/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F433%2F5a36577a7e452c64381ecb6b0c524f83.jpg)
Собственный Навальный: зачем Лукашенко Протасевич и будет ли в Беларуси новая волна протестов
23 мая задержали Романа Протасевича – белорусского журналиста и экс-главного редактора Telegram-канала Nexta, сыгравшего значительную роль в протестах прошлого года, а также его девушку.
После нескольких месяцев протестов многим белорусским активистам пришлось покинуть страну из-за угрозы стать очередной жертвой преследований со стороны государства.
Казалось бы, что большинство оппозиционеров находятся в безопасности, поскольку пребывают в странах, выступивших против действий режима самопровозглашенного президента Беларуси Александра Лукашенко во время протестов.
Но сейчас мы видим, что глава Беларуси готов пойти на все, чтобы расправиться с оппозицией.
Факты ICTV рассказывают, что означает задержание Протасевича и какие последствия оно будет иметь для Беларуси.
Санкции на санкции
Задержание оппозиционного журналиста не заставило долго ждать реакции международного сообщества. Чиновники стран-членов Евросоюза сразу заявили о необходимости как можно скорее ввести новый пакет санкций против Беларуси.
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий обратился к президенту Евросовета Шарлю Мишелю с просьбой обсудить эти ограничения, а глава Литвы Гитанас Науседа требует отпустить Протасевича.
Ситуация не осталась и без внимания Соединенных Штатов. Государственный секретарь США Энтони Блинкен вскоре после задержания журналиста сказал о том, что ведется работа по координации ответа вместе с европейскими партнерами.
Координатор независимой инициативы Free Belarus Center Палина Бродик считает, что Украина также должна присоединиться к ограничениям против Беларуси.
Тем более, что президент Владимир Зеленский уже поручил Кабмину подготовить решение о прекращении авиасообщения с Беларусью.
– Украина могла бы брать пример с международного сообщества, ведь здесь находится довольно большое количество белорусов, которые были вынуждены уехать в связи с политическим преследованием.
Мы надеемся, что Украина, помимо требования освободить Романа Протасевича, также будет действовать в сторону усиления давления на режим и защиты прав граждан Беларуси. В частности, нам кажется, правильным решением был бы отказ от экономического сотрудничества с белорусскими властями, – говорит Бродик.
Конечно, над новым пакетом санкций работали еще до непосредственного задержания Протасевича. Но в свете последних событий его могут расширить, и пойдет речь здесь не только о блокировании счетов и запрете выдачи виз.
Все же главным в этой истории является самолет компании Ryanair, совершивший посадку в Минске после сообщения о минировании. Сейчас неизвестно, была ли возможность у экипажа не соблюдать указаний, но пока речь идет о том, что он в полной мере придерживался всех международных требований, хотя и аэропорт Вильнюса (Литва) был ближе, чем Минска.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F433%2F9394416c7fe2da06dc8003d1b3d7b449.png)
В связи с этим во Франции рассматривают возможность запрета полетов над Беларусью. Политолог Игорь Рейтерович высказал мнение, что авиакомпании могут пойти дальше и отказываться от таких полетов даже без введения санкций.
– Я не исключаю, что любые перелеты в Беларусь, или даже полеты над ней, могут существенно ограничить. Это могут сделать как на уровне ЕС и соответствующих международных организаций, так и на уровне отдельных компаний.
Были обвинения в адрес Ryanair, но, по моему мнению, к ней не должно быть претензий. Она действовала по протоколу, чем и воспользовалась Беларусь. Именно поэтому и могут ограничить полеты в эту страну, – говорит политолог.
Украине, которая уже много лет пытается освободить своих политзаключенных из РФ, было бы приятно увидеть жесткий ответ со стороны наших западных партнеров на ситуацию с экс-главным редактором Nexta.
Однако политолог Олег Саакян не советует сразу же рассчитывать на ограничения, которые очень сильно ударят по Беларуси.
– Я думаю, что мы увидим значительно более жесткую реакцию, чем на это надеются Беларусь и Россия. Если до РФ Европа в полной мере не может дотянуться, то на Беларуси может отыграться, показать свои “клыки” и готовность быть последовательной в отстаивании своих ценностей.
Закрытие воздуха над Беларусью может быть одним из таких шагов. Вместе с тем могут быть санкции экономического характера, которые могут только анонсировать и ввести в случае, если не отпустят (Протасевича, – Ред.), – объясняет Саакян.
По резонансности ситуации можно сделать вывод, что новый пакет санкций введут намного быстрее, чем ожидалось. Но для освобождения Протасевича этого может быть недостаточно.
Торговля жизнью
Белорусский журналист попал в действительно сложную ситуацию. Для самопровозглашенного президента Беларуси любая оппозиция до сих пор является угрозой его “легитимности”, поэтому ему нужно разбираться с ней быстро и жестко.
По словам одного из пассажиров рейса, который посадили в Минске, Протасевич говорил, что на родине его ждет лишь смертная казнь.
– Этого парня отвели в сторону, его вещи выбросили на взлетно-посадочную полосу. Мы спросили его, что случилось. Он сказал, кто он, и добавил: Меня здесь ждет смертная казнь, – заявил пассажир.
Действительно, в Беларуси до сих пор применяют смертную казнь как наказание, но подпадает ли под соответствующие статьи для ее применения Протасевич – другой вопрос. В глазах белорусского режима он враг, а наказание для врагов, как известно, должно быть жестким.
Для Лукашенко Протасевич может стать “своим Навальным”. Неким олицетворением всех “врагов” режима и примером для каждого, кто думает пойти против него.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F433%2Fcb2dd3b8c46fed68ca83df54bdd3b7a9.jpg)
Поэтому, как бы страшно это не звучало, но смертная казнь может стать реальным приговором для журналиста. По словам Бродик, все будет зависеть от статьи, по которой его будут судить.
– Учитывая меры, которые предприняли для задержания Романа, не приходится ожидать каких-то послаблений. Если ему выдвинут международный терроризм – он находился в списке КГБ лиц, причастных к терроризму, – то ему может грозить смертная казнь.
Международная общественность должна наиболее резко отреагировать и действовать по отношению к режиму. На данный момент, мне кажется, ни у кого не может быть иллюзий по поводу того, насколько безбашенно и жестоко может действовать Лукашенко касательно граждан любой страны, находящихся на любой территории, – считает координатор.
Но есть и другой вариант, более позитивный. Лукашенко должен понимать, что любые новые ограничения – это дополнительные проблемы для Беларуси. Поэтому может попробовать “поторговаться” за жизнь журналиста.
– После задержания Лукашенко может торговать жизнью этого молодого человека… Он может попробовать что-то выторговать, но вопрос в том, пойдет ли на это Европейский Союз, согласится ли он на переговоры с человеком и государством, которые, по сути, совершили террористический акт межгосударственного плана, – объясняет Рейтерович.
Новая искра протестов
Первое, что приходит в голову после задержания Протасевича – новая волна протестов в Беларуси. Новые попытки подавить оппозицию должны побуждать белорусов еще раз выйти на улицы.
Кажется, к этому готовится и Лукашенко, который подписал законы о запрете освещения несанкционированных акций протеста и ограничении работы сетей связи в случае угрозы национальной безопасности страны.
Но протестная активность в Беларуси уже давно идет на спад, а потому мало кто ожидает, что народ с новой силой поднимется против режима.
– Последними действиями Лукашенко точечно выбивает всех возможных лидеров протеста. То, что произошло с Протасевичем – это сигнал для белорусского общества: что бы вы ни делали, где бы вы ни прятались, куда бы вы не выходили – мы вас найдем и, по логике Лукашенко, привлечем к ответственности, – говорит Рейтерович.
По его мнению, побудить людей к масштабным протестам может реакция международного сообщества. Если она будет достаточно жесткой, то на улицах будет собираться больше белорусов, даже несмотря на угрозы избиения и задержания.
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F433%2Fbd5997d0b2f587995b0ef057c15be771.png)
В первые недели протестов их координация часто происходила через различные социальные сети, в частности каналы в мессенджере Telegram. Хотя в Беларуси состоялись одиночные акции в поддержку журналиста, ныне сообщений о масштабных протестах не распространяют.
Лукашенко пытается всеми доступными ему методами давить на оппозицию. Играть на публику, чтобы у людей было все меньше желания выходить за установленные им рамки (хотя сегодня это целесообразнее называть колючей проволокой).
Но это может дать обратный эффект. Возможно, не после ареста и приговора экс-главреду Nexta, но в других попытках показать свой “авторитет”.
– Лукашенко поднял ставки. Он ожидает, что это будет “публичная порка”, которая должна напугать всех и показать, что “батька” есть, и остается сильной политической фигурой, а не хромой уткой в этой истории.
Но это может вызвать обратную реакцию. Кого-то это действительно напугает, но может помочь радикализации протеста… Протасевич, вероятно, не станет этим катализатором, но следующий катализатор может привести к тому, что они будут готовы выходить на улицы если не убивать, то умирать, – высказывает мнение Саакян.
Вероятнее всего, что история с экс-главредом Nexta – продолжение борьбы с белорусскими “врагами”, которая началась с “разоблачения покушения” на Лукашенко.
Возможно, в ближайшем будущем Беларусь найдет “сообщников” Протасевича, которые что-то якобы должны были организовать, и арестуют и их. По меньшей мере – объявят в розыск.
Но международное сообщество не собирается оставаться в стороне от этой ситуации. Санкции – его первый шаг, а следующие будут зависеть от действий Лукашенко. Пожалуй, никто не удивится, если в ближайшее время задержанного журналиста объявят политзаключенным и будут требовать его освобождения уже в этих реалиях.
Но если сейчас давление будет недостаточным, то и Лукашенко не откажется от казни журналиста, чтобы показать, что с ним нужно считаться.

