Инвестиции раздора. Как украинские вузы оптимизируют на кредит МВФ
Инвестиции раздора. Как украинские вузы оптимизируют на кредит МВФ

Инвестиции раздора. Как украинские вузы оптимизируют на кредит МВФ

Всемирный банк выделил 200 млн долларов на закрытие вузов — и в Украине снова заговорили о ликвидации университетов и массовых увольнениях преподавателей. Фокус разобрался, почему старые слухи о сокращениях актуальны и что на самом деле происходит в сфере высшего образования.

В конце апреля широко разошлась новость о том, что Всемирный банк выделяет заем $200 млн на закрытие некоторых вузов в Украине: сначала проведут аудит всех высших учебных заведений, после чего решат, какие из них оставлять, а какие нет. Некоторые политики, к примеру, Ренат Кузьмин, народный депутат от ОПЗЖ, называют происходящее "деинтеллектуализацией нации": "Примечательно, что под сокращение попадают именно государственные вузы. То есть доступа к высшему образованию лишается в первую очередь одаренная молодежь из малообеспеченных семей, льготные категории молодых украинцев. На улице также рискует оказаться часть преподавательского состава высшей школы".

В реальности же о ликвидации учреждений речь не идет, в планах правительства лишь укрупнение университетов. Проект "Улучшение высшего образования в Украине ради результатов", вызвавший сейчас такой ажиотаж, начала готовить еще прежняя команда Министерства образования и науки Украины. Ведомство даже запустило оптимизацию учебных заведений, но основной массив изменений должен произойти в ближайшие пять лет. За эти годы ожидается 20–30 серьезных объединений, которые призваны улучшить систему высшего образования в стране.

Кредит МВФ и реформы: не уничтожить, а спасти

Егор Стадный, вице-президент Киевской школы экономики, в 2019–2020 годах занимал должность заместителя министра образования и науки. Именно он курировал вопросы высшего образования и был одним из тех, кто разрабатывал пакет изменений по договоренности с международной финансовой организацией.

"Кредит Всемирного банка работает по той же логике, как и любой другой заем от наших международных партнеров. Иными словами, мы предлагаем реформы в обмен на инвестиции", — объясняет Стадный. Не секрет, что украинской сфере образования катастрофически не хватает средств на оборудование, современные лаборатории и развитие науки. В государственном бюджете найти на это деньги практически невозможно, так что МОН в обмен на кредит предложил собственный проект изменений в сфере высшего образования. В частности, в пакет вошла финансовая автономия вузов, что позволяет университетам распоряжаться заработанными деньгами, развитие формулы распределения госфинансирования между учебными заведениями, а также модернизация сети.

"Это предполагает объединение вузов. Суть в том, чтобы все происходило не кнутом, а пряником", — говорит эксперт.

Модернизация сети затронет лишь достаточно крупные государственные вузы, 

которых в стране около 100–150

Главным стимулом для того, чтобы сами университеты захотели укрупняться, должен стать финансовый фактор. Если несколько вузов в одном городе объединятся в солидное образовательное учреждение, они смогут рассчитывать на серьезные инвестиции в рамках кредита для покупки оборудования и прочих трат. Сама по себе оптимизация не предполагает увольнений сотрудников, наоборот, вуз получает стабильность, а значит, и работники оказываются в более выгодных условиях. Однако инвестирование средств в научную жизнь подразумевает, что не подходящие под критерии преподаватели со временем будут отсеиваться, освобождая место более квалифицированным и талантливым коллегам. Это в свою очередь будет влиять на престиж самого заведения.

Объединение вузов: инициатива на местах

После того как прежняя команда Министерства образования и науки ушла, проект затормозился, однако сейчас ведомство готово воплощать его в жизнь. Частично процесс запустился еще при прошлом министре Анне Новосад. Более того, некоторые вузы сами проявляли инициативу. В Днепре, к примеру, есть несколько университетов технологического профиля, которые "съедают" друг друга. Это Национальная металлургическая академия, Днепровский национальный университет железнодорожного транспорта, Украинский государственный химико-технологический университет и Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры.

Как рассказывает Стадный, руководство этих вузов обратилось в МОН, надеясь объединиться в одно юрлицо и получить инвестиционный пакет на развитие.

"Вузы видят, что они "мельчают", с каждым годом уменьшаются. Если так пойдет дальше, то через 10–20 лет они превратятся в мелкие учреждения, если вообще доживут до этого", — комментирует эксперт.

Сфера высшего образования в Украине так или иначе будет меняться, вопрос лишь в том, сколько времени это займет

Несмотря на то что Сергей Шкарлет, нынешний министр образования и науки, не сразу включился в процесс, сейчас он также заявляет о необходимости укрупнять вузы. В одном из интервью в начале года чиновник отметил, что сокращение количества студентов логично приводит к сокращению преподавательского состава и, следовательно, уменьшению финансирования со стороны государства. Все это подталкивает университеты к объединению, считает министр.

Важно понимать, что модернизация сети затронет лишь крупные государственные вузы, которых в стране около 100–150. О мелких частных институтах и академиях, в свое время получивших лицензию, речь не идет.

"В Украине много юридических лиц, которые по законодательству являются высшими учебными заведениями, но в них числится лишь 50–100 человек", — комментирует Егор Стадный. При этом больше 80% всех украинских студентов обучаются в первой рейтинговой сотне университетов. Как считает эксперт, государство должно спасать и обращать внимание лишь на эти серьезные учреждения, представляющие собой костяк украинского высшего образования. Мелкие вузы, зачастую не предоставляющие качественные услуги, со временем вымрут из-за отсутствия спроса на них.

Назрело. Не все вузы могут похвастать спросом среди абитуриентов. Без объединения им будет трудно выжить
Фото: УНИАН

Частные вузы и филиалы государственных учреждений покрыли всю страну еще в конце 1990-х — начале 2000-х как ответ на запрос общества. В украинских семьях в постсоветское время сформировалось устойчивое убеждение, что дети обязаны получать дипломы о высшем образовании. Родители не скупились на взятки, "пропихивая" выпускников школ на модные юридические, экономические и психологические факультеты, провоцируя тем самым появление все новых частных заведений и филиалов. Но большинство новоиспеченных специалистов, закончив вуз, даже не планировали работать по профессии.

Исследование, проведенное в 2015 году Институтом персонала и развития, показало, что более 40% выпускников трудится не по своей специальности. В 2017 году данный показатель достигал 51%. В комментариях на эту тему Инна Бондини, начальник управления по предоставлению услуг населению Государственного центра занятости, говорила, что рынок труда в Украине требует рабочих специальностей, но не каждый родитель хочет отдавать своего ребенка в профтехучилище.

"Направляя своих детей на получение высшего образования, мы заведомо плодим безработицу", — считает Бондини.

Важно Ходить на пары — не значит учиться. Почему ползет вниз уровень знаний в украинских вузах

В последние годы тренд изменился — теперь украинцы предпочитают отправлять детей на учебу за границу, особенно часто — в Польшу. Соответственно, количество студентов в мелких частных вузах, и без того небольшое, с каждым годом сокращается. По сути, сеть оптимизируется эволюционным путем, даже без участия государства. К началу ­2019–2020 учебного года в Украине, по данным Госстата, работало 281 высшее учебное заведение (университеты, академии и институты). Для сравнения: в 2013 году их было 325, а в ­2010-м — 349. За последний год количество ­вузов еще сократилось.

Помимо того, в конце 2019 года Верховная Рада приняла закон, в соответствии с которым украинским высшим учебным заведениям нельзя открывать филиалы в Киеве, Харькове, Львове, Днепре и Одессе. Существующие же должны реорганизовать или закрыть до 1 июля текущего года. Это также повлияет на уменьшение количества мест обучения в Украине и повлечет за собой качественную модернизацию системы.

Кто недоволен реформой высшего образования

Часть высших учебных заведений позитивно реагируют на оптимизацию сети и даже готовы инициировать этот процесс. Но находятся и те, кто скептично настроен по поводу изменений и видит в этом большие риски для образовательных учреждений. Интересно, что критики в качестве примера приводят и те заведения, которые не подчиняются МОНу.

Рынок труда в Украине требует рабочих специальностей, но не каждый родитель хочет отдавать своего ребенка в профтех­училище

8 февраля премьер-министр Денис Шмыгаль подписал распоряжение о реорганизации Харьковской медицинской академии последипломного образования (ХМАПО) — ее должны присоединить к Харьковскому национальному медицинскому университету (оба вуза находятся в системе Минздрава). Уже через неделю на сайте президента Украины появилась петиция с просьбой остановить процесс объединения. В обращении говорится, что в ХМАПО ежегодно обучаются около 20 тыс. врачей и более 1 тыс. интернов, при этом запланированная реорганизация приведет к тому, что из вуза уволят тысячи работников, а в медучреждениях возникнет кадровый голод из-за нехватки специалистов.

Хватает недовольных и в учреждениях, подчиняющихся Министерству образования и науки. Негативно отзывается о договоренностях с Всемирным банком Олег Кручиненко, профессор Полтавского государственного аграрного университета.

"С десяток вузов оставят на всю Украину, да и хватит для колонии", — возмущается он. Сомневается в процессе оптимизации и Кирилл Котляров, преподаватель Кременчугского летного колледжа: "Когда закрывают вузы на периферии в интересах раскрученных вузов в больших городах — это уже нечестная, проплаченная "конкуренция".

Важно 100 лучших школ Украины. Как выглядит образование накануне больших реформ

В целом идея оптимизации вузов очень похожа на медреформу. И там и там сотрудники боятся увольнений и закрытия учреждений, пишут петиции президенту и надеются заморозить ситуацию в ее нынешнем виде. В то же время эксперты сходятся во мнении, что изменения необходимы, иначе выйти на качественные результаты просто не получится. Из-за сопротивления общества, отдельных политиков и распускаемых негативных слухов процесс модернизации протекает крайне медленно, но остановить его уже невозможно. Сфера высшего образования в Украине так или иначе будет меняться, вопрос лишь в том, сколько времени это займет.

Источник материала

Оригинальная версия

Поделиться сюжетом