Народный депутат Николай Тищенко, который является членом комитета ВР по вопросам транспорта, возглавляет Закарпатскую ячейку партии "Слуга народа", а также может быть причастен к незаконному освоению средств на строительство Подольско-Воскресенского моста и попытке рейдерского захвата рынка "Столичный" в Киеве, теперь планирует заняться еще и вопросами энергоэффективности. Недавно он заявил о создании соответствующего межфракционного объединения в парламенте. Формально планируют заниматься тарифами, реально - контролировать бюджетные потоки, которые выделяются на энергоэффективность.
В конце сентября Николай Тищенко и ряд других депутатов из разных фракций объявили в Раде о создании межфракционного объединения "Энергоэффективная Украина". Кроме Тищенко, группу презентовали Алексей Кучеренко из БЮТ, Евгений Пивоваров и Анатолий Костюх от "Слуг", а также глава Госэнергоэффективности Валерий Безус. В интервью журналистам Тищенко заявил, что группа займется "снижением тарифов".
"В первую очередь мы будем заниматься тарифами и энергоэффективностью. Сегодня именно в энергоэффективности заключается секрет успеха к понижению платежки. Мы хотим применить новый концепт в энергоэффективности в масштабах всей страны", – рассказал нардеп. Он также добавил, что МФО будет заниматься изучением вопроса себестоимости внутренней добычи газа.
В официальном комментарии на Facebook конкретики не добавилось. "Хватит пустых обещаний, что энергоресурсы будут покупаться за бесценок. Пришло время реального решения существующих проблем. Сейчас тенденция в мире такова, что именно повышение уровня энергоэффективности станет ключом к решению многих общественных проблем. От большой стоимости коммунальных услуг к повышению конкурентоспособности и росту национальной экономики", - написал депутат в комментарии к фото с презентации МФО.
Хотя межфракционное объединение - это всего лишь формальная группа, у которой нет полномочий фракции или комитета (таких тематических МФО в парламенте десятки), а тема энергоэффективности звучит как просто "за все хорошее", есть несколько причин предполагать, что за абстракциями и традиционным для Тищенко напускным пафосом стоят вполне конкретные политические и бизнес-цели.
Первая — это кратное увеличение тематики энергоэффективности в бюджете в 2022 году, а также планируемый рост расходов на это направление из средств налогоплательщиков в ближайшие 5 лет. Так, Кабмин на заседании 22 сентября (примерно в одно время с созданием МФО Тищенко) увеличил уставной капитал Фонда энергоэффективности до 2,8 млрд грн., в бюджете на 2022 год заложено финансирование энергоффективных программ ("теплые кредиты" и прочие) на уровне 2,5 млрд грн., что, по данным СМИ, в 25 раз больше, чем в 2021 году. По данным Госэнергоэффективности, до 2026 года на это направление планируют потратить до 10 млрд грн., и это далеко не финальная цифра. С точки зрения бизнес-интересов есть широкое поле для лоббирования - как получателей госпомощи, так и подрядчиков, которые могут осваивать различные проекты по утеплению школ, больниц и прочих госучреждений. Не говоря уже о целевых дотациях для конкретных регионов под такие программы.
Зная "хватку", с которой Николай Тищенко, которого называют одним из "смотрящих" за Киевом, работает с бизнес-проектами (например, поддержка рейдеров рынка "Столичный" через давление на Минюст в интересах "парашютистов" и титушек; "прикуривание" на Подольско-Воскресенском мосту через родственников), можно не сомневаться, что и в теме энергоэффективности Николай найдет возможности для максимального использования своих талантов.
Вторая причина - это необходимость "купировать" тематику повышения тарифов накануне нового отопительного сезона. Несмотря на то, что Кабмину удалось достичь взаимопонимания с местными властями относительно стабильных тарифов на тепло до весны на фоне непредсказуемых колебаний цены на газ, вероятность "тарифных майданов" как на национальном, так и на региональном уровне все еще остается. И здесь есть несколько вариантов: либо Тищенко в свойственной ему манере чересчур усердно пытается угодить Банковой и самостоятельно решил заняться политически "перспективной" тематикой, либо ему поручили это направление в рамках смещения акцентов с высоких тарифов на необходимость снижать цифры в платежке через утепление стен в домах.
Другое дело, что если верна последняя версия, это может означать, что у Банковой совсем все плохо с тематическими спикерами, способными нормально артикулировать один из наиболее важных для граждан вопрос.
Медийность, которую Тищенко получил благодаря различным скандалам (работающий в карантин ресторан Велюр, отмечание в карантин дня рождения жены Тищенко с салютом в столичном пятизвездочном отеле, нападение на нардепа Гео Лероса прямо у трибуны Верховной рады), его неспособность разобраться даже с базовыми вопросами (инцидент с комментарием формулы Штайнмаера через образ резиновой куклы), причастность к различным коррупционным схемам (например, лоббирование схемы поборов с моряков на транспортном комитете) - далеко не лучший бэкграунд для работы с чувствительными вопросами.
Пример народного депутата Евгения Брагара, который предлагал заплатить за газ, продав собаку, показывает, как просто можно свести к фарсу даже самые серьезные и насущные вопросы.
Впрочем, нельзя исключать, что Николая Тищенко, которому в принципе уже нечего терять с точки зрения рейтинга, попросили заняться темой энергоэффективности, чтобы постепенно "слить" ее важность в инфополе и превратить ее в токсичную для других политиков. По такой схеме еще в средине 2000-х политтехнологи "нивелировали" значение различных общественных дискурсов, включая в них начинающего тогда свою "сольную" карьеру в политике Олега Ляшко. Только, в отличие от Ляшко, у которого не отнять актерского и ораторского таланта, качок-вышибала из 90-х Тищенко, чтобы "заговорить" энергоэффективность, видимо будет просто валить оппонента ударом в голову.
Евгений Карлов
Автор: Григорій Бондар