Что поменялось.
Изменения начались уже с дат проведения фестиваля.
Если всегда ОМКФ проходил в середине июля, то сейчас он сдвинулся на август.
Отчасти это связано с тем, что главные события в киномире также прошли позже привычных дат – Оскар, Венецианский, Каннский, Берлинский кинофестивали.
По той же причине непонятны даты ОМКФ в следующем году, однако, как говорит президент фестиваля Виктория Тигипко, проверенная онлайн-платформа придает уверенности, что в каком-либо формате, но фестиваль точно состоится.
ОМКФ стал короче на день.
Если раньше церемонию открытия проводили в пятницу, то сейчас - в субботу.
Сначала могло показаться, что организаторы хотели обойти пятницу, 13-е.
Однако они решили, что в выходной гостям легче добраться до Одессы.
Впервые не оказалось в расписании фильма-открытия, это объяснили дополнительными дневными показами для зрителей.
Не было ежедневного кино под открытым небом, ранее площадкой служил «Зеленый театр», но в разгар августовских концертов локацию не смогли использовать для фильмов.
Зато прошел традиционный показ немого кино на Потемкинской лестнице, собравшимся продемонстрировали фильм «Малыш» с Чарли Чаплином, картина в этом году отметила 100-летие! Более того там же впервые провели церемонию закрытия ОМКФ.
Красную дорожку постелили в соседнем парке, а трибуны и сцену разместили прямо на лестнице.
В будущем традицию «открытого закрытия» планируют продолжить, по задумке организаторов: звезды должны стать ближе к зрителям.
Экономия на гостях.
Бюджет фестиваля в этом году уменьшился на треть.
Если ранее на организацию ивента требовалось 2 миллиона евро, которые давали спонсоры и местные власти, то в этом году получилось уложиться в 40 миллионов гривен.
Основные расходы идут на приглашенных звезд, которых нужно привезти, поселить и сопровождать.
Иногда приглашенные летят с других материков, их требования прописаны в райдере, но в этом году удалось сэкономить.
И, несмотря на это, два главных гостя ОМКФ-2021 являются звездами мировой величины.
На красной дорожке объективы были сосредоточены не только на Оле Поляковой и Иване Дорне, но и на немецком актере Даниэле Брюле, который снимался в «Ультиматуме Борна», «Бесславных ублюдках» и «Гуд бай, Ленин».
На фестивале Брюль представил свой дебютный фильм в качестве режиссера, где он сыграл себя самого в гиперболизированной версии.
В эффектной трагикомедии по дороге на кинопробы главный герой заходит в бар, где встречает своего соседа.
Тот знает о Даниэле намного больше, чем следовало...
«В молодости мне не хватало терпения.
Я не мог ждать, срывался к телефону, когда звонил агент, в ожидании любой роли.
Сейчас все иначе, важно уметь выждать правильную роль и вживаться в нее на 100%, - рассказывает актер.
– Дома у меня есть сауна, где я люблю репетировать.
Захожу туда и начинаю говорить с собой: пробую разные голоса, интонации.
Я советую всем актерам иметь такое место, где можно поговорить с собой».
Отказался от «Трои».
Наиболее эффектным гостем ОМКФ стал британский режиссер Терри Гиллиам - автор культовых «12 обезьян» и «Страха и ненависти в Лас-Вегасе».
Кинодеятель имеет свой особенный взгляд на кино, политику и жизнь.
Например, работа над его последним фильмом «Человек, который убил Дон Кихота» длилась 30 лет, режиссер менял сюжеты и смыслы.
В свое время он отказался от съемок блокбастера «Троя», потому что не понимал, как можно работать над фильмом на основе «Илиады» без греческих богов в сюжете.
Гиллиам успел побывать на одесском Староконном рынке, где больше всего удивился продаже котов.
«Что вы делаете с темы котами, которые не продаются, когда они вырастают? Вы же не сливаете их в туалет? Мы же не делаем этого с детьми, когда они вырастают и перестают нам нравиться..
Я сам старею и перестаю многим нравиться, - признался Терри.
– Когда же пробьет мой час, то завещаю похоронить себя в большой коробке возле дома на холме, и посадить рядом дуб».
Курьезные высказывания гостя ОМКФ продолжились и на церемонии закрытия.
Во время получения «Золотого Дюка» на Потемкинской лестнице он признался, что взволнован, поскольку считает фильм «Броненосец «Потемкин» одним из важнейших в своей жизни, а Эйзенштейна – одним из главных мировых кинематографистов.
Режиссер в своей речи поблагодарил Одессу и..
Янина Соколова тут же поправила гостя, а сам он объяснил оговорку волнением и растерянностью.
Возможно, 81-летний режиссер действительно был взволнован, поскольку сразу после церемонии попал в больницу.
Там его продержали до утра и лишь на следующий день разрешили вылететь обратно в Лондон.
Детектив, кабаре и школьники.
В этом году фестивальным зрителям показали 65 фильмов, в 2019-м эта цифра была почти вдвое больше.
Однако разнообразие жанров и смыслов в фильмах было достаточно.
Например, тема любви была представлена в разных интерпретациях.
Во французской картине «Любовники» девушка понимает, что не смогла разлюбить бывшего парня, который торговал наркотиками и пропал из ее жизни на несколько лет.
В эротической драме Пола Верховена «Искушение» показали жизнь монахини Бенедетты, которая поддалась соблазну другой священнослужительницы.
А вот любовь двух мужчин за решеткой показали в гей-драме «Великая свобода», когда в Германии еще не был отменен срок за гомосексуализм.
И даже в героическом фильме «Легенда о Зеленом рыцаре», вышедшем в украинский прокат, не обошлось без поцелуя двух мужчин.
Украинскому кино в этом году было представлено особое внимание.
Оценить отечественный кинематограф можно было в рекордных для ОМКФ четырех программах.
Так, среди украинских гала-премьер был представлен «Розы.
Фильм-кабаре», коллектив Dakh Daughters рассказал про свое творчество на фоне событий 2014 года.
Также интерес вызвал фильм «Посторонний», который за полтора года успели посмотреть зрители 20 международных фестивалей, где команда собрала 11 наград.
В Одессе состоялась украинская премьера картины, которая в комедийно-фантастическом формате показывает старания детектива распутать исчезновение девушки из лечебницы.
Зритель смеялся, аплодировал, но вопросов к «эзотерическому детективу» осталось немало.
Гран-при ОМКФ в этом году вручали не в международной программе, которой не было вовсе, а в украинском конкурсе.
В полном метре соревновались 6 картин, в итоге зрители проголосовали за «Стоп-Землю» Екатерины Горностай.
История киевских школьников показывает дружбу, любовь и отношения с родителями современных подростков.
Режиссер называет свое творение «игровым кино, в котором много правды», поэтому в фильме, который похож на документальное кино про 11-классников, достаточно дискотек, курения и даже матов.
На показ в Одессу приехала практически вся съемочная группа, которую полный зал зрителей искупал в овациях, а жюри наградило также ансамбль актеров-подростков статуэткой за лучшую актерскую работу.
Награду вручил глава Совета по господдержке кинематографии Артем Колюбаев, который отметил, что почти все украинские фильмы, показанные на ОМКФ, были сняты при поддержке государства.
А это обнадеживает.
Олег Шапаренко, Елена Никитина.
ua в Telegram.