виктории Шило, руководителя направлений FMCG и фермерских товаров "Ашан Ритейл Украина", спрос на отечественное вино падает, уступая место импортным напиткам из Франции и Италии.

Украинцы все больше путешествуют, пробуют новые вина из разных уголков мира
Фото: Grape Things: Pexels

"Если сравнивать стоимость бутылки вина в Италии и в Украине, то в Италии она дешевле. Но, естественно, что на стоимость влияет доставка и прочие расходы", — комментирует Шило. При этом в компании надеются, что в будущем спрос на украинские вина снова будет расти, поэтому ищут новых партнеров среди мелких производителей для расширения ассортимента локальной продукции.

В магазинах "Велика Кишеня" в начале 2021 года доля продаж украинского вина сократилась на 10% по сравнению с 2017-м. В настоящее время продукция отечественных производителей занимает на полках около 26% от общего ассортимента тихих вин. При этом, как говорит Лидия Стеценко, менеджер департамента ассортимента товара компании Retail Group ("Велика Кишеня"), покупатели стали чаще выбирать вина из Нового Света, а также Испании, Италии и Франции.

Импорт продолжит набирать обороты, и одной из причин этого является отмена госпошлины

По прогнозам Стеценко, импорт продолжит набирать обороты, и одной из причин этого является отмена госпошлины.

"Естественно, нельзя говорить о полном вытеснении украинских производителей, поскольку они занимают определенную нишу на рынке, и наши покупатели все больше отдают предпочтение украинским винодельням, использующим европейские технологии производства", — подчеркивает она.

Компания "Метро Кеш энд Керри Украина" не стала исключением из общего правила, здесь также наблюдается падение спроса на украинские вина. Если в 2018 году в магазинах наблюдали рост категории на 26%, то уже в следующем году продажи украинского вина упали в среднем на 16%: тихие вина – на 20% и игристые – на 10%. За последний год снижение продаж украинского вина составило –26% в количестве.

"Украинский клиент все больше путешествует, пробует новые вина из разных уголков мира, меняет свои предпочтения, повышая и развивая культуру потребления вина. Возвращаясь домой, он, естественно, хочет продолжать пить качественные импортные вина", — комментирует Татьяна Безштанько, менеджер по закупке вина "Метро Кеш энд Керри Украина".

Источник материала
Поделиться сюжетом