Воспоминания о будущем: последние автомобили СССР
Воспоминания о будущем: последние автомобили СССР

Воспоминания о будущем: последние автомобили СССР

Воспоминания о будущем: последние автомобили СССР - Фото 1

Футуристическую Охту – один из символов обновления СССР – в 1988 году выставляли на автосалоне в Женеве.

Советские концептуальные автомобили времен перестройки: ускорение или тихий ужас?.

Автор Сергей Канунников.

Автомобили-концепты появились задолго до рождения этого термина.

Правда, много десятилетий назад их постройка даже ведущими фирмами мира не носила столь маниакально-массового характера.

Необычные шоу-стопперы (их ещё часто называли «дрим-карами» – автомобилями мечты) периодически выставляли на стендах автосалонов – для привлечения внимания к экспозиции и к конкретной марке вообще.

Воспоминания о будущем: последние автомобили СССР - Фото 2

У нас царствовал социалистический реализм, он же – прагматизм.

Каждый новый автомобиль, даже сделанный в НАМИ, который был флагманом того, что тогда называли автомобильной наукой, как правило, делали с прицелом на серию.

Именно поэтому советские автомобилисты не верили своим глазам, когда в Союзе один за одним стали появляться экспериментальные (они же «поисковые») конструкции, едва в середине 1980‑х в СССР подули первые теплые ветры ускорения и перестройки.

Вместе с НАМИ.

В авангарде «концептостроения» перестройки был НАМИ. Институт – в отличие от заводов – не был связан массовым производством и тяжелым, мучительным внедрением новых моделей, проектирование которых начинали обычно лет за десять до запуска в серию.

Отдаленность НАМИ от реальной жизни имела как отрицательные, так и положительные последствия.

В 1987 году появилась первая перестроечная «ласточка» – НАМИ‑0284 Дебют.

В прессе писали, что автомобиль сделан с прицелом на новое поколение советских машин «особо малого класса».

Как и в отношении многих зарубежных концептов тех лет, подразумевали 2000 год.

Формально Дебют был аналогом новинки этого самого «особо малого класса» – Таврии, производство которой даже ещё не начали.

НАМИ‑0284 оказался лишь на 73 мм короче: длина – 3685 мм, база – 2360 мм.

Но о серии речь не шла.

Хотя некоторые идеи могли бы в перспективе заинтересовать советские заводы.

Воспоминания о будущем: последние автомобили СССР - Фото 3

НАМИ‑0284 Дебют был не макетом, а тщательно проработанным с точки зрения компоновки и инженерии живым автомобилем.

Дебют оснастили несерийным пока ещё двухцилиндровым 30‑сильным двигателем ВАЗ‑1111.

Но главным был нетривиальный футуристический дизайн и тщательно проработанная аэродинамика.

Коэффициент Сₓ=0,23 – прекрасный показатель даже в сравнении с западными аналогами тех лет.

Кузов сделали по известному, в том числе по самодельным автомобилям, принципу: пространственная стальная рама и наружные пластиковые панели.

Воспоминания о будущем: последние автомобили СССР - Фото 4

Дебют, созданный в НАМИ в 1987 году, открыл яркую эпоху перестроечных советских концепт-каров.

Но Дебют, в отличие от многих самоделок, был очень легким – снаряженная масса 734 кг, а конструкция подразумевала применение разных панелей, а значит – и возможность постройки машины с разным дизайном на единой основе.

Эта идея в те годы привлекала и зарубежных конструкторов.

По шасси Дебют повторял серийную вазовскую «восьмерку»: стойки Mc.

Pherson спереди и упругая балка сзади.

Воспоминания о будущем: последние автомобили СССР - Фото 5

При создании НАМИ‑0288 Компакт внимание уделили не только внешности, но и универсальности интерьера.

Уже в 1988 году появился модернизированный Дебют-II с двигателем МеМЗ объемом 1,1 л, мощностью 53 л.

с., предназначенным для серийной Таврии, и электровакуумным приводом сцепления.

А полноценной автоматической коробки даже советские концепт-кары, не говоря о серийных машинах, так и не дождались.

Зато на втором Дебюте появился круиз-контроль, причем советского изготовления.

Инженеры НАМИ прикидывали уже и турбонаддув к мотору Оки, и 16‑клапанную головку к мелитопольскому двигателю.

Однако эти идеи так и остались в планах.

А вот массу второго Дебюта удалось снизить до 614 кг.

Теперь, когда набитые всякой электроникой подчеркнуто безопасные машины становятся тяжелее и тяжелее, сей факт кажется просто фантастикой.

Питерский след.

Осмелевшая на волне демократизации советская пресса, критикуя свой автопром, часто ставила ему в пример кипящих смелыми идеями самодельщиков – творцов необычных авангардных машин.

Потому-то в 1987 году двое самых знаменитых из них – Дмитрий Парфенов и Геннадий Хаинов, авторы известного уже спорткупе Лаура – стали работать в ленинградском филиале НАМИ – «Лаборатории перспективного моделирования», где и создали концепт-кар Охта.

Воспоминания о будущем: последние автомобили СССР - Фото 6

Футуристическую Охту – один из символов обновления СССР – в 1988 году выставляли на автосалоне в Женеве.

Футуристический автомобиль, близкий по стилистике к стремительно врывающимся в автомобильную моду минивэнам, базировался на узлах ВАЗ‑21083 с мотором объемом 1,5 литра и был оснащен мультиплексной электропроводкой.

В 1988 году Охту привезли на автосалон в Женеву.

Она не стала сенсацией, но как очередной символ обновления могучего Союза, как perestroika и Gorby, впечатление на публику и прессу произвела.

Через два года московский институт выдал следующий концепт-кар НАМИ‑0288 Компакт.

Каркас автомобиля длиной 3330 мм с базой 2280 мм тянул всего на 65 кг, а снаряженная масса с двигателем от Таврии составляла 650 кг.

В машине, созданной большой группой специалистов во главе с Александром Мироновым (отвечал за компоновку) и Алексеем Пономаревым (автор дизайна), было много интересного.

Подвеска с пневмоэлементами позволяла менять клиренс от 140 до 170 мм.

Компакт мог ездить не только на бензине, но и на водороде – в городе, на скоростях до 70 км/ч.

По расчетам, водорода хватало на 150–170 км.

Воспоминания о будущем: последние автомобили СССР - Фото 7

При создании НАМИ‑0288 Компакт внимание уделили не только внешности, но и универсальности интерьера.

В 1993 году представили НАМИ‑0325 Компакт-II (он же Compy), главная идея которого состояла в максимальной трансформации салона.

Передние сиденья разворачивались, задняя часть салона легко перестраивалась для перевозки грузов.

Пресса восхищалась тем, что в машину длиной всего 3600 мм можно без труда уложить холодильник.

Тогда такие свойства автомобиля считали очень важной добродетелью.

Compy возили на выставку в Болонью.

Земля и воля.

Автомобиль, вошедший в историю как ЛуАЗ-Прото, прямого отношения к Луцкому заводу не имел.

Его сделали на конкурсной основе в той самой ленинградской лаборатории НАМИ. Внедорожник с пластиковыми панелями на пространственном каркасе отличал свежий дизайн трансформируемого кузова и новая трансмиссия: шестиступенчатая коробка с первой и второй понижающими передачами, ШРУСы в подключаемом переднем приводе.

Воспоминания о будущем: последние автомобили СССР - Фото 8

Экспериментальный ЛуАЗ-Прото ленинградского филиала НАМИ – альтернатива машине с индексом 1302, которую разрабатывали в Луцке.

Передняя подвеска – со стойками Mc.

Pherson, задняя – типа De Dion.

От серийного производства такой концепт был куда дальше, нежели ЛуАЗ‑1302, который параллельно проектировали на заводе.

Хотя и 1302 до серии так и не довели.

Воспоминания о будущем: последние автомобили СССР - Фото 9

Москвич‑2139 Арбат – не самый красивый, но один из самых оригинальных концепт-каров АЗЛК.

А на АЗЛК в 1991 году на узлах Москвича‑2141 соорудили минивэн Москвич‑2139 Арбат.

Не самый красивый в истории завода, хотя и эффектный автомобиль позиционировали как некую перспективу на серию.

Воспоминания о будущем: последние автомобили СССР - Фото 10

Москвич‑2144 Истра – московский взгляд в 2000 год из начала девяностых.

А вот Москвич‑2144 Истра представлял собой лишь макет-фантазию на тему «Транспорт 2000».

Под алюминиевым кузовом с огромной подъемной дверью предполагали разместить ультраэкономичный импортный дизель, с которым обтекаемый автомобиль должен был расходовать фантастические 2,2–3,5 литров солярки на 100 км.

Проверить это никому, понятно, не удалось.

Воспоминания о будущем: последние автомобили СССР - Фото 11

Салон Истры представлял собой лишь черновые наметки интерьера автомобиля будущего.

Позже иных заводов за концепт-кары взялся ВАЗ. Шоу-стопперами выставок начала 1990‑х годов стали малыши ВАЗ‑1151 Гном и ВАЗ‑1152 Эльф с дизайном Евгения Лобанова и конструкции Николая Тазтдинова.

Гном – на агрегатах Оки, а Эльф был электрическим, и оба ездили! Эльф даже занял второе место в ралли электромобилей в Монте-Карло.

Воспоминания о будущем: последние автомобили СССР - Фото 12

Умопомрачительный вазовский Рапан, несмотря на оригинальный кузов, тоже был ходовым электромобилем.

Тольяттинский электромобиль 1998 года Рапан, который возили на автосалон в Париж, несмотря на умопомрачительный дизайн, тоже был ходовым – с начинкой от электрической Оки.

Воспоминания о будущем: последние автомобили СССР - Фото 13

Концептуальный ВАЗ‑1151 Гном создали на узлах и агрегатах Оки ВАЗ‑1113.

Передние сиденья разворачивались, задние двигались в большом диапазоне, рулевая колонка регулировалась и автоматически поднималась при открывании двери.

Воспоминания о будущем: последние автомобили СССР - Фото 14

Лада-Родстер, созданная на агрегатах Калины, вполне могла бы стать мелкосерийной.

А конец прошлого века ВАЗ отметил компактной Ладой-родстер на узлах тогда ещё не серийной Калины.

Этот автомобиль, впрочем, был вполне земным по конструкции, да и по дизайну.

И в иных реалиях мог бы стать и мелкосерийным.

У знатоков вазовской кухни имя ассоциировалось с бывшим главным конструктором, ныне уже покойным Петром Михайловичем Прусовым.

Воспоминания о будущем: последние автомобили СССР - Фото 15

Электромобиль ВАЗ‑1152 Эльф – аналог Гнома: это был ходовой, ездящий образец.

История перестроечных концептов‑каров – интересных, фантастичных, иногда наивных – заканчивалась вместе с ХХ веком.

Наступили куда более прагматичные времена.

Не совсем уж скучные, но с иными посылами и просто с иным духом.

Воспоминания о будущем: последние автомобили СССР - Фото 16

ЗА РУЛЕМ №02 2021.

Источник материала
Упоминаемые персоны
loader
loader