Успехи Владимира Зеленского во внешней политике могли бы быть заметнее, если бы их не сдерживал внутриполитический фактор.
В день, когда госсекретарь США Энтони Блинкен должен был прилететь в Киев, издание Financial Times выпустило текст с заголовком: "Украина делает ставку на Дядю Джо". Речь шла о том, что американская дипломатия (и, возможно, только она) сможет убедить Россию отступить.
На кого делать ставку, у Зеленского определились сразу после его победы на выборах, а скорее всего, еще до. В конце апреля 2019-го "Зеркало недели" опубликовало основные внешнеполитические приоритеты новой команды, основываясь на информации от тех, кто их разрабатывал.
"Во-первых, — писало издание, — новая администрация будет добиваться для Украины членства в Европейском союзе. Однако членству в ЕС (равно как и в НАТО) будет предшествовать референдум. Во-вторых, планируется углубленное сотрудничество с Соединенными Штатами. В-третьих, новая администрация планирует уделить особое внимание Канаде, а Японию определяет как ключевого партнера. В-четвертых, предполагается создать альянс с ближайшими соседями (Румыния, Грузия, Польша), а с теми соседними странами, с которыми у Украины существуют серьезные проблемы — Польшей и Венгрией, — изменить тональность отношений. В-пятых, планируется развитие балто-черноморских инициатив с участием Украины. При этом в Черноморском регионе ключевым партнером определяется Турция. В-шестых, в отношении Беларуси будет применен "прагматичный" подход".
Автор публикации заметил, что в списке не был упомянут Китай. И получил объяснение от одного из собеседников: "Торговать с Китаем будем. Но наступает время глобальной войны. И нам необходимо выбирать друзей. А наш друг и союзник — Соединенные Штаты". Это был самый общий план. Но строился он на адекватной оценке ситуации и прагматике.
Украина и США
Старт каденции Владимира Зеленского подпортился скандалом противостояния Дональда Трампа и Джо Байдена в преддверии президентских выборов в США. Личный адвокат Трампа Руди Джулиани в мае 2019-го заявил, что Зеленский "окружен врагами президента США и людьми, которые явно коррумпированы", обозначив одну из главных тем, представляющую интерес для хозяина Белого дома: связи Байдена-младшего с украинской нефтегазовой компанией Burisma, имевшие место, когда Байден-старший проявлял политическую активность в отношении Киева. А уже в июле в телефонном разговоре с Зеленским о компромате на Джо Байдена заговорил сам Трамп. Это обернулось политическим скандалом.
Зеленский и его команда активно стучатся в европейские двери, но Брюссель, как и Вашингтон, требует от Украины структурных реформ и эффективной борьбы с коррупцией
Сразу после выборов, когда Америка считала голоса, а Трамп грозил не признать результатов, глава украинского МИДа Дмитрий Кулеба подчеркивал, что "какой бы выбор ни сделал американский народ, мы будем успешно развивать стратегическое партнерство".
К тому времени Зеленский уже заменил посла США Валерия Чалого на Владимира Ельченко, до этого бывшего послом Украины в РФ. Отставку Чалого в ОП аргументировали тем, что двусторонние отношения нужно выводить на уровень стратегического партнерства, а "тот посол, который был, с этой функцией не справлялся".
Однако и занявший его место Ельченко, как выяснилось, сыграл роль переходной фигуры: 25 февраля этого года послом Украины в США Зеленский назначил экс-министра финансов Оксану Маркарову. Перед ней поставили задачу усилить сотрудничество с администрацией Байдена, вести политический диалог на базе широкой двухпартийной поддержки в Конгрессе, привлекать Соединенные Штаты к урегулированию ситуации на Донбассе, а также к усилиям по деоккупации Крыма. Санкции против "Северного потока — 2", влияние Вашингтона на принятие решения НАТО о предоставлении Украине Плана действий относительно членства (ПДЧ) в Альянсе — это также вопросы, которыми должна озаботиться посол.
Получилось ли у Зеленского и команды быть более успешными в отношениях с Вашингтоном, чем у Порошенко? Даже если вести речь о финансовой помощи, то нельзя сказать, что шестой президент страны выигрывает у пятого. В конце ноября прошлого года посольство США в Украине сделало заявление для Студии Савика Шустера, из которого следует, что с 2014-го "Дядя Джо" предоставил Украине более $4,1 млрд помощи. Однако если принять во внимание показатель 2020 года ($898 млн), то вряд ли Зеленский привлек больше американских денег в страну, чем Порошенко.
При этом стоит учесть, что оба украинских правителя, каждый на своем этапе, столкнулись с проблемой по имени Трамп. Но у Зеленского есть преимущество в том, что теперь в Белом доме Джо Байден, о чем ветеран американской дипломатии Стивен Пайфер на днях высказался так: "Украина получила голос поддержки, которого не имела в Белом доме многие годы".
Важно Заграница не поможет. Почему настоящую демократию украинцам придется строить самимЗаявления американского президента по украинской тематике это подтверждают. Как и позиция его администрации. Однако все это определяется скорее геополитическими интересами самих Соединенных Штатов, где Украину считают форпостом на границе с путинской Россией. Нынешний визит Энтони Блинкена, первого из высокопоставленных членов администрации Байдена, не только показывает, что Соединенные Штаты полны решимости противостоять российской агрессии и поддерживать украинские реформы. Он еще и демонстрирует, что от Украины Зеленского в Вашингтоне ждут примерно того же, чего ждали (и не дождались) от Украины Порошенко.
Когда американский госсекретарь назвал две угрозы для нашей страны — "Одна внешняя — это Россия. Вторая угроза — коррупция, олигархи и люди, которые ставят свои интересы выше интересов украинского народа", — можно было подумать, что мы слышим эхо голосов американских чиновников из недавнего прошлого. Например, Курта Волкера, спецпредставителя Госдепа в Украине, который через неделю после инаугурации Зеленского называл коррупцию одной из главных задач нового украинского руководства.
Иными словами, говорить о том, что команда Зеленского совершила прорыв в отношениях между Киевом и Вашингтоном, было бы преувеличением, поскольку применительно к США достижения Украины во внешней политике напрямую связаны с ее достижениями во внутренней политике. И эту ситуацию вряд ли удастся изменить зажигательной риторикой или назначением посла.
Украина, Евросоюз и НАТО
В середине апреля на фоне стягивания российских войск к границам Украины Владимир Зеленский в интервью французской газете Le Figaro заявил: "Мы не можем бесконечно сидеть в зале ожидания ЕС и НАТО". Вполне логичное высказывание для президента страны, в Конституции которой закреплен курс на вступление в эти два союза.
В предвыборной программе Зеленского движение в НАТО было названо залогом безопасности страны. При этом само вступление в Альянс, как было записано, сможет состояться после всеукраинского референдума. В июне прошлого года НАТО предоставило Украине статус партнера расширенных возможностей, выказав таким образом признание значительного вклада Украины в миссии НАТО. Таких партнеров сегодня у Альянса всего шесть. Однако "расширенный" статус не предопределяет никаких решений о членстве в НАТО, поэтому Киев старается сделать следующий шаг — получить план действий по членству (ПДЧ) в Альянсе. Во время разговора с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом в апреле Владимир Зеленский назвал ПДЧ "наиболее актуальным вопросом" для Киева. На предстоящем июньском саммите в Брюсселе представители стран — членов Альянса намерены обсудить дорожную карту по принятию Украины в свои ряды. Правда, от ПДЧ до членства в НАТО могут пройти годы. Хорватия, например, ждала шесть лет, Северная Македония — 12.
"Членство базируется на трех критериях, — объясняет эксперт брюссельского аналитического центра Friends of Europe Джейми Ши, ранее работавший в структурах Альянса. — Первый: готова ли страна? В случае с Украиной — еще нет. Готовы ли страны-члены [ее принять]? Учитывая сложные дискуссии во Франции, Германии и Нидерландах, нет, еще не готовы. Готова ли к этому политическая ситуация в Европе? Можно позволить себе расширение НАТО, не рискуя дестабилизацией Европы? НАТО будет пытаться найти ответ на этот вопрос в ближайшее время".
Что касается вступления в Евросоюз, то и здесь нет определенных сроков, хотя есть Соглашение об ассоциации с ЕС и безвиз, а Брюссель финансово поддерживает проведение реформ в Украине. На эти цели в целом, начиная с 2014 года, Евросоюз выделил более €16 млрд — больше, чем какой-либо иной стране, как отметил Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Жозеп Боррель в апреле.
ЕС готов демонстрировать поддержку Киеву, однако по-прежнему опасается конфликтовать с Москвой. В апреле Дмитрий Кулеба по итогам встречи глав МИД стран Евросоюза, состоявшейся в формате видеоконференции, упрекнул европейских коллег в нежелании вводить секторальные санкции против РФ. Зеленский и его команда активно стучатся в европейские двери, но Брюссель, как и Вашингтон, требует от Украины структурных реформ и эффективной борьбы с коррупцией.
Украина и Канада
Страна кленового листа то и дело мелькает в украинских новостных лентах. Свою роль тут играют и традиционные связи, и наличие украинской диаспоры. 1,3 млн граждан страны имеют украинские корни. Такую цифру назвал министр иностранных дел Канады Франсуа-Филипп Шампань во время визита в Киев в марте прошлого года. Тогда же он подчеркнул, что Украина — одна из немногих стран в мире, с которой у Канады подписан договор о зоне свободной торговли. Последний начал действовать в августе 2017-го.
"Теперь мы смотрим, как нам модернизировать наши торговые отношения, которые составляют 300 млн канадских долларов [$207 млн]", — сказал глава канадского МИДа. Кроме того, министр обозначил три условия, при которых в Украину могут хлынуть канадские инвестиции: Киев должен "предложить стабильность, предсказуемость и верховенство права". Уже в июне 2020-го Владимир Зеленский в интервью канадскому изданию The Globe and Mail сообщил об одном из симптоматичных шагов. Речь шла об инвестиции $1,1 млрд канадской компания Black Iron в горно-обогатительный комбинат в Кривом Роге, вопрос о которой, по словам главы государства, "практически решен".
На июньском саммите НАТО в Брюсселе планируют обсудить дорожную карту для Украины. Но до членства в Альянсе могут пройти годы
Некоторое дополнительное сближение между Киевом и Оттавой произошло после катастрофы под Тегераном украинского Boeing 737. Из 167 пассажиров, находившихся на борту самолета, 138 были гражданами или резидентами Канады.
Сегодня Канада продолжает поддерживать Украину в ее противостоянии с Россией. В апреле Трюдо в ответ на сообщение своего украинского коллеги со словами благодарности и приглашением к участию в Крымской платформе написал у себя в "Твиттере": "Знайте, что поддержка Канадой суверенитета, безопасности и территориальной целостности Украины никогда не пошатнется".
Украина и Япония
В феврале на международном форуме "Азиатская стратегия в действии. Роль украинско-японского сотрудничества" Центр "Новая Европа" представил дискуссионную записку "Украина — Япония. Как обеспечить эффективное глобальное партнерство?" В ней отмечалась база, на которой можно строить двусторонние отношения. Обе страны имеют территории, находящиеся под российской оккупацией. У нас это Крым, у японцев — северные территории (известные также как "южные Курильские острова"). Япония единственная из государств Азии ввела ограничительные меры против РФ.
Важно Любовь в одни ворота. О чем Зеленский забыл спросить БайденаНо последние годы не стали прорывом в двусторонних отношениях. Токио с подозрением относится к ситуации, когда в Украину приходит китайский инвестор. История с "Мотор Сич" вызывала беспокойство японцев, поскольку если бы Киев не вырвал это предприятие из рук китайцев, то все, скорее всего, закончилось бы передачей украинских технологий Поднебесной, что совсем не в интересах Токио.
Есть, впрочем, и более краеугольный камень, почему ни при Порошенко, ни при Зеленском, ни в ближайшие годы мы не видели и вряд ли увидим активный приход японских инвесторов в Украину.
"Японский инвестор, — пишет Алена Гетьманчук, директор Центра "Новая Европа", в февральской публикации "Зеркала недели", — который сам по себе достаточно консервативен и не склонен к риску, анализируя ситуацию в Украине, обращает внимание не на политические декларации Киева, а прежде всего на оценки, которые дают нашей стране международные финансовые структуры, — в частности OECD [Организация экономического сотрудничества и развития], Всемирный банк, EBRD [Европейский банк реконструкции и развития]. Помощь в инфраструктурных проектах, являющихся одним из приоритетов президентства Зеленского, — это то, что может "взлететь". Но чтобы это произошло, считает автор, "надо разобраться с бюрократическими и процедурными препятствиями, а также коррупцией и патронатом, которые, с точки зрения Токио, — главные преграды на пути к эффективному использованию японской помощи". Пока что с этим всем Киев не разобрался и утешаться можно лишь тем, что украинскому агробизнесу удается успешно продавать свои товары в Японии, радуя тамошнего покупателя соотношением цены и качества.
Украина и Венгрия
С Будапештом нормализовать отношения Киеву не удалось. Была кратковременная оттепель в прошлом году. Тогда визиты венгерских чиновников в Украину выглядели позитивными настолько, что это даже сбивало с толку, как выразился в феврале 2020-го директор украинского Института центральноевропейской стратегии Дмитрий Тужанский. Он же предупреждал: это лишь смена тактики венгерского премьера Виктора Орбана и его команды, тогда как стратегия остается прежней.
Канадские инвестиции в Украину вырастут не раньше, чем Киев продемонстрирует стабильность, предсказуемость и верховенство права
Киеву и сегодня приходится реагировать на то, что подкидывает ему Будапешт. Последний скандал связан с октябрьскими местными выборами в Украине. Тогда, в день выборов, глава венгерского МИДа Петер Сийярто на своей странице в "Фейсбуке" призвал венгров Закарпатья поддержать Партию венгров Украины (ПВУ). Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что таким образом Венгрия перешагнула "красную линию". Киев запретил въезд двум венгерским чиновникам, участвовавшим в такой агитации. Сийярто дал ответ: "Этим [шагом] Украина направляет месседж, что она отказалась от поддержки Венгрией своих усилий по евроатлантической интеграции".
В конце ноября прошлого года СБУ провела обыски у одного из лидеров венгерской общины в Закарпатье — председателя ПВУ Василия Брензовича, — а также в партийном офисе, офисе благотворительного фонда "Эгана Эде" и здании венгерского института в Береговом. МИД Венгрии вызвал на ковер украинского посла.
Январский визит господина Сийятро в Украину назвали "антикризисным", но до выхода из конфликтной ситуации между двумя странами, похоже, далеко.
Украина и Польша
В начале мая в Варшаве президенты Владимир Зеленский и Анджей Дуда подписали Декларацию о европейской перспективе Украины. Документ засвидетельствовал поддержку Украины Польшей на пути к членству в Европейском союзе. Киев и Варшава находят точки соприкосновения по многим вопросам, однако яблоком раздора выступает история.
Споры на этой почве оживились в апреле 2015-го, когда Верховная Рада признала УПА борцами за независимость Украины. Это произошло всего несколько часов спустя после проукраинского выступления в украинском парламенте президента Польши Бронислава Коморовского. Варшава восприняла это очень болезненно. Действия УПА на Волыни во время Второй мировой войны стоили жизни десяткам тысяч поляков. В 2016-м сенат Польши признал те события геноцидом. А в январе 2018-го польский сейм принял закон о запрете "бандеровской идеологии" в стране. За отрицание "преступлений бандеровцев" предусмотрен штраф или лишение свободы на срок до трех лет.
Важно Почему мы не в НАТО? На вопрос президента Зеленского отвечают эксперты – политологи и военныеИменно этот контекст из недавнего прошлого заставляет оценить майскую декларацию как серьезный дипломатический прорыв. Для Киева крайне важен и этот шаг, и то, что Варшава поддерживает Украину в борьбе против российской агрессии, а также строительства "Северного потока — 2". Наконец добрые отношения с этим европейским соседом — еще и экономический фактор. Польша после Китая — второй крупнейший в мире рынок для украинского экспорта товаров с объемом $2,6 млрд. Позитивные перемены начались при Зеленском. Визит Анджея Дуды в Украину в октябре прошлого года в ОП назвали "настоящей перезагрузкой двустороннего диалога". И это вряд ли можно назвать сильным преувеличением.