Эхо энергетического кризиса в ЕС
Предприятия металлургического сектора столкнулись с резким ростом цен на энергоносители. За несколько месяцев природный газ подорожал почти в 3 раза. Если в июле, по данным «Украинской энергетической биржи», средневзвешенная цена была на уровне 12,9 тыс грн за тысячу кубометров, то к ноябрю газ торговался уже по 35,8 тыс грн/ тыс кубометров.
Похожая ситуация и с электроэнергией, которая выросла в цене более чем вдвое. По данным ГП «Оператор рынка», в июле цена в соответствии с базовым индикатором РДН (рынок на сутки наперед) была на уровне 1284,26 грн МВт/час. А в октябре – уже 2516,91 грн МВт/час. В ноябре она продолжила расти и по итогам первой декады достигла 3095 грн МВт/час.
Причиной ценового скачка стал дефицит газа на рынке ЕС на фоне быстрого восстановления экономики, которое сопровождалось ростом энергопотребления и сокращением поставок газа из России. Несмотря на растущие потребности европейского рынка, практически полностью зависимого от российского газа, «Газпром» не спешил увеличивать поставки топлива и наполнять свои подземные хранилища в ЕС. Напротив, принадлежащая государству компания сократила транзит в Европу, объясняя это авариями и вынужденными ремонтами на своих объектах. В итоге на пике напряженности стоимость газа на спотовом рынке достигала 2 тыс долл/тыс кубометров. Сейчас она колеблется на уровне 800-1000 долл, что все равно в разы выше привычных цен. На этом фоне растущий спрос на уголь также подтолкнул вверх стоимость угольной генерации как альтернативы газовой.
Это не могло не сказаться на производстве. Европейские металлурги начали ощущать влияние высоких цен на энергоносители, несмотря на то, что большинство производителей защищены от таких колебаний долгосрочными контрактами. Так, европейское подразделение ArcelorMittal ввело паузы в работе электродуговых печей на нескольких производствах во время пиковых цен на электричество. Испанская Sidenor сократила график работы сталелитейного производства до конца года на 20 дней. British Steel ввела специальные надбавки на э/э к ценам на отдельные продукты, чтобы сгладить стремительный рост затрат. Отраслевые объединения металлургических, химических компаний и производителей удобрений в Британии и ЕС попросили власти о поддержке бизнеса в сложившейся ситуации.
Металлурги теряют доходность
Большинство опрошенных Uaprom.info украинских компаний металлургического сектора также отметили ощутимое влияние ценовых скачков на себестоимость продукции, а в некоторых случаях и на финансовые показатели бизнеса, однако исключили остановки или сокращение производства в ближайшем будущем.
По словам начальника управления закупок энергоресурсов «АрселорМиттал Кривой Рог» Олега Айко, высокая стоимость газа «крайне негативно» отражается на работе компании, которая использует его в доменном производстве. «Мы считаем цены на газ крайне завышенными, паническое настроение рынка привело к такому уровню. Очень надеемся, что в ближайшее время рынок должен снизить цены до приемлемого уровня», - сказал Айко, отметив и существенный рост цен на электроэнергию.
В структуре себестоимости производства продукции «Интерпайп» основные затраты традиционно приходились на закупку металлолома. Однако в последнее время рост цен на газ стал оказывать более негативный эффект, чем высокие цены на лом, сообщил заместитель гендиректора компании Денис Морозов.
«Постоянное удорожание газа началось в апреле текущего года, а в августе-ноябре цены просто взлетели до рекордных отметок. На производственных активах «Интерпайпа» природный газ используется в основном в кольцевых печах и термоотделах. Таким образом, это негативно отражается на себестоимости всей нашей продукции. Более того, с такой высокой ценой на газ экономически нецелесообразно стало выполнять заказы на определенный сортамент трубной продукции. В итоге мы вынуждены перекладывать рост затрат на покупателей нашей продукции», - сказал Морозов.
Вместе с тем он считает, что компании удалось избежать намного больших потерь за счет стратегического решения построить современный сталеплавильный комплекс «Инетрпайп Сталь» вместо устаревшего и энергоемкого мартеновского производства. «В результате потребление газа сократилось в 8 раз», - добавил топ-менеджер.
Исполнительный директор по внешним связям Ferrexpo Ярославна Блонская в комментарии Uaprom.info отметила, что доля затрат на энергоносители в себестоимости железорудных окатышей, основного продукта компании, минимальна, благодаря чему влияние будет незначительным. «Колебания на рынке существенные. Но на нашей продукции это не сказывается так сильно (как в других производствах, где доля энергоносителей в себестоимости может достигать 90% - ред.)», - сказала Блонская.
Повышение цен на газ и на электроэнергию снижает маржу предприятий металлургического сектора, но на данный момент не является критичным, считает инвестиционный аналитик Concorde Capital Дмитрий Хорошун. По его подсчетам, затраты меткомпаний на тонну готовой продукции выросли примерно на 70-90 долл для производителей стали и на 15 долл для производителей железорудного сырья. При этом в случае, если компании имеют прямые договора с поставщиками э/э, например, с «Энергоатомом», их затраты будут меньше.
«Для производителей стальной продукции и ЖРС повышение цен на газ и э/э не должно критическим образом сказаться на деятельности. В частности, эти факторы не должны стать причиной уменьшения объёмов производства. По показателю EBITDA остается запас прочности, в несколько раз больший, чем недавнее повышение себестоимости», - говорит он.
Ферросплавщики считают убытки
В то же время для производителей ферросплавов ситуация сложнее, отмечает Хорошун, ведь доля электроэнергии в их себестоимости – около 30%, гораздо выше, чем для производителей стали и ЖРС.
Так, двукратный рост цен на электроэнергию сделал убыточным производство на Побужском ферроникелевом комбинате, рассказал Uaprom.info генеральный директор предприятия Денис Шевченко. «С таким уровнем цен мы несем убытки даже максимально сократив все затраты», - отметил он, добавив, что надеется на улучшение ситуации в ближайшие месяцы. «Снижать производительность печей или вообще их останавливать в конечном итоге может быть еще дороже».
На такой шаг решились на Никопольском заводе ферросплавов, где в октябре из-за роста цен на э/э и снижения реализации готовой продукции вывели из работы 5 из 13 печей. Как сообщал гендиректор завода Владимир Куцин, месячные затраты НЗФ на э/э остались прежними, несмотря на сокращение производства почти вдвое. Спустя полтора месяца простоев НЗФ начал возвращать агрегаты в работу – главным образом в связи с восстановлением спроса на продукцию предприятия.
Коксующийся уголь – пока в дефиците
На фоне энергетического кризиса украинские предприятия металлургического сектора столкнулись с нехваткой коксующегося угля из-за роста цен на мировых рынках. Глобальный дефицит сырья усугубляется ростом стоимости доставки. За 10 месяцев с начала года обеспеченность коксохимических предприятий сократилась на 2,3% до 10,66 млн т углей для коксования, сообщил «Укрметаллургпром». Из них 7,66 млн т – это импорт, общий объем которого упал на 4% год к году. Импорт покрывает порядка 75% всей потребности в металлургическом угле, а снижение его поставок может привести к нехватке кокса и общему снижению выплавки чугуна и стали.
Так, в АМКР назвали ситуацию с обеспечением предприятия углем «очень тяжелой». Чтобы обеспечить необходимые объемы производства компания начала закупать дополнительные партии коксующегося угля в Чехии. «Надеемся, что с ноября напряженность в логистике пойдет на спад», - сказал в комментарии «Интерфакс-Украина» Олег Айко.
Тем временем, меткомбинат «Запорожсталь» по итогам октября сообщил о 14,5% падении выплавки стали в связи с недостатком коксующихся углей, «что повлекло за собой снижение производства кокса и дефицит этого сырья для металлургов».
В Метинвесте, которому принадлежит 49,9% предприятия, сообщили, что текущая ситуация с обеспечением угольным сырьем предприятий группы «сложная, но контролируемая».
«Метинвест более чем на 60% обеспечен углями собственной добычи, предприятия холдинга в целом не испытывают дефицита. Тем не менее, существуют некоторые негативные факторы, которые могут формировать дефицит сырья. В их числе - резкий рост мирового спроса на уголь, заторы в портах США и, как следствие, смещение графика погрузки судов с американским углем в наш адрес», - ответила Uaprom.info пресс-служба компании. В случае крайней необходимости Метинвест рассматривает возможность закупать дополнительные объемы углей на спотовом рынке.
По мнению Хорошуна из Concorde Capital, доступность коксующегося угля в скором времени восстановится «при условии, что импорт, в частности, из РФ, продолжится». Так, он отметил снижение добычи в июле-сентябре на шахтоуправлении Покровское, однако обратил внимание на рост объемов производства с октября. «В ноябре ш/у Покровское планирует запустить новую лаву, что может поднять объёмы производства ещё выше», - говорит аналитик. Незначительную позитивную динамику отметили и в объединении «Укркокс», по данным которого в октябре наблюдался рост производства кокса на 5,1% по сравнению с сентябрем.
Впрочем, сильная зависимость Украины от импорта коксующегося угля оставляет риски того, что восстановление внутренней добычи не полностью решит проблему, добавил Хорошун.