7 июля 2021 года Кабинет министров Украины выделил средства для украинских полярников на приобретение судна. А помогла нам в этом Великобритания, которая продала ледокол Джеймс Кларк Росс за $5 млн, что вдвое дешевле начальной цены.
Теперь под украинским флагом судно называется Ноосфера. Символично, но именно на нем первая украинская антарктическая экспедиция добралась до станции Академик Вернадский в 1996 году.
Когда этот ледокол был спущен на воду в 1990 году, он был лучшим в мире научно-исследовательским судном. Сейчас остается в 20-ке лидеров. В частности, благодаря возможности заглянуть прямо на глубину океана.
Судно может идти со скоростью 2 морских узла (около 4 км/ч) через ровное ледовое поле толщиной 1 метр. Максимальное ледовое препятствие на его пути может достигать 4 метров. Максимальная скорость судна – 14 узлов, водозамещение — почти 6 тыс. тонн, длина — около 100 метров.
В ледоколах Ноосферы есть различные лаборатории, где украинские ученые могут изучать климат едва ли не всей планеты. На борту могут одновременно работать до 50 исследователей и 27 членов экипажа.
– Кроме бурения нам доступны все другие виды исследований. Это значит, что у нас будут именно комплексные экспедиции, где одновременно будут работать гидробиологическая группа, гидрофизики, которые занимаются морскими течениями и метеорологи-климатологи, — рассказывает директор Национального антарктического научного центра Евгений Дикий.
Также судно имеет очень мощный двигатель. Только его одного достаточно, чтобы обеспечить электричеством 25-этажный дом.
Ледокол Ноосфера – это не просто вездеходный транспорт в экстремальных условиях, это основной инструмент в исследовании океана и Антарктики.