Самая большая страшилка последних недель – приближающийся отопительный сезон. И если раньше украинцев больше всего беспокоило, будут ли батареи горячими, то теперь волнует, смогут ли они тепло в батареях оплатить.
Но волновать, по сути, должно и первое, и второе.
Топливо на международных рынках, к которым привязана наша страна, безостановочно растет в цене. А это может взвинтить тарифы на коммуналку и стоимость промышленной продукции в разы. При этом запасы и газа, и угля в Украине оставляют желать лучшего. Другими словами, ситуация в отечественном энергокомплексе очень серьезная.
Ни один энергозакон, который был принят в рамках европейской интеграции – и о рынке электроэнергии, и о рынке газа – не работает
Выход из этого "тоннеля" власть нашла, правда, опять "в ручном режиме". Что это значит? А то, что ни один энергозакон, который был принят в рамках европейской интеграции – и о рынке электроэнергии, и о рынке газа – не работает. Они остались лишь на бумаге, а на деле – пустышка.
К примеру, тарифы на свет. Закон "О рынке электрической энергии" вступил в силу 11 июня уже далекого 2017 года. Как уверяла тогда власть, на рынке будет прогрессировать конкуренция, а от этого только выиграют граждане. Документ якобы внедряет нормы Третьего энергетического пакета ЕС, в том числе, в вопросе разделения компаний по направлениям распределения и передачи электроэнергии. То есть, жить будем лучше, жить будем "светлей".
Закон предусматривал поэтапный переход на евростандарты. Инициаторы инноваций только забыли сказать, что эти самые европейские нормы мы будем внедрять на "наш" манер.
Что получили в итоге? Когда нужно было так называемый отечественный рынок отпустить в свободное плавание, выяснилось, что "подкорректированные" тарифы народ не осилит. По совпавшим (что бывает крайне редко) подсчетам профильных ведомств и экспертов, тариф на электроэнергию для населения взлетит в три раза. Ну, и придумали выход. Для начала, дабы проверить платежеспособность украинцев, с 1 января упразднили действие льготного тарифа на электроэнергию - 90 копеек за первые 100 кВт-час. Ввели фиксированный тариф – 1,68 гривни. Его действие продлевали дважды в течение текущего года. И предупредили: если бы этого не сделали, то свет подорожал бы в разы.
Потом в правительстве заявили – мы "спасем" население: с 1 октября 80% украинцев будут платить за электроэнергию меньше. Тариф на электроэнергию снизили до 1,44 грн/кВт-час для домохозяйств, потребляющих менее 250 киловатт-часов. Для остальных домохозяйств тариф остался без изменений – 1,68 грн/кВт-час. Помогли? Конечно, но только с льготным тарифом мы все равно платили меньше. И помогли, используя "ручной режим". О чем это говорит? А о том, что рынок электроэнергии у нас не работает.
Теперь о рынке газа, который в отношении населения заработал с 1 августа 2020 года. Сейчас в Европе котировки голубого топлива бьют рекорд за рекордом. Потолок пробит на уровне свыше 1200 долларов за тысячу кубометров. В наших хранилищах запасов газа минимум за последние три года, и то не понятно, чьи они.
Народ стал волноваться. Премьер Денис Шмыгаль всех успокоил: все будет нормально, зиму пройдем в стабильном режиме. Тем более, чтобы платежки за коммуналку не росли, Кабинет министров, "Нафтогаз" и местные власти подписали меморандум о взаимопонимании, которым предусмотрено, что во время отопительного сезона 2021-2022 годов тарифы на тепло и горячую воду для населения увеличивать не будут.
Договорились о бесперебойности поставок газа, чтобы население и все учреждения социальной инфраструктуры были с теплом, а также о финансовой поддержке громад со стороны государства. Все нововведения коснутся и следующего года.
"Также в меморандуме четко определено, что для неизменности тарифов в 2022 году государство передаст и направит в местные бюджеты налог с доходов физических лиц в размере дополнительно 4 процентов, то есть, это не менее 11 млрд гривень... Кроме того, акциз с топлива также будет оставлен для местных бюджетов в 2022 году, чтобы они могли поддержать коммунальных производителей тепла и обеспечить спокойное прохождение отопительного сезона", – заявил Шмыгаль, пообещав направить предприятиям теплокоммунэнерго из госбюджета на покрытие разницы в тарифах 30 млрд гривень.
Власть имущие забыли отметить, что промышленность осталась вне меморандума
Вот только власть имущие забыли отметить, что промышленность осталась вне меморандума. Для нее цены на газ уже превысили 30 гривень за кубометр. Как думаете, предприятия будут работать себе в убыток? Скорее, все затраты будут внесены в цены на продукцию. То есть, за все рассчитается конечный потребитель – мы с вами.
Да и укрощение тарифов на тепло для населения снова происходит в ручном режиме. А где же рынок? Скажете, что ситуация вынудила? Вовсе нет. Это просто еще одно свидетельство того, что энергорынки, которые прописаны законами и десятками подзаконных актов, в Украине не работают.
Все меморандумы и ситуативные решения правительства – не что иное, как пиар-акции "заботы" об обнищавшем вследствие коронакризиса населении. Законы о рынке газа и электричества есть, а самого рынка нет. Нет формулы расчета действительного тарифа, нет механизмов взаимодействия игроков рынков, а сами рынки продолжают "корректировать" вручную. Печально, что за все эти просчеты уже более тридцати лет из своего оскудевшего кошелька расплачиваются украинцы. И конца этому не видно.
Нана Черная